Надежда Волынкина: «Основные принципы исполнения полифонических произведений И.С. Баха в музыкальной школе»

1388

На пер­вом году обу­че­ния в музы­каль­ной шко­ле пре­по­да­ва­тель зна­ко­мит уча­щих­ся с про­стей­ши­ми фор­ма­ми поли­фо­ни­че­ско­го изло­же­ния. Это неболь­шие пье­сы рус­ских и запад­но­ев­ро­пей­ских ком­по­зи­то­ров, а так­же обра­бот­ки рус­ских народ­ных песен. На этих про­из­ве­де­ния уче­ни­ки впер­вые зна­ко­мят­ся с осо­бен­но­стя­ми под­го­лос­ков в рус­ской народ­ной песне, полу­ча­ют пер­вое пред­став­ле­ние об ими­та­ции и канонах.

В про­цес­се обу­че­ния осо­бое место в изу­че­нии поли­фо­ни­че­ских про­из­ве­де­ний зани­ма­ет кла­вир­ное твор­че­ство Иоган­на Себастья­на Баха. Это пье­сы из «Нот­ной тет­ра­ди Анны Маг­да­ле­ны Бах», малень­кие пре­лю­дии и фуги, 2‑х и 3‑х голос­ные инвен­ции и неко­то­рые пре­лю­дии и фуги из «Хоро­шо тем­пе­ри­ро­ван­но­го клавира».

Кла­вир­ные про­из­ве­де­ния были напи­са­ны Бахом для учеб­ных целей. Это соот­вет­ство­ва­ло само­му укла­ду музы­каль­ной жиз­ни того вре­ме­ни. Домаш­нее обу­че­ние, музи­ци­ро­ва­ние и обу­че­ние музы­ке зани­ма­ло в ту эпо­ху более зна­чи­тель­ное место, чем кон­церт­ная прак­ти­ка. Тем не менее, непра­виль­но смот­реть на неболь­шие кла­вир­ные про­из­ве­де­ния, как на лег­кие сочи­не­ния, кото­рые может играть в кон­цер­те непод­го­тов­лен­ный испол­ни­тель. Их цель — вос­пи­тать в уче­ни­ке музы­кан­та. Об этом сви­де­тель­ству­ют сло­ва Баха на титуль­ном листе инвен­ций: «Доб­ро­со­вест­ное руко­вод­ство, в кото­ром люби­те­лям кла­ви­ра, осо­бен­но жаж­ду­щим учить­ся, пока­зан явный спо­соб, как чисто играть не толь­ко с дву­мя голо­са­ми, но при даль­ней­шем совер­шен­ство­ва­нии пра­виль­но и хоро­шо испол­нять три обя­за­тель­ных голо­са, обу­ча­ясь одно­вре­мен­но не толь­ко хоро­ше­му изоб­ре­те­нию, но и пра­виль­ной раз­ра­бот­ке; глав­ное же – добить­ся певу­чей мане­ры игры и при этом при­об­ре­сти вкус к композиции».

Изу­че­ние бахов­ских сочи­не­ний – это преж­де все­го боль­шая ана­ли­ти­че­ская рабо­та. Для пони­ма­ния поли­фо­ни­че­ских пьес Баха необ­хо­ди­мы спе­ци­аль­ные зна­ния и раци­о­наль­ная систе­ма их усво­е­ния. В про­цес­се изу­че­ния про­из­ве­де­ний И.С. Баха важ­но сфор­ми­ро­вать у уча­ще­го­ся пони­ма­ния осно­во­по­ла­га­ю­щих прин­ци­пов испол­не­ния поли­фо­ни­че­ских про­из­ве­де­ний. В сво­ей мето­ди­че­ской рабо­те Надеж­да Волын­ки­на дела­ет акцент на необ­хо­ди­мо­сти углуб­ле­ния и рас­ши­ре­ния зна­ний тра­ди­ци­он­ных и аль­тер­на­тив­ных взгля­дов по иссле­ду­е­мо­му вопросу.

Раз­лич­ные аспек­ты испол­не­ния музы­ки Баха, изло­жен­ные авто­ром, пред­став­ля­ют прак­ти­че­ский инте­рес для пре­по­да­ва­те­лей не толь­ко фор­те­пи­а­но, но и дру­гих спе­ци­аль­но­стей и могут быть реко­мен­до­ва­ны к исполь­зо­ва­нию в учеб­ной музы­каль­ной дея­тель­но­сти на самом широ­ком уровне.

Поло­жи­тель­ным аспек­том рабо­ты явля­ет­ся то, что в ней дает­ся импульс к совер­шен­ство­ва­нию про­фес­си­о­наль­ных качеств педа­го­га, кото­рый дол­жен уметь заин­те­ре­со­вать уча­ще­го­ся, скор­рек­ти­ро­вать его испол­не­ние, гра­мот­но пока­зать испол­ни­тель­ские при­е­мы и зву­ча­ние, дать тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние прак­ти­че­ской работе.

Пред­ла­га­е­мые к исполь­зо­ва­нию мето­ды и спо­со­бы рабо­ты про­шли мно­го­лет­нюю прак­ти­че­скую апро­ба­цию, кото­рая, в свою оче­редь, при­да­ет несо­мнен­ную мето­ди­че­скую цен­ность разработке.

Озна­ко­мить­ся подроб­но с мето­ди­че­ской раз­ра­бот­кой пре­по­да­ва­те­ля Дет­ской музы­каль­ной шко­лы г.о. Иван­те­ев­ка Мос­ков­ской обла­сти Надеж­дой Гри­го­рьев­ной Волын­ки­ной мож­но по пред­ло­жен­ной ссылке.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.