«Инклюзия и этика в цифровом пространстве» – Открытый лекторий провел онлайн-дискуссию

779

29 октября 2020 года состоялась онлайн-дискуссия Открытого лектория – «Инклюзия и этика в цифровом пространстве». К прямому эфиру присоединились спикеры из Швеции, Румынии, Польши. Они поделились своим опытом организации инновационных культурных проектов для людей с ограниченными возможностями, а также обсудили, как цифровые технологии могут повысить качество жизни. Трансляция прошла на площадке сайта Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Все очевиднее, что цифровые технологии в современном мире открывают перед нами новые возможности в работе, образовании, проведении досуга и других сферах общественной жизни. Спикеры дискуссии – эксперты инклюзивных центров и культурных учреждений – взглянули на этот процесс с новой стороны. Как использовать онлайн-среду для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями? Как сделать цифровое пространство комфортным для социальной адаптации, для творческого и профессионального развития без границ? В обсуждении приняли участие: директор и художественный руководитель шведского образовательного центра по вопросам творческого развития и инклюзии ShareMusic & Performing Arts София Александерссон, президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень, преподаватель Академии изящных искусств в Гданьске Роберт Сохацкий, директор Центра электронного обучения Политехнического университета Тимишоара Диана Андоне и фандрайзер образовательной программы «Учитель для России» Мария Парфёнова.

София Александерссон начала дискуссию с рассказа о центре Share Music & Performing Arts, который помогает людям с разными возможностями здоровья объединяться в творческие союзы. В пандемию участники креативных мастерских оказались изолированными дома и не могли посещать занятия, тогда семинары перевели в режим онлайн.

«На самом деле в период пандемии все оказались в том положении, в котором люди с ограниченными возможностями живут всю жизнь. «Подумайте, ведь они часто находятся в изоляции от общества», – говорит София. – Во время карантина мы провели около 16 творческих семинаров с участниками со всей Швеции. Наши ученики больше не чувствовали себя одинокими. Все работы мы выложили на онлайн-платформу и дали этой виртуальной галерее символичное название – Отчет о (постоянной) изоляции».

Екатерина Мень поделилась своими мыслями о широком распространении онлайн-общения и роли технологий в инклюзии: «В последнее время я даже напугана обилием онлайн. Для меня ценность цифровых технологий как раз в том, чтобы способствовать живой инклюзии, а не только подключению людей в онлайн-среде. Цифровое пространство должно стать приложением к реальности, технологии должны стимулировать и поддерживать социальные связи и отношения».

Екатерина перечислила основные принципы цифровой инклюзии: бесплатные или доступные технические устройства, обучение цифровой грамотности, создание разнопланового и социально-полезного контента.

Тема инклюзии намного шире, чем работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это самое передовое социальное устройство общества, обеспечивающее всех равными правами и гарантирующее самую высокую степень безопасности. Помощь и поддержка нужна всем людям, которые по каким-либо причинам оказались в дискомфортных или трудных жизненных условиях. Диана Андоне рассказала о проекте DigiCulture – это образовательная программа для работников креативной индустрии, которым необходимо освоить цифровые технологии и современные компьютерные программы. Проект стал интернациональным и помогает людям из Румынии, Австрии, Италии, Великобритании.

Диана предлагает рассматривать инклюзию в широком смысле: «Инклюзия – это вопрос доступности. 15 лет назад был разработан стандарт для сайтов, на основе которого можно оценить, являются ли веб-страницы доступными и комфортными для пользователей. Тогда оказалось, что лишь 17% сайтов соответствуют всем критериям инклюзивности. Сегодня ситуация меняется, и культурные проекты также участвуют в этих изменениях».

Эксперты, говорящие об инклюзии, хотят обратить внимание общества на проблемы, которые иногда не проявляют себя внешне, но тем не менее значимы для многих людей. Каждый десятый человек в мире испытывает трудности при чтении, письме, восприятии символов. Мария Парфёнова, как член Ассоциации родителей и детей с дислексией, рассказала о проблеме, значимость которой принято преуменьшать.

«Мы можем помочь таким людям очень простыми и недорогими технологиями: использовать специальный шрифт, цвет фона, способ организации информации, делать больше видео и инфографики, а не только текст», – говорит Мария.

Она также подчеркивает роль культурных институций в вопросах инклюзии: «Очень приятно видеть, что музеи и НКО включились в этот процесс. Они могут стать образовательными центрами для людей, которые испытывают различные ограничения. К примеру, если московский музей выкладывает на своей цифровой площадке образовательную лекцию о дислексии, он дает информацию родителям в Салехарде, которые станут лучше понимать своего ребенка».

Во время дискуссии спикеры несколько раз обращались к сложившейся в мире эпидемиологической ситуации, анализировали, как пандемия изменила нас, к чему это приведет в будущем.

«В этом году изменилось наше восприятие реальности. Если раньше технологии дополняли нашу жизнь, то сегодня вся наша жизнь ушла в онлайн. Раньше старшее поколение было проводником молодежи в мир, теперь молодые люди помогают старшим адаптироваться в цифровой реальности. Раньше человек взаимодействовал с человеком, теперь это происходит посредством машины», – так видит новую реальность Роберт Сохацкий.

«Мне очень откликаются мысли Роберта, – поддерживает Екатерина Мень в заключение дискуссии. – В реальности сегодня мы меняемся местами. Мне представляется интересным то, что люди с ограниченными возможностями здоровья всегда были в положении тех, кого мы опекаем. Мы думали, что обладаем физическим, а также интеллектуальным, культурным, созидательным преимуществом. Цифровой мир позволил этим людям сказать, что они тоже будут формировать правила, они с нами на равных, мы стоим через запятую. Безусловно суть инклюзивности стала ярче пробиваться благодаря технологиям».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.