– На своей могиле со шрифтами играться будешь!.. (из дизайнерского фольклора)

3743

«Поиг­рать со шриф­та­ми» – фра­за, от кото­рой дер­га­ет­ся глаз у каж­до­го дизай­не­ра. Поче­му рос­сий­ский биз­нес в боль­шин­стве слу­ча­ев не стре­мит­ся поку­пать лицен­зии на исполь­зо­ва­ние шриф­тов, тем самым нару­шая автор­ские пра­ва, узнал ipquorum.ru

В нача­ле 2019 года Арбит­раж­ный суд горо­да Моск­вы начал рас­смот­ре­ние иска от дизай­не­ра шриф­тов Нико­лая Сирот­ки­на к АО «Рос­спирт­пром». Истец тре­бо­вал при­знать кон­тра­фак­том водоч­ную про­дук­цию под мар­ка­ми «Утрен­няя роса», «Бра­тья Талан­це­вы», «100 лет Чебок­сар­ская», про­из­ве­ден­ную ком­па­ни­ей, из-за неле­галь­но­го исполь­зо­ва­ния шриф­та «Таум­фел», автор­ские пра­ва на кото­рый при­над­ле­жат Сирот­ки­ну. Дизай­нер потре­бо­вал взыс­кать с ответ­чи­ка ком­пен­са­цию в раз­ме­ре 2,5 млн руб­лей. В авгу­сте была про­ве­де­на экс­пер­ти­за, под­твер­див­шая исполь­зо­ва­ние ответ­чи­ком шриф­та пра­во­об­ла­да­те­ля. Поче­му зна­чи­тель­ная часть рос­сий­ских биз­не­сме­нов игно­ри­ру­ет инсти­тут автор­ско­го пра­ва на шриф­ты, попы­тал­ся выяс­нить ipquorum.ru.

Юрис­дик­ции мно­гих стран мира, в том чис­ле и Рос­сии, предо­став­ля­ют шриф­там двой­ную охра­ну: как гра­фи­че­ско­му объ­ек­ту, так и про­грамм­но­му обес­пе­че­нию. Исклю­че­ни­ем явля­ет­ся США, где шрифт охра­ня­ет­ся толь­ко как про­грам­ма. Адво­кат Васи­лий Рож­де­ствин, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на пра­во­вой защи­те шриф­тов, в раз­го­во­ре с ipquorum.ru выска­зал мне­ние, что двой­ная охра­на шриф­тов – оче­вид­ное пре­иму­ще­ство для пра­во­об­ла­да­те­ля: «Если вы нари­со­ва­ли исклю­чи­тель­ной кра­со­ты рису­нок – а мно­гие бук­вы тако­вы­ми и явля­ют­ся, – то поче­му этот рису­нок не дол­жен охра­нять­ся? Каза­лось бы, для поль­зо­ва­те­лей выгод­нее, когда есть охра­на толь­ко про­грам­мы – что­бы поль­зо­ва­тель мог исполь­зо­вать гра­фи­ку без раз­ре­ше­ния. Но это не так. Допу­стим, поль­зо­ва­тель создал лого­тип / товар­ный знак или оформ­ле­ние про­дук­та и исполь­зо­вал шрифт, на кото­рый при­об­рел пра­во исполь­зо­ва­ния. Поль­зо­ва­те­лю выгод­но, что­бы его про­дукт выде­лял­ся ори­ги­наль­ным шриф­том, чья гра­фи­ка охра­ня­ет­ся автор­ским пра­вом, что­бы кон­ку­рен­там нель­зя было бес­кон­троль­но вос­про­из­во­дить схо­жие над­пи­си тем же шрифтом».

Суще­ству­ет несколь­ко видов лицен­зий, кото­рые исполь­зу­ют­ся по все­му миру. Напри­мер, дизай­не­ру для рабо­ты со шриф­та­ми необ­хо­ди­ма деск­топ-лицен­зия, с помо­щью кото­рой он исполь­зу­ет шрифт как про­грам­му, уста­нав­ли­вая его в опе­ра­ци­он­ную систе­му ком­пью­те­ра. Не менее попу­ляр­на веб-лицен­зия, кото­рая поз­во­ля­ет встра­и­вать шриф­ты на сайты.

В свою оче­редь, кли­ен­ту тоже нуж­ны раз­ные типы лицен­зий в зави­си­мо­сти от целей – часто это доро­го­сто­я­щие экс­клю­зив­ные лицен­зи­он­ные согла­ше­ния на исполь­зо­ва­ние шриф­та в лого­ти­пах, на товар­ной упа­ков­ке, суве­ни­рах, в видео­ро­ли­ках и теле­про­грам­мах, а так­же в каче­стве кор­по­ра­тив­но­го шрифта.

Одна­ко рос­сий­ская прак­ти­ка при­об­ре­те­ния лицен­зий дале­ка от иде­аль­ной. Адво­кат Васи­лий Рож­де­ствин рас­ска­зал ipquorum.ru о том, как в совре­мен­ной рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти выгля­дит защи­та прав на шриф­ты: «Пра­во­об­ла­да­тель нахо­дит в роз­ни­це кон­тра­факт­ный носи­тель, пишет пре­тен­зию, кото­рая, как пра­ви­ло, оста­ет­ся без отве­та. Тор­го­вые сети спо­кой­но про­дол­жа­ют тор­го­вать кон­тра­фак­том, зная, что мно­го не при­су­дят. Автор обра­ща­ет­ся в суд, кото­рый длит­ся пару лет, в тече­ние это­го вре­ме­ни тор­го­вая сеть про­дол­жа­ет реа­ли­зо­вы­вать тон­ны кон­тра­фак­та. Автор тра­тит силы, нер­вы, день­ги на юри­стов и выиг­ры­ва­ет спор. Но при­суж­ден­ная ком­пен­са­ция будет на поряд­ки отли­чать­ся от дохо­дов про­из­во­ди­те­ля кон­тра­фак­та и тор­го­вых сетей».

Тем не менее в 2018 году дизай­не­ру Нико­лаю Сирот­ки­ну уда­лось выиг­рать два гром­ких дела о неза­кон­ном исполь­зо­ва­нии раз­ра­бо­тан­ных им шриф­тов. Если с водоч­ной про­дук­ци­ей дело еще не завер­ши­лось, то в ана­ло­гич­ных спо­рах с про­из­во­ди­те­лем чая тор­го­вой мар­ки «Азер­чай» (ООО «Кубань-Ти») и с «Изда­тель­ством «Экс­мо» дизай­нер взял верх. В деле о неза­кон­ном исполь­зо­ва­нии шриф­та «Таум­фел» на упа­ков­ке чая меж­ду сто­ро­на­ми было заклю­че­но миро­вое согла­ше­ние с выпла­той ист­цу 2,5 млн руб­лей в каче­стве ком­пен­са­ции, а за нару­ше­ние исклю­чи­тель­но­го автор­ско­го пра­ва на шрифт «Мини» при выпус­ке книж­ной про­дук­ции суд взыс­кал с изда­тель­ства 3,9 млн рублей.

Пра­во­об­ла­да­те­ли сету­ют на то, что биз­не­сме­ны часто исполь­зу­ют чужой шрифт без лицен­зии не из-за отсут­ствия средств на ее покуп­ку или по незна­нию, а дела­ют это наме­рен­но, про­яв­ляя неува­же­ние к авто­ру. Но даже если некая ком­па­ния реши­ла при­об­ре­сти лицен­зию, то очень часто ее пред­ста­ви­те­ли про­яв­ля­ют юри­ди­че­ское неве­же­ство в про­цес­се пере­го­во­ров, утвер­жда­ет дизай­нер шриф­та, руко­во­ди­тель шриф­то­вой сту­дии Brownfox Гаянэ Баг­да­са­рян. В раз­го­во­ре с ipquorum.ru Гаянэ под­черк­ну­ла, что поку­па­тель лицен­зии на шрифт при­об­ре­та­ет не шриф­то­вой файл (ведь сам по себе файл ниче­го не сто­ит), а пра­во исполь­зо­вать шрифт: «Это исполь­зо­ва­ние может быть очень раз­ным по харак­те­ру и мас­шта­бу. При­об­ре­тая лицен­зию, вы полу­ча­е­те толь­ко те пра­ва, кото­рые в ней про­пи­са­ны, и ника­кие дру­гие. Мне при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся с недо­уме­ни­ем даже юри­стов: поче­му нель­зя отдать шриф­то­вой файл кому-то дру­го­му, ведь мы же за него запла­ти­ли и теперь этот шрифт при­над­ле­жит нам! Да, такое тоже быва­ет, но назы­ва­ет­ся отчуж­де­ни­ем исклю­чи­тель­но­го пра­ва и сто­ит суще­ствен­но доро­же обыч­ной лицензии».

Но по мне­нию дизай­не­ра и веб-раз­ра­бот­чи­ка агент­ства ком­плекс­ных ком­му­ни­ка­ци­он­ных реше­ний PROPHET Вади­ма Анто­но­ва, горь­кий опыт судеб­ных раз­би­ра­тельств уже сей­час спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию куль­ту­ры исполь­зо­ва­ния шриф­тов в ком­мер­че­ских целях в Рос­сии: «Сей­час ини­ци­а­ти­ва на сто­роне пра­во­об­ла­да­те­ля. Допу­стим, про­из­во­ди­тель това­ра неза­кон­но исполь­зо­вал шрифт, после чего дизай­нер подал иск в суд – рынок узкий, и об этом узна­ли все. В сле­ду­ю­щий раз бренд-мене­джер этой или дру­гой ком­па­нии уже десять раз поду­ма­ет, а сто­ит ли ему терять рабо­ту из-за того, что он не купил лицен­зию на шрифт. В нуле­вых годах все шриф­ты были пират­ски­ми, а теперь дизай­не­ры отсу­жи­ва­ют мил­ли­о­ны у нару­ши­те­лей их прав».

Фото — сайт ha-ha.net

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.