Надежда Волынкина: «Основные принципы исполнения полифонических произведений И.С. Баха в музыкальной школе»

195

На первом году обучения в музыкальной школе преподаватель знакомит учащихся с простейшими формами полифонического изложения. Это небольшие пьесы русских и западноевропейских композиторов, а также обработки русских народных песен. На этих произведения ученики впервые знакомятся с особенностями подголосков в русской народной песне, получают первое представление об имитации и канонах.

В процессе обучения особое место в изучении полифонических произведений занимает клавирное творчество Иоганна Себастьяна Баха. Это пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», маленькие прелюдии и фуги, 2-х и 3-х голосные инвенции и некоторые прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира».

Клавирные произведения были написаны Бахом для учебных целей. Это соответствовало самому укладу музыкальной жизни того времени. Домашнее обучение, музицирование и обучение музыке занимало в ту эпоху более значительное место, чем концертная практика. Тем не менее, неправильно смотреть на небольшие клавирные произведения, как на легкие сочинения, которые может играть в концерте неподготовленный исполнитель. Их цель – воспитать в ученике музыканта. Об этом свидетельствуют слова Баха на титульном листе инвенций: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан явный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции».

Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха необходимы специальные знания и рациональная система их усвоения. В процессе изучения произведений И.С. Баха важно сформировать у учащегося понимания основополагающих принципов исполнения полифонических произведений. В своей методической работе Надежда Волынкина делает акцент на необходимости углубления и расширения знаний традиционных и альтернативных взглядов по исследуемому вопросу.

Различные аспекты исполнения музыки Баха, изложенные автором, представляют практический интерес для преподавателей не только фортепиано, но и других специальностей и могут быть рекомендованы к использованию в учебной музыкальной деятельности на самом широком уровне.

Положительным аспектом работы является то, что в ней дается импульс к совершенствованию профессиональных качеств педагога, который должен уметь заинтересовать учащегося, скорректировать его исполнение, грамотно показать исполнительские приемы и звучание, дать теоретическое обоснование практической работе.

Предлагаемые к использованию методы и способы работы прошли многолетнюю практическую апробацию, которая, в свою очередь, придает несомненную методическую ценность разработке.

Ознакомиться подробно с методической разработкой преподавателя Детской музыкальной школы г.о. Ивантеевка Московской области Надеждой Григорьевной Волынкиной можно по предложенной ссылке.