Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМосква«Наш Мусоргский. Из глубины…»

«Наш Мусоргский. Из глубины…»

Под таким названием в Большом театре 26 ноября открылся масштабный фестиваль опер Модеста Петровича Мусоргского, посвященный 185-летию со дня рождения великого русского композитора, чьи сочинения оказали влияние на музыку многих последующих поколений.

С 26 ноября по 4 декабря в исполнении солистов Большого и Мариинского театров прозвучат все оперы Мусоргского, четыре из которых – премьеры на сценах Большого. Услышать их сможет вся страна – в VKVideo будут вестись прямые трансляции спектаклей. Открытие и закрытие фестиваля запланировано показать в пятидесяти кинотеатрах и на других арт-площадках в тридцати городах. В рамках проекта КАРО.Арт («Театр в кино») состоятся трансляции в двенадцати кинотеатрах, в том числе на крупнейшей площадке России — в киноцентре «Октябрь».

Модест Мусоргский – композитор, которого чрезвычайно волновала судьба русской истории. Два самых грандиозных его оперных полотна – «Борис Годунов» и «Хованщина» — обращены к самым трудным, переходным периодам в истории Руси, к периодам, в которых сталкиваются разные политические силы, где происходит сложнейшее переплетение судеб народа и власти.

Впервые этих тем композитор коснулся в своих ранних операх «Царь Эдип» и «Саламбо», оставшихся незавершенными. Сцены из «Саламбо», написанной по одноимённому роману Гюстава Флобера, также прозвучат в рамках фестиваля в музыкальной редакции Мариинского театра. Это сочинение впервые увидит свет рампы Большого в сценической версии Сергея Новикова.

Кроме того, на фестивале прозвучат две комические оперы композитора на сюжет Николая Гоголя – «Женитьба», премьера которой пройдет на Камерной сцене театра в постановке Эдема Ибрагимова, и «Сорочинская ярмарка», запланированная на Новой сцене театра в версии Бориса Покровского 2000 года, реконструированной Ксенией Шостакович.

Постановка «Бориса Годунова», которая прозвучит 4 декабря на Исторической сцене с Ильдаром Абдразаковым в главной роли, — это ставший уже хрестоматийным спектакль Большого, созданный в 1948 году дирижёром Николем Головановым, режиссёром Леонидом Баратовым и художником Фёдором Федоровским.

Начало традиции оперных фестивалей в Большом, посвященных отдельным композиторам, положил новый генеральный директор маэстро Валерий Гергиев, возглавляющий подобные фестивали в Мариинском театре уже не первый год. На фестивале опер Модеста Мусоргского он встанет за дирижерский пульт.

В своих операх и вокальных сценах, к которым тяготел Мусоргский, он через интонации музыкальной речи стремился показать природу разнообразных русских характеров, а через сюжеты опер, либретто которых он разрабатывал сам, погружаясь в изучение истории, — осмыслить чаяния народа и судьбу Отечества. Таков «Борис Годунов», такова и его последняя опера «Хованщина», открывшая нынешний фестиваль.

Марфа-Юлия-Маточкина,-Князь-Андрей-Хованский---Сергей-Скороходов
Марфа – Юлия-Маточкина, Князь Андрей Хованский – Сергей Скороходов. Фотограф – Дамир Юсупов, фотографии предоставлены Пресс-службой Большого театра

Композитор назвал ее народной музыкальной драмой, объединив в сюжете величественной фрески события трех стрелецких бунтов (1882, 1687, 1698 годов) и знаменитого «спора о вере» — диспута между никонианцами и старообрядцами, состоявшегося 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Но взгляд на историю, который дал Мусоргский в своем сочинении, намного шире сюжета либретто о событиях, переработанных им в одной фабуле.

Само название оперы, происходящее от фамилии князя Ивана Хованского, возглавившего бунт стрельцов, стало уже символически-нарицательным – в нем сконцентрированы смыслы о трагически повторяющихся в России противостояниях и неразрывной связи власти и народа, мечущегося от доверия к бунту, о расколах – духовных и идеологических.

Противоречивые политические силы, собранные в сюжете оперы – Хованские, Голицын, Шакловитый, а также остающиеся за кадром Петр I и царевна Софья, убеждены, что именно они в своей любви к России, знают путь, по которому ее надо вести, но в результате их действий остается лишь разгром и огонь, которым трагически заканчивается опера. Единственно возможный выход для старообрядцев – самосожжение в финале – оставляет вопросы, на которые по сей день с трудом находятся ответы.

Музыкальный и сценический путь «Хованщины» столь же непрост, как ее сюжет. Длительную работу над ней с 1872 по 1881 годы прервал на заключительной сцене оперы трагический уход композитора, не успевшего ни дописать, ни оркестровать ее. Первым, кто завершил и инструментовал оперу, был Н.А. Римский-Корсаков (1883), но эта версия не была принята к постановке оперным комитетом Императорских театров. «Хованщина» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С. Мамонтова в 1897-м, и этой же труппой исполнена в Петербурге.

Федор Шаляпин, выступивший в первых постановках в роли монаха-старообрядца Досифея, представлявшего духовный голос Руси, сумел в дальнейшем поспособствовать её появлению на императорской сцене. И в 1911 году оперу впервые исполнили в Мариинском театре, а на следующий год — в Большом.

В последовавших затем постановках опер Мусоргского в Дягилевских сезонах, где звучали «Хованщина» в оркестровке Мориса Равеля и Игоря Стравинского и «Борис Годунов», интерес европейской публики к ним даже превзошел на время интерес к операм Верди. Но в дальнейшем дело усложнялось не только отсутствием авторской оркестровки и критикой, которая со временем началась в адрес оркестровки Римского-Корсакова, но еще и тем, что редакций «Хованщины» даже при жизни Мусоргского оказалось две – первую, развернутую, он вынужден был сократить, стремясь получить разрешение на постановку в цензурном комитете.

Пастор-Николай-Казанский,-Князь-Василий-Голиын---Евгений-Акимов
Пастор – Николай Казанский, Князь Василий Голицын –Евгений Акимов. Фотограф – Дамир Юсупов, фотографии предоставлены Пресс-службой Большого театра

Далее последовали множественные редакторские версии в попытках вернуть «голос подлинного Мусоргского». Самые известные из них – научно-академическая редакция Павла Ламма (1831), восстановившая первоначальную редакцию композитора, и Дмитрия Шостаковича, оркестровавшего редакцию Ламма в 1959-м. А еще в 1950 году появилась версия дирижера Николая Голованова, возглавившего постановку в Большом, которую сделали режиссер Леонид Баратов и художник Фёдор Федоровский. Эта постановка была основана на варианте Римского-Корсакова, но с добавлением ряда купированных им сцен из второго акта, и в советское время считалась образцовой. Именно эта редакция, перенесенная в 1952-м на сцену Кировского (ныне Мариинского) театра, с 1960-го звучала там в версии Дмитрия Шостаковича. И именно она теперь вернулась на Историческую сцену Большого в трактовке Валерия Гергиева и режиссера Юрия Александрова, возобновивших этот спектакль в Мариинском театре в 2000 году.

Валерий Гергиев, для которого «Хованщина» — одна из любимых русских опер, выстраивает архитектонику звучания столь цельно, что 5-тичасовой спектакль воспринимается на одном дыхании. Объединяя в одной музыкальной фреске и проникновенную экспрессию сольных номеров, и разнообразное звучание различных голосов народа в хоровых сценах, и почти импрессионистическое звучание отдельных эпизодов, он устремляет все развитие к финальным кульминациям в конце каждого акта оперы, и с новой мощной силой – к трагической кульминации финала.

Органично вписываются в это музыкальное полотно отдельные голоса солистов – в спектакле задействован сильнейший состав артистов Большого и Мариинского театров: Андрей Валентий, Алина Черташ, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Владислав Попов, Владислав Сулимский, Юлия Маточкина, Андрей Скороходов, Роман Муравицкий, Елена Зеленская, Анна Бауман, Илья Селиванов и другие.

Художественный облик спектакля Федоровского, бережно воспроизведенный Мастерскими Большого театра, гармонично сочетает монументальный массив кремлевских стен и деревянных церквей, характерный колорит и цветовые контрасты, художественную резьбу княжеских палат и детальную достоверность костюмов.

Эта постановка, появившаяся на Исторической сцене Большого после 20-тилетнего отсутствия «Хованщины» в репертуаре театра, практически хрестоматийна. Она дает слушателю возможность прикоснуться к большому стилю русской оперы в ее лучших традициях. Несмотря на свою «музейность», постановка доказывает ее актуальность в наши дни. Ибо сам текст великого Мусоргского вновь и вновь заставляет задумываться над судьбами русской истории и осмысливать прошедшее в настоящем.

Евгения АРТЕМОВА

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru