Понятие «мультикультурализма», как признания разнообразия и равноценности культур, стало известно в 1940-х годах, а актуальность получило в 1960-е. С тех пор люди стремились к анализу этого явления: чем оно полезно и что может внести в социальную жизнь. Чарльз Тейлор, канадский философ, назвал мультикультурализм «политикой признания»: важно признавать и поддерживать разнообразие общества, так как это ценность сама по себе.
Мультикультурализм в современном мире
Нет сомнений, что культура формирует и организует жизнь общества. А что тогда делает мультикультурализм? В наше время каждая страна достаточно мультикультурна. Поэтому, ради всеобщего благополучия, людям разных национальностей следует принимать, уважать и распространять знания об этнических меньшинствах с их локальными культурами.
Основу мультикультурального мировоззрения составляет постоянно развивающаяся система ценностей. Первые знания о других национальностях закладываются в нас еще в раннем детстве, важную роль здесь играет школа. С точки зрения организации мультикультурного образования школы чаще всего бывают двух типов: этнокультурная, которая предлагает углубленное изучение культуры и традиций определенной страны, и мультикультурная, где вместе обучаются дети из разных стран мира. Ко второму типу в той или иной степени относится большинство школ, мультикультурная среда в них формируется сама собой, но от этого не теряет свою важность. Образование в условиях многонациональности позволяет развиваться ученикам в социальном плане. Знакомясь с культурой разных народов, дети воспитывают в себе толерантность, расширяют кругозор и формирует неискаженное мировоззрение.
Обучение в мультикультурной среде
Если среди учеников достаточно большое разнообразие национальностей и культур, школе важно контролировать процесс их включения в мультикультурную среду. Чтобы правильно адаптировать ребенка и сделать его обучение в непривычном окружении максимально комфортным, следует:
- создавать дополнительные условия адаптации иностранных студентов: тьюторство, система мотиваций, дополнительные курсы иностранного языка, центры ориентации и информации и т. д.;
- культивировать общемировую, государственную и национальную культуру в процессах воспитания и обучения;
- способствовать интернационализации, то есть мобильности студенческого и преподавательского контингента, внедрению интернациональных учебных планов и программ, обмену студентами и преподавателями и т. д.
Мультикультурная среда в Британской международной школе
Британская международная школа (БМШ) состоит из 6 кампусов, расположенных в разных районах Москвы, и предоставляет все условия для развития личности в реалиях мультикультурализма. В школе учатся дети более 65 национальностей. Преподавание ведется исключительно на английском языке учителями-носителями, образовательная программа рассчитана на полное погружение в многонациональное окружение.
В БМШ много времени уделяется внеклассным мероприятиям. Регулярно организуются концерты, спектакли, тематические недели и дни, и все это на английском. Дети много готовятся и репетируют, при этом много общаются и взаимодействуют, учатся работать в команде, причем в многонациональной. Каждый год проводится Международный день (International Day): ребята приходят в школу в своих национальных костюмах, готовят доклады про родные страны и рассказывают одноклассникам про культуру и традиции своих народов.
Находясь постоянно в международной среде, ученики БМШ формируют глубокое представление о многонациональности и мультикультурализме мира.
Преимущества обучения в мультикультурной среде
В процессе обучения в мультикультурной среде усваиваются основы этнической, общенациональной и мировой культуры, развивается планетарное мировоззрение. Педагоги поощряют в детях толерантность, воспитывают их гражданами, способными комфортно жить в многокультурном окружении.
Мультикультурализм способен объединить людей разных наций и традиций. Современному человеку необходимо учиться жить в условиях мультикультурного сообщества. Лучше всего прививать эти знания с ранних лет, когда дети только начинают исследовать мир и осваивают первые нормы поведения и социального взаимодействия.