Почему так в России… березы шумят…
Все больше в России молодых кинематографистов. Движение по консолидации, поддержке молодых кинематографистов (в качестве первых своих шагов снимающих короткометражное кино) со стороны государства и прочих структур зримо началось лет шесть назад. Как раз и низы смогли, созрели, захотели.
Появился Молодежный центр Союза кинематографистов (и их Питчинг Дебютантов), фестиваль «Короче», интернет-порталы, пишущие о кино профессионально (TvKinoRadio, Proficinema, Absolute Cinema, ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO), огромное количество киношкол вызрело и прочно укрепилось за эти годы (хотя ВГИК по-прежнему – Мекка). И все же споры об отлаженной киноиндустрии и наличии трамплина для молодых не утихают.
И вот за последние года два выкристаллизовалось понимание, что молодые сами способны создавать свою молодую киноиндустрию и прокладывать дорогу к светлому будущему. Получается у них самим создавать себе возможности.
Кто владеет информацией – тем уже не так просто завладеть
В социальной сети Facebook, где по всеобщему мнению, сидят все киношники России и мира, существуют всевозможные киногруппы и киносообщества, где актеры ищут кастинги, пиарщики партнеров на медийные проекты, все прочие киношники работу, а студенты возможность скооперироваться забесплатно для съемок диплома.
Сейчас, когда появилось большое количество ренталов, уверенности в том, что фильмы можно снять даже на мобильник, веб-сериалов на YouTube, как флагманов дешевого и демократичного (в смысле свободы самовыражения, а не упрощения, как оно и должно быть) контента, кажется, надо только по-настоящему хотеть и верить в себя. И это вам скажет любой психолог и моя подружка-продюсер.
Более двух лет назад появился телеграм-канал «Питчинги», как площадка на самом модном тогда мессенджере (демократичный, свободный, с функцией загрузки документов, фото и видео и хранения их в облаке, а не в памяти телефона, удобным поиском, возможностью «накопления» непрочитанных постов), где публиковалась информация, полезная для молодых кинематографистах: анонсы питчингов, сценарных конкурсов, брифы от кинокомпаний и вакансии в сфере кино и телевидения, мастер-классы, фестивали, кастинги, да и просто объявления по поиску киношных ресурсов.
Теперь проект «Питчинги» существует как публичная страница @pitchingi в Instagram (самая стремительно развивающаяся в последние годы социальная сеть, профайл в которой для многих киношников и медийщиков ныне сродни портфолио), вКонтакте (привет, регионы!) и, понятно, в Facebook. И перерос в целое комьюнити молодых кинематографистов. Несколько съемочных и творческих команд, кинопроектов и короткометражных фильмов появилось благодаря «Питчингам».
Чем больше подобной информации будет доступно молодым и дерзким, тем больше будут выигрывать мастодонты того, что мы называем киноиндустрией в России, которым нужно много свежей крови (зачеркнуто) идей.
Так мы тусовались
Мой знакомый молодой сценарист, переколесовавший в эту сферу из Саратова через КВН (вполне распространенный рецептик), всегда советует другим молодым: тусить в местах сборищ действующих кинематографистов, чтобы заводить полезные знакомства и подхватывать тренды.
Первоочередное – фестивали и кинорынки, где ты оказываешься среди а) взрослых и/или б) серьезных (что-то снявших). И если ничего не снял, то не в своей тарелке. Полезные знакомства и связи тут действительно случаются. Однако, повторюсь, среди тех, кто уже в игре. Большое благо, многие российские кинофестивали (надеюсь, вы в курсе, что в Москве и Сочи далеко не самые интересные)) обзавелись деловыми программами, форумами и питчингами.
В дополнение к этому давно ходили идеи (и даже были более и менее удачные попытки) организовать некие встречи молодых и зрелых кинематографистов в некоем формате. Клуб по интересам. Неформальная обстановка, как любят выражаться пресс-релизы. В Академии Коммуникаций Wordshop, например, в начале учебного года (а он там только один) устраивается «День знакомств», чтобы ученики разных (рекламных, киношных, медийных) факультетов могли взять друг друга на заметку – светлая мысль!
Некоторое время назад появился проект «Shapka» (ну вы знаете, «Шапкой» называется вечеринка по случаю окончания съемок фильма) – закрытые встречи закрытого сообщества кино, медиа, тв, арт и продакшн-индустрии.
3 августа 2019 года в Москве в третий раз прошла Вечеринка Питчингов. Этот формат был придуман для общения молодых кинематографистов между собой с возможностью не только по-настоящему зажечь и оторваться в кругу единомышленников, но и представить себя и свой проект в рамках неформального питчинга, прокачать свой презентационный навык и найти полезные знакомства. 100 молодых кинематографистов собираются и несколько часов общаются в центре Москвы (на этот раз среди гостей были актер, режиссер, сценарист Тимур Боканча («Кухня», «Деффчонки», «Любовь с ограничениями», «Я не такой! Я не такая!»), режиссер Арсений Гончуков («Район тьмы»), продюсер Айсурат Шаманова («Деффчонки», «Вегетарианка»), актриса Олеся Грибок («Плакучая ива», «Тонкий лед»).
Подобный формат позволяет «подтянуть» и партнеров, которые заинтересованы в том, чтобы заявить о себе в молодой киносреде. Это издательства «МИФ» и «Алина Паблишер», которые выпускают массу специализированной литературы о сфере и околосфере кино. Школа компьютерных технологий Scream School и киношкола «Свободное кино», центр изучения английского языка «CT-School». Ренталы Super35 и Kinoarenda.
Около 50-ти проектов (фильмов, сценариев, актерских визиток, книг, готовых к экранизации) были представлены на вечеринке в рамках питчинга – все они (как и их авторы) вошли во впервые специально к мероприятию созданный Каталог молодых кинематографистов (август 2019). Каталог раздали всем гостям вечеринки, а его электронная версия разослана по кинокомпаниям, кинопродакшнам и независимым продюсерам. Интерес к подобной брошюре показывает, что этот формат вполне рабочий, что молодые кинематографисты нуждаются в каждой новой возможности для самопрезентации. А значит, он будет жить.
Лучше не сто раз услышать, а один раз показать
И еще одна насущная потребность молодых авторов – показывать свои творения как можно большему количеству зрителей.
Несмотря на немалое число фестивалей, существующих на Руси в настоящее время, множество короткометражных работ остается за их бортом. По разным (в основном объективным) причинам. А ведь ничто так не двигает вперед, ничто так не окрыляет и не вразумляет, как отзыв о твоей работе от пристрастных и беспристрастных – коллег по цеху, друзей, врагов, незнакомых людей, случайных зрителей, любителей короткометражного кино, специалистов и профанов. Поклон киношколам, которые устраивают публичные просмотры фильмов своих учеников (им, конечно, не переплюнуть достославный ВГИК, который создал на этой почве целый фестиваль).
Те же пять-шесть лет назад в Москве существовало большое количество киноклубов, где непрокатное и неформатное кино жадно смотрели и жарко обсуждали. Года два назад стало понятно, что Москва подобным форматом пресытилась – нужно искать новые формы. Некоторое время назад модным было совмещение явлений «кино» и «вино»: людям хотелось красивой эстетики. Однако подобный тип мероприятий трудно назвать «индустриальным», «рабочим» и прочим. Снова нужны Колумбы и Эдисоны (ну или Никитины и Поповы).
15 августа на площадке кинотеатра «Лорд» (Москва, Мичуринский пр-т, д. 27) открылся Кинозал Питчингов. 8 короткометражек молодых кинематографистов в разных жанрах и форматах были показаны небольшой группе молодых кинематографистов же. Обсуждение тоже было рабочим: делились информацией о бюджетах, финансировании, продвижении, работой с актерами, продюсерами, прокатчиками, спонсорами.
Следующий Кинозал Питчингов пройдет 24 августа в рамках «Ночи кино – 2019» на атмосферной площадке музея-театра «Булгаковский дом». Фильмы, которые будут отобраны для показа, представят в эту ночь прямо в театральном зале. А их авторы смогут не только обсудить свои работы с посетителями музея и «Ночи кино», но и отправиться затем в экскурсию по ночной Москве (ведь это же праздник кинематографистов). Подробности
Автор проекта «Питчинги» Наталия ЕГОРОВА

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.