MyBook и MMOMA: 60% россиян не понимают современное искусство

660

Круп­ней­ший книж­ный сер­вис по под­пис­ке MyBook и Мос­ков­ский музей совре­мен­но­го искус­ства про­ве­ли опрос сре­ди рос­си­ян, что­бы узнать, что они дума­ют о совре­мен­ном искус­стве, часто ли ходят в музеи и какие кни­ги о куль­ту­ре чита­ют и слу­ша­ют. Выяс­ни­лось, что более 60% опро­шен­ных не пони­ма­ют совре­мен­ное искус­ство, но толь­ко 15% при­зна­лись, что совсем им не инте­ре­су­ют­ся. При этом боль­шая часть респон­ден­тов — 76% — посе­ща­ла музей хотя бы один раз за послед­ний год, а 75% рос­си­ян ходи­ли на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные выстав­ки по совре­мен­но­му искус­ству. Наи­бо­лее выда­ю­щим­ся худож­ни­ком совре­мен­но­сти рос­си­яне назва­ли Энди Уор­хо­ла, на вто­ром месте с мини­маль­ным отры­вом — Бэнк­си, на тре­тьем — Така­си Мура­ка­ми. Самы­ми попу­ляр­ны­ми элек­трон­ны­ми и аудиок­ни­га­ми по куль­ту­ре ста­ли бест­сел­ле­ры «Влю­бить­ся в искус­ство: от Рем­бранд­та до Энди Уор­хо­ла» Ана­ста­сии Постри­гай, «Мост через без­дну. Вся исто­рия искус­ства в одной кни­ге» Пао­лы Вол­ко­вой и «Исто­рия искусств. Про­сто о важ­ном. Сти­ли, направ­ле­ния и тече­ния» Али­ны Аксёновой. 

Спе­ци­аль­но к все­рос­сий­ской акции «Ночь искусств», кото­рая про­хо­ди­ла 3 нояб­ря, MyBook и MMOMA про­ве­ли опрос рос­си­ян с целью выяс­нить, как они отно­сят­ся к совре­мен­но­му искус­ству, как часто посе­ща­ют музеи и какие про­из­ве­де­ния по этой тема­ти­ке чита­ют и слу­ша­ют чаще все­го. Более 60% респон­ден­тов при­зна­лись, что не пони­ма­ют совре­мен­ное искус­ство, хотя толь­ко 15% при­зна­лись, что совсем им не инте­ре­су­ют­ся. Осталь­ные — 75% — пери­о­ди­че­ски обра­ща­ют­ся к этой теме и хоте­ли бы узнать о совре­мен­ном искус­стве боль­ше. Любо­пыт­но, что 45% рос­си­ян при­зна­лись, что им близ­ко и совре­мен­ное, и клас­си­че­ское искус­ство, а 71% — рас­ска­за­ли, что вре­мя от вре­ме­ни посе­ща­ют музеи совре­мен­но­го искус­ства или спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные выставки. 

В целом же, несмот­ря на слож­ную эпи­де­мио­ло­ги­че­скую обста­нов­ку, рос­си­яне про­дол­жа­ют ходить в музеи: хотя бы один раз за послед­ний год их посе­ти­ли 76% респон­ден­тов. При этом 46% опро­шен­ных были от 2 до 10 раз, а 8% — более 10 раз. 

Весь­ма пред­ска­зу­е­мо, что наи­бо­лее выда­ю­щим­ся худож­ни­ком совре­мен­но­сти рос­си­яне назва­ли Энди Уор­хо­ла, за него свои голо­са отда­ли 34%. С неболь­шим отста­ва­ни­ем сле­ду­ет зага­доч­ный Бэн­ски — 30%. На тре­тьем месте — куль­то­вый япон­ский худож­ник Така­си Мура­ка­ми, чьи пер­со­наль­ные выстав­ки не раз про­хо­ди­ли в Рос­сии. Замы­ка­ют пятер­ку лиде­ров мастер пер­фор­ман­сов Мари­на Абра­мо­вич (13%) и леген­дар­ный Джек­сон Пол­лок (13%). Далее идут Илья Каба­ков (12,9%), Йоко Оно (12,8%), Гер­хард Рих­тер (9,3%), Дэвид Хок­ни (8,7%) и Эрик Була­тов (7,8%).

Инте­рес­но, что более 50% рос­си­ян уве­ре­ны, что исто­рия искусств долж­на быть в шко­ле факуль­та­тив­ным, а не обя­за­тель­ным пред­ме­том, ина­че ее изу­че­ние совер­шен­но бессмысленно. 

Что каса­ет­ся элек­трон­ных и аудиок­ниг по куль­ту­ре и искус­ству, то их чита­ют и слу­ша­ют более 51% опро­шен­ных. При этом око­ло 48% позна­ко­ми­лись хотя бы с дву­мя про­из­ве­де­ни­я­ми подоб­ной тема­ти­ки, а 12% про­чли или про­слу­ша­ли более 10 книг. 

Сре­ди самых попу­ляр­ных элек­трон­ных и аудиок­ниг по куль­ту­ре и искус­ству лиди­ру­ют про­из­ве­де­ния оте­че­ствен­ных писа­тель­ниц. Паль­ма пер­вен­ства у бест­сел­ле­ра «Влю­бить­ся в искус­ство: от Рем­бранд­та до Энди Уор­хо­ла» попу­ляр­но­го бло­ге­ра Ана­ста­сии Постри­гай. За него свои голо­са отда­ли более 12% опро­шен­ных. На вто­ром месте — куль­то­вая кни­га «Мост через без­дну. Вся исто­рия искус­ства в одной кни­ге» зна­ме­ни­то­го искус­ство­ве­да Пао­лы Вол­ко­вой (10,6%), на тре­тьем — «Исто­рия искусств. Про­сто о важ­ном. Сти­ли, направ­ле­ния и тече­ния» Али­ны Аксё­но­вой (9%). Замы­ка­ют топ‑5 про­из­ве­де­ния, напи­сан­ные вели­ки­ми худож­ни­ка­ми, — «Чер­ный квад­рат» Кази­ми­ра Мале­ви­ча (7,8%) и «Фило­со­фия Энди Уор­хо­ла (От А к Б и наобо­рот)» Энди Уор­хо­ла (7,6%).

Далее идут «Зав­трак у Sotheby’s. Мир искус­ства от А до Я» Фили­па Хука (7,5%), «Искус­ство видеть» Джо­на Бер­ге­ра (7,4%), «99 глу­пых вопро­сов об искус­стве и еще один, кото­рые ино­гда зада­ют экс­кур­со­во­ду в худо­же­ствен­ном музее» Али­ны Нико­но­вой (5,4%), «На пике века. Испо­ведь одер­жи­мой искус­ством» Пег­ги Гуг­ген­хайм (5,2%) и «Сила искус­ства» Сай­мо­на Шама (4,4%).

Для того что­бы все жела­ю­щие мог­ли позна­ко­мить­ся с самы­ми попу­ляр­ны­ми кни­га­ми по искус­ству, MyBook дарит новым поль­зо­ва­те­лям 14 дней пре­ми­ум-под­пис­ки по про­мо­ко­ду ART, а так­же скид­ку 25% на пре­ми­ум-под­пис­ку MyBook на один или три меся­ца. Акти­ви­ро­вать код необ­хо­ди­мо до 15 нояб­ря 2020.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.