Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюМаргарита ГОДГЕЛЬФ: «Моя работа начинается с сильной эмоции»

Маргарита ГОДГЕЛЬФ: «Моя работа начинается с сильной эмоции»

Маргарита Годгельф – российский художник, график и живописец. В интервью «АртМосковии» рассказала о себе, творчестве, роли образования и современном искусстве.

– Маргарита есть ли у вас специальное художественное образование или вы обучались искусству сами? Как вы считаете, так ли образование необходимо людям творческих профессий, или «талант либо есть, либо его нет» и можно двигаться самому?

Маргарита Годгельф. Что есть Истина? 2020. Холст, смешанная техника, 80х100 см

– Да, образование у меня есть, но у меня двоякое к нему отношение. Я считаю, что знания анатомии, перспективы, основ композиции нужны, но когда авторитарный учитель расставляет эти флажки в незрелом мозгу юного дарования, он навязывает и свой образ мышления, а незрелый мозг ученика это впитывает. Таким образом, формируется зажим, а с другой стороны, если учитель без харизмы, ученик просто не воспримет его обучение всерьез. Как тут проскочить между «Сциллой и Харибдой»? Мое мнение, что базовое образование должно быть коротким, в совокупности не больше 4-х лет, потом надо уводить от реализма и учить мыслить образами. Еще полезно прогнать ученика по основным направлениям живописи не теоретически в рамках истории искусств, а практически, как создателя, предложить ему выразить в каждом из них свой замысел, чтобы прочувствовать их технически. В идеале учитель должен так деликатно внедряться в мозг, чтобы высвободить его природу, помочь расправить крылья, подарить ощущение свободы. То есть, помимо педагогической школы нужны еще любовь и доверие к ученику.

Маргарита Годгельф. Читающий. 2005. Холст, смешанная техника, 70х90 см

Маргарита Годгельф. Художник. Холст, смешанная техника, 70х90 см

Маргарита Годгельф. Ступени. Холст, смешанная техника, 70х90 см

 

– Маргарита, в каком стиле ваши картины?

– Мои работы вне одного определенного стиля, в них есть отголоски неоэкспрессионизма и концептуализма.

Сколько времени уходит у вас на создание одной картины?

– Обычно я пишу несколько работ одновременно, но они объединены одной концепцией. Каждую картину я создаю около месяца.

Маргарита Годгельф. Под куполом цирка. 1999. Бумага, тушь, 25х40 см

– Кто вас вдохновляет из известных персонажей искусства?

– Меня вдохновляют новаторы в абсолютно любой области.

– Маргарита, что повлияло на ваш выбор профессии?

– Как все я рисовала с детства. Большинство детей, вырастая, бросают это занятие, но а я продолжила, т.к. весь мир воспринимала через визуальные образы. Видимо, это все гены отца. Он был журналистом и руководил отделом фотохроники, но при этом прекрасно рисовал. Все детство у меня над кроватью висела его графика — чернокожий трубач на черной бумаге. Она до сих пор для меня эталон изображения черного на черном.

– А у вас есть наставник?

– Я училась в период, когда старые традиции уже развалились, а новые еще не возникли. Поэтому не застала легендарных объединений художников, когда разные поколения работали в одном конгломерате, были единым организмом, поддерживая и критикуя друг друга. К сожалению, у меня не было старших товарищей, которые «в гроб сходя, благословили», но в этом есть и свои плюсы — в тишине я более чутко слышу свой голос.

Маргарита Годгельф. М & Ж. 2006. Бумага, акварель, тушь, 55х80 см

Маргарита Годгельф. Вознесение святого пророка Илии. 2018. Холст, масло, 140х80 см

Маргарита Годгельф. Сказки. 2005. Холст, смешанная техника, 60х90 см

 

– А ученики?..

– Мне часто предлагают преподавать, но это требует больших ресурсов. Важно давать не уроки ремесла, этого сейчас пруд пруди, а зажечь ученика и видеть, как «прорастает брошенное зерно».

– Маргарита, кому вы показываете свои картины первому? Чьё мнение для вас наиболее важно?

– Сначала я показываю свои работы близким — проверить, что именно видит «не-художник». Раньше, слыша массу разных трактовок, полагала, что я недостаточно ясно выражаюсь, но позже поняла, что каждый зритель считывает свой слой, у каждого возникают свои чувства и эмоции. Об этом говорил Юрий Норштейн в отношении своего «Ежика в тумане».

Маргарита Годгельф. Яйцо. 1999. Бумага, акварель, тушь, 35х50 см

 

– Расскажите о своих творческих планах на ближайшее будущее, летом вы готовите выставку, расскажите о ней.

– Летом состоится выставка проекта Faceless, который начался еще в 2005 году. Психологию персонажа принято раскрывать через его физические характеристики. Я же сделала наоборот — накрыла его с головой. Мои персонажи рассказывают о себе больше обнаженных. Стремительно меняющееся время трансформирует людскую психику. Как постоянный поток яркого света выжигает рецепторы и делает глаз неспособным различать цветовые оттенки, так и нахождение в безбрежном океане информационного контента, с повышенным градусом эмоциональной окраски и сбитыми оценочными ориентирами, рождает ощущение незащищенности и провоцирует на уход даже от себя.

– Какие ещё сферы творчества развиваете? Кем бы вы могли работать, если бы не стали художницей?

– Мне нравятся профессии синтетические, подразумевающие владение множеством навыков. Если не художником, стала бы режиссером и снимала бы аллегорические философские драмы. Нередко мои идеи так и остаются замыслами, т.к. требуют серьезной командной работы. Только кино имеет весь арсенал выразительных средств.

Маргарита Годгельф. Альфа-самцы. 2005. Бумага, акварель, акрил, тушь, 75х55 см

 

– Что вас привлекает в живописи больше всего?

– Хотя я работаю в основном с живописью, считаю, что она сегодня не доминирует, а наоборот, весьма архаична. Современный художник имеет в своем распоряжении все виды визуального, чувственного, тактильного воздействия на зрителя, так что работающему традиционно с холстом и красками, надо выдержать конкуренцию с видео-артом, инсталляцией, объектами, перформансом — медиумами, которые по природе воздействия изначально сильнее. Мне важно, чтобы современная картина была современной по вибрациям, независимо от того, что на ней изображено. Иной раз заходишь на выставки наших союзов художников и такое уныние охватывает, как будто время для них остановилось. Китч, салонность, реализм, притянутая за уши концепция с потугами на глубокомысленность. Иными словами — вторичность. Направления живописи никогда не возникали случайно, новая эстетика всегда отражала изменения в общественном сознании и устройстве. Поэтому нелепо выглядит обращение сегодняшних художников к давно ушедшим жанрам — ни разу не видела, чтобы кто-то смог сказать в них что-то новое.

Маргарита Годгельф. Жертва вечерняя. 1998. Бумага, акварель, тушь, 40х52 см

 

– Расскажите, как возникает сама идея создания картины? Вы вдохновляетесь какими-то книгами, фильмами или это просто приходит к вам внезапно?

– Чаще всего моя работа начинается с сильной эмоции – сначала приходит в голову некий образ, обычно уже как результат работы подсознания. И я начинаю разматывать ниточку в обратную сторону, анализируя, что за ним стоит, почему это меня беспокоит, ищу связи. Эскизов я не делаю, а просто ношу в себе, визуализирую в голове, проверяю, смогу ли обосновать, и только потом перехожу к воплощению.

– Какой смысл вы вкладываете в свои работы? Что бы хотели сказать вашим поклонникам?

– Я всегда говорю о личности, о влиянии общественных изменений на нее. Никогда не говорю о том, чего не чувствую и никогда о том, что чувствую только я. Чтобы избежать импульсивности, я настороженно к себе прислушиваюсь, прежде чем облечь мысль в концепцию. Иногда так долго, что спустя время, вижу ее реализованной другим автором. Ведь все мы находимся в одном поле и ловим своими антеннами общие вибрации. Главное, тонко чувствовать и точно выразить. На выставках я часто слышу, как мои работы задевают за живое, отзываются личным переживанием. И это самое ценное для автора — нащупать больное место, заставить задуматься. Для меня художник — прежде всего личность, свободно высказывающая свою позицию. Я иносказательно, Эзоповым языком говорю о насущном и вечном — боязни встречи с собой, одиночестве, зависимости от социума, трансформации сознания общества, погружении в пучину конформизма.

Маргарита Годгельф. Серия «Три мишени для воображаемого тира». 2005. Бумага, акварель, тушь, 70х95 см

&bsp;

– Ваши любимые художники, коротко расскажите, почему именно они?

– Первая любовь — фламандцы: Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Питер Брейгель, Вермеер, Рембрандт. В отличие от них, итальянские титаны слишком совершенны, в них мало этой наивной трогательности, сердечного общения с Богом. Разве что в Джотто… Из современных выделю Френсиса Бэкона, Зао Ву-Ки, Марину Абрамович, Сэм Тейлор-Вуд, Билла Виолу, Адриана Гение и наших — Оскар Рабина, Илью Кабакова, Эрика Булатова, группу АЕС. Нравятся многие, но кумиров нет, даже в студенческом возрасте никого не копировала, всегда развивала свой собственный почерк.

Беседовала Наталья ШЕСТАК,
Фото – инстаграм Маргариты ГОДГЕЛЬФ @godgelf.art

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru