Лучшие сказки Александра Птушко: к 120-летию со дня рождения

0
2198

Александр Птушко — советский кинорежиссёр, кинооператор, художник-мультипликатор, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947). Мастер сказочного жанра в кино. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося киносказочника Александра Птушко. Москино собрало все его лучшие сказки для просмотра в онлайн-кинотеатре проекта Культура.рф.

Александр Птушко вошел в историю кино как новатор, экспериментатор и художник, постоянно находящийся в поиске новых возможностей кинематографа. Фильмы Птушко удостоены многочисленных наград и премий, но главная заслуга режиссера — ему удалось оживить мир сказки для зрителей со всего мира.

Смотрим дома лучшие фильмы Александра Птушко, в которых волшебство принимает самые разные формы.

Новый Гулливер. 1935. 73 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+

Пионер Петя Константинов засыпает над книгой «Путешествия Гулливера» Свифта и перемещается на ее страницы. Сатира на капиталистическое общество и первый в мире полнометражный фильм, созданный с использованием объемной анимации. А еще «Новый Гулливер» до глубины души поразил Чарли Чаплина и чешского режиссера-сказочника Карела Земана. «Митинг свободной Лилипутии объявляю открытым!».

Золотой ключик. 1939. 73 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+

Частично игровой фильм, частично кукольный мультфильм, экранизация пьесы Алексея Толстого, написанной им по своей же сказке. Потому и конец сильно отличается от привычного финала – Буратино и его друзья открывают золотым ключиком дверь за нарисованным очагом, добираются до волшебной книги и на сошедшем с её страниц воздушном корабле отправляются вместе с советскими полярниками в СССР.

Каменный цветок. 1946. 87 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 12+

Дедушка Слышко рассказывает старую-старую сказку об удивительном резчике по камню. Ещё в детстве Данила-мастер обучился тайнам искусной обработки камня. Каждая его работа вызывает всеобщее восхищение, в том числе и его невесты Катеньки. Но Данила не удовлетворён, он хочет достичь совершенства. Хозяйка Медной горы призывает мастера к себе в подземное царство, чтобы он создал каменный цветок, который будет неотличим от настоящего. Мастерски снятая экранизация уральских сказов Павла Бажова.

Сказка о потерянном времени. 1964. 76 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+

Жутковатая притча о вреде ленности рассказывает о детях, поменявшихся местами со старыми и злыми волшебниками, которые хотят творить пакости в обличье школьников. Единственный фильм Птушко, снятый на современном материале, поставлен по сказке Евгения Шварца и полон бодрых «старичков», бегающих за вредными «детьми», чтобы снять колдовское заклятье.

Садко. 1952. 90 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+

Классическая сказка по мотивам былин о новгородском купце и гусляре Садко, получившая «Серебряного льва» в Венеции. Любопытно, что фильм был выпущен в американский прокат Роджером Корманом с английским дубляжом и вырезанными песнями, под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а одним из авторов его адаптации выступил тогда еще никому не известный Фрэнсис Форд Коппола.

Илья Муромец. 1956. 82 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+

Орда тугар разоряет русскую землю, а Илья Муромец (здоровяк Борис Андреев) сидит без сил на печи. Но после того, как странник поит его соком встань-травы, Муромец расправляет плечи и берется за меч Святогора. А когда он знакомится с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, врагам точно придется туго. Первый широкоэкранный советский фильм, основанный на русских былинах, был снят Птушко с хитрым использованием зеркальной приставки – в сцене битвы казалось, что массовка стоит до самого горизонта.

Алые паруса. 1961. 88 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 6+

Экранизация повести Александра Грина с синеокой Ассоль (дебют Анастасии Вертинской, отметившей на съемках свое 16-летие), ждущей предсказанного ей капитана. Конечно, капитан Грэй (Василий Лановой) приплывет на корабле с алыми парусами и увезет в волшебную страну. Романтика в чистом виде с прекрасной работой художника и, конечно, режиссера – Птушко знал толк в постановке сказок.

Сказка о Царе Салтане. 1966. 86 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 6+

Однажды царь Салтан подслушал разговор трех сестриц, которые «сидели под окном и пряли что-то вечерком». Слова младшей о том, что она сделала бы, если бы была царицей (конечно, родила бы наследника), так ему понравились, что он тут же взял ее в жены. А старшие ей позавидовали черной завистью и решили избавиться от нее, пока царь был на войне. Первая художественная экранизация сказки Пушкина с великолепными царем-Владимиром Андреевым, царицей-Ларисой Голубкиной и Олегом Видовым в роли их сына Гвидона.

Руслан и Людмила. 1972. 140 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+

Экранизация поэмы Пушкина и последний фильм Птушко, который многими считается вершиной его творческого пути. Великолепно поставленные батальные сцены и комбинированные съемки – чего стоит голова великана или летающий карлик Черномор.

Предыдущая статья«Бог сохраняет все. Особенно – слова»: 12 часов о Бродском и славянской письменности доступны онлайн
Следующая статья«Темное платье»: KAEF представил новое mood video