Клип «Береги» – это сай-фай-антиутопия от Ирины Мироновой

0
92

Объединить киберпанк, неонуар, сай-фай и меланхолик-поп кажется невозможным. Но задача оказалась по плечу маститому режиссеру-клипмейкеру Ирине Мироновой. С помощью камеры, света, цвета, мизансцен и уникального режиссерского видения она «написала» видео-антиутопию для молодого исполнителя Mark.Ovski. 6 апреля на телеканале RU.TV состоялась премьера его нового клипа «Береги».

В творческом арсенале Ирины Мироновой музыкальные видео для практически всех самых ярких звезд отечественной эстрады – от Аллы Пугачевой и Кристины Орбакайте до Би-2 и Дианы Арбениной. За 20 лет клипмейкер не растеряла «порох в пороховницах», целиком и полностью находясь на волне зумеров.

Ирина Миронова сформировала визуальную эстетику Mark.Ovski. Она считает исполнителя арт-объектом и выстраивает вокруг него собственную вселенную, отталкиваясь от его уникальной айдентики. При этом в ход идут не только близкие молодежи образы, но и «реверансы» средневековой живописи, особенно в части пластики и построения кадра. Вы удивитесь, но в сценах танцев «чипированных роботами людей| можно заметить отсылки к готике, христианской живописи и творениям прерафаэлитов.

Клипмейкер держит руку на пульсе современных трендов. Может, это и есть «философский камень» – тот самый пресловутый секрет успеха. Популярность веб-сериалов и короткого метра, а также уклон на сюжетность безусловно отразились на эстетике клипов Mark.Ovski. По замыслу режиссера, его дебютное видео «Босиком» и «свежак» «Береги» представляют собой мини-сериал или кинофраншизу.

Действие первого видео разворачивается в 2120 году на космическом корабле «Москва», дрейфующем на просторах космоса. Год спустя, в 2121-м все изменилось до неузнаваемости. Кажется, перед нами башни Москва-Сити, но это лишь предположение. Может, к тому моменту даже Урюпинск станет таким. Специалисты в области компьютерной графики перенесли нас на сто лет вперед, создав целый мир, которому бы позавидовал не только Московский Дептранс, но и Шанхай с Дубаем. CG здесь покруче, чем в «Аватаре» – космические корабли, звездолеты и «бэт-мобили» заполонили все небо. Если бы Ирине Мироновой доверили снять «Притяжение», уверены, оно бы стало культовым фильмом, а не объектом для шуток..

Безусловно, на протяжении всего видео нас сопровождают отсылки к шедеврам кино и литературы. Если в первом клипе критики разглядели символизм «Криминального чтива» и «Титаника|, то в «Береги» есть своя экосистема референсов.

…Равнодушный голос диктора за кадром сообщает о бунте созданных человечеством роботов Био. «Они восстановили доступ к функциям в области аутентичных эмоций и чувств. Чудом уцелевшие люди время от времени совершали безуспешные попытки вернуть себе то, что потеряли уже кажется навсегда – самое человечное и и единственно главное чувство», – говорит бесстрастный статист.

Что-то напоминает? Да это же перезагрузка знаменитого «Блейд-раннера». В фильме Ридли Скотта «рукотворные» репликанты захотели избавиться от человеческого ига, не быть безвольными рабами. Их категорически не устраивала продолжительность жизни в четыре года, и они встали на путь борьбы. А как же отличить человека от репликанта? В фильме ответом на вопрос был знаменитый тест Войта-Кампфа на эмпатию.

В клипе Mark.Ovski вновь поднимается эта сложная этическая дилемма. Творение человека отбилось от рук: кто виноват и как людям не потерять себя из-за своих же ошибок? Мы несем ответственность и за себя и за тех, кого приручили или создали – этому учил и «Маленький принц», и «Франкенштейн». Все повторяется. Но роботам пока не подвластен весь спектр чувств землян: может, это последний шанс для человечества?

Позволим себе смелое заявление – клип «Береги» составит конкуренцию новом фильму «Бегущий по лезвию 2049» от Дени Вильнева. Конечно, гений канадского фантаста неоспорим, но Ирина Миронова, возможно, точнее уловила «дух| культового оригинала. В то же время ее видео отвечает и «болям» современного общества. В фокусе – страх утраты любви и эмоций в бешеном ритме жизни.

Все же у клипа есть есть коренное отличие от «Бегущего по лезвию» – там люди и репликанты держат равновесный баланс сил. А здесь человечество уже «потерпело поражение» и утратило свои позиции. Люди теперь изгои, прямо как в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», которая, кстати, недавно была экранизирована. Любовь для людей стала оружием, средством бунта, способностью выразить свою идентичность.

Визуальные эффекты в «Береги» полностью отвечают «золотому стандарту» техноутопии. Четкая геометрия кадра, симметрия, вертикали и горизонтали, безупречно выстроенная перспектива – сродни «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика и «Солярису» Андрея Тарковского. Здание из стекла из бетона, поделенное на зоны – пространственные решения напоминают одну из заключительных сцен встречи двух противостоящих героев фильма «Олдбой».

Мир делится на своих и чужих благодаря цветовому контрасту. Естественный тон человеческой кожи в противовес серости и металлу, характерным для мира «холоднокровных» роботов. Ну и конечно же футуристическая мода и современный визаж стали тем самым «заключительным пазлом» для целостной картины.

Сам же герой Mark.Ovski наделен духом бунтарства. Он схвачен «полицаями», но не хочет становиться роботом, не потерпит разлуки с любимой и не даст подчинить свою волю. Сила его любви преодолевает страх, оживляет замерших «чипированных людей» и разрушает весь этот кибермир. Он выгорает дотла. Все действо могло бы закончиться сценой из «Бойцовского клуба». На фоне панорамных окон с видом на старый мир Mark.Ovski остался бы со своей возлюбленной и произнес бы эпохальную фразу: «Мы встретились в странный период моей жизни».

Но все не так предсказуемо: клип венчает парадоксальная развязка. Оказывается, главные герои – обычные студенты. Сердце Mark.Ovski замерло – он увидел свою «краш-девушку» с другим. И неужели настолько далеко «забрел» в свои мысли, ушел в себя, что привиделось? Эта самая очевидная версия. Но все же первый клип намекает и на возможное альтернативное развитие событий, где кибервселенная все же существует или существовала. Быть может, после глобального пожара мир вернулся в прошлое – еще до нашествия роботов. А вдруг наш главный герой попал в созданную роботами «Матрицу» и думает, что он обычный студент и свободен?

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.
Предыдущая статьяПодведены итоги V Открытого кинофорума «Шередарь»
Следующая статьяВ эфир ТНТ Music вышел дебютный клип победителя проекта «Академия звука»

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя