24 октября 2019 года в Москве прошла премьера оперы «Король Артур» по мотивам одноименной оперы английского композитора Генри Перселла. Режиссер-постановщик и художественный руководитель фонда Бельканто Татьяна Ланская и композитор Алексей Сергунин представили довольно смелую и необычную версию перселловского опуса.
Семи-опера «британского орфея» была создана Перселлом в 1691 году, за несколько лет до скоропостижной смерти композитора. Переживавший в то время особую популярность, жанр семи-оперы (буквально полуоперы) совмещал в себе музыкальные и танцевальные номера, и диалоги.
Состоявшаяся в Королевском театре Лондона, премьера «Короля Артура» прошла довольно спокойно, чему вероятно поспособствовал политический подтекст постановки, симпатизировавших династии Стюартов Генри Перселла и автора либретто Джонна Драйдена.
Спустя века, легендарная постановка не только продолжает свою жизнь, но и приобретает новые воплощения: благодаря экспериментам с электронной музыкой и художественным приемам появилась первая иммерсивная версия «Короля Артура».
Молодой московский композитор Алексей Сергунин переработал сочинение, используя возможности современной live-электроники и саунд-дизайна. Сам композитор охарактеризовал результат интересным эпитетом «софт-панк опера», а метод работы над оперой именовал как «электродоспехи»: «Оригинальная партитура почти не меняется, но обвешивается самостоятельными электронными линиями, подчеркивая особенности «фигуры» номера, его скрытые краски».
С первых нот, погрузившийся в темноту зал Кафедрального собора потрясают звуки оркестровой увертюры. Затем глубокие и выразительные голоса хора, неожиданно оказавшегося в рядах зрительского зала, немало удивляют публику. Подобно выросшему лесу, один за другим, солисты Государственной капеллы им. Судакова, стекаются со всего зала в центральный проход, направляясь к сцене.
Все проходящие события, точно галерея аллегорий проносятся перед глазами зрителей, рисуя метафоричные картины. Аллегория власти, любви, гармонии, смысла жизни и вдохновения. Каждый из разворачивающихся эпизодов сопровождался монологами актрисы Елены Морозовой – еще одним бесспорным украшением действа.
На вопрос актуальности оперы 17 века в современных реалиях, можно с уверенностью дать ответ: все новое – хорошо забытое старое. Да и потеряет ли когда-нибудь актуальность тема двух противоборствующих сил?
В концерте принимали участие Государственная капелла Москвы им. Судакова п/у Анатолия Судакова, Российский квартет саксофонистов, Игорь Белоконь (клавесин, орган), Анна Суслова (орган), Елена Морозова (художественное слово).
Марина РЕВА,
Фото Анна БЕЛОВА