Арсений Трофим создает и играет фортепианную, оркестровую и электронную музыку, пишет музыку к фильма в направлениях постджаз, неофьюжн, неоклассицизм, киномузыка, потоковая музыка (streaming music). Его разнообразие музыкального профиля позволяют определить Арсения как поликомпозитора, не ограничивающего творчество строгими стилистическими рамками. Его саундтреки закрывали нашумевшую в Москве интерактивную фотовыставку «Parfumer» на «Красном Октябре» и неделю моды «Mercedes-Benz Fashion Week 2015» в ЦВЗ «Манеж». Арсений создает и исполняет музыку, понятную каждому.
– Вы занимаетесь музыкой?.. Что вас «подтолкнуло» на этот вид искусства?
— Музыкой я занимаюсь 26 лет, с 7. А «подтолкнул» меня мой кот… Я стоял возле фортепиано, он мяукнул, а я от испуга нажал на первые клавиши. Шучу конечно. Подтолкнул наверное все таки отец, он был бард, есть и был, имею в виду с самого детства. И постоянно дома играла музыка, засыпал я под его колыбельные с самого самого раннего детства.
– Какой стиль музыки, как слушателя, вам близок больше всего?
– Так как я разную музыку играю и создаю, то можно разбить на две части: фортепианная музыка и электронная. В фортепианной музыке мне ближе всего Nils Frahm из всех мировых композиторов, и Клод Дебюси из классиков прошлого века. Оба они настоящие импрессионисты. А в электронной и электронно-акустической музыке мне близки Olafur Arnalds и Ricardo Villalobos
– Как происходит процесс написания, создания музыки к фильмам?
– Процесс довольно долгий. Обычно над музыкой работаем вместе с режиссером, когда фильм уже снят, реже накануне. В анимационных фильмах точно после начинается работа. У меня было около 10 короткометражных фильмов, несколько полнометражных. Это долгая, мощная работа, настоящая симфония, где 20 может быть 25 музыкальных сценариев. Мы подбираем с режиссером тембры, звуки, прорабатываем лейтмотивы. Это большое действие, где иногда присоединяется продюсер.
– От чего вы отталкиваетесь в первую очередь, чтобы понять какую музыку надо писать?
– Если мы говорим о киномузыке, то я отталкиваюсь от того, что вижу, так как я выучил язык музыки довольно хорошо. Я вижу и понимаю состояние героев, какая атмосфера, какие декорации. И перевожу язык изображения, состояния, наполнения на язык музыки, или дополняю, иногда создаю контропункт некоторый, то есть то что происходит в кино, мы с режиссёром рисуем на контрасте, также я отталкиваюсь от мысли режиссера, что он думает. Просто иногда появляется необходимость сделать, так называемый артхаусный ход – мы слышим непонятно что и видим непонятно что, тут начинаются сложности.
– Вы единственный в семье работаете в творческой профессии?
– У нас в семье все работают в творческих профессиях. Младший брат — молодой мэтр, Олег Трофим, снял Притяжение 2 с Бондарчуком, снял фильм Лёд, сейчас работает на Майором Громом, очень мощный блокбастер. Старший брат тоже ушёл в кино глубоко, сейчас пока сложно говорить о его предназначении, у него только разгорается карьера. Мама писатель, Папа музыкант. Творческая семья, что тут сказать.
– Часто ли вы даёте свои концерты в Москве?
– В Москве, можно сказать часто, ну если считать закрытые концерты, ивенты, корпоративы и похороны (я один из немногих кто играет на похоронах на фортепиано у очень влиятельных людей), то около 10 концертов в месяц.
– Давали ли вы концерты за рубежом?
— Концерты за рубежом давал, неоднократно. Десятки концертов были уже. Самый крупный наверное — это первый в истории Индии Фестиваль Немого Кино. Нам с командой удалось создать трехдневный фестиваль Чаплина. Я играл на различных мировых фестивалях: в Италии, в Азербайджане, Грузии, Германии, Швейцарии.
– С кем бы из современных музыкантов вы бы хотели поработать или создать что-то общее?
– Из всех мировых композиторов, если брать инструменталистов, наибольшим интересом для меня представляет Nils Frahm. Он создал новую потоковую волну в Германии, в Европе. И он не похож на довольно простоватых неоклассиков. Поэтому я бы с ним поработал.
– Вы уникальная и разносторонняя личность… Как происходит создание перформанса? С чего нужно начать имея уже идею?
– Благодарю за прекрасный вопрос. Действительно, в моей жизни было много перформансов, начиная с Архангельска, заканчивая Петербургом, Москвой, и другими городами, и другими странами. Если есть идея, то нужно понять пространство. Это побережье или это крыша небоскрёба, или это какой-то завод. Понять как это будет выглядеть, нужен ли предпродакшн определенный, и нужны ли зрители для этого всего. Ну и начать делать. И, кстати, понять будет ли это съемочная процедура или разовая, при зрителях. Ну и сама подготовка: набор материалов, команда. Кстати, в ближайшее время планируется перформанс с 1000 лампами в Mars, 9 ноября.
– Необходимо ли иметь высшее образование, чтобы потом найти себя в жизни?
– Вы говорите про высшее образование и про предназначение. Вряд ли сегодняшнее высшее образование как-то связано с предназначением. Потому что миллионы людей имеют высшее образование, но так себя и не нашли. И также есть люди, которые имеют только среднее образование и прекрасно себя чувствуют. Это не только бизнесмены, которые почувствовали какую-то идею, как говорил Довгаль. Это люди, которые воспитанны правильно, традиционно, а традиция говорит о том, что единственное, что важно — это обрести Свой Путь и пройти по нему, реализовать свой план. С самого детства нужно пробовать разные вещи, не врать себе и идти своим путём. Работа не есть предназначение, а предназначение не есть профессия.
– Вы родом из Москвы? И где вы учились музыки?
– Я родом не из Москвы. Я родом далеко от Москвы, я дитя Тундры, это за полярным кругом, под городом Архангельском, под Нарьян-Маром, это ещё дальше. Выше только Белое Море и Северно-Ледовитый Океан, под Новой Землёй – в тех краях ещё ядерные ракеты испытывали в 1970-1980-х годах…
Учился я там, у меня был прекрасный учитель музыки, который давал мне разные произведения, говоря хочешь такое, а хочешь такое, это посложнее, но интереснее, это попроще, но легче. Я выбирал посложнее. Потом я поступил в колледж джазово-Архангельский, там достиг некоторых результатов, потом в Петербург, изучал акустику и звукорежиссуру в Университете кино и телевидения, и только потом поехал я в Москву. У меня не было консерватории, потому что сегодня, я считаю, это очень сложное и устаревшее образование. Также у меня было несколько Духовных Учетелей, который помогали мне осознать себя и учителя, которые меня учили электронной музыке.
– Какой чертой должен обладать творческий человек? В чем отличие между обычным человеком и творческим?
– Самая главная черта творческого человека — это не ждать ничего, не ждать вдохновения, садиться и почаще творить. У него должна быть книга идей. Он должен не стесняться творить и пробовать разные вещи. То есть черта — это подходы, подходы к творчеству, отсутствие серьезной оценки. Звучит просто, но это действительно правда, факт. Чем больше творишь, тем больше развивается творчество. Вернёмся ко второму вопросу. Каждый человек творческий, и сам человек и есть творчество. Смотрите как мы говорим, мы говорим, импровизируя, всё время создавая новое. Инженер мы, либо гардеробщик, или музыкант. Мы пронизаны творчеством и это связано с изменчивостью и непостоянством. Мы творим постоянно.
– Хотели бы вы попробовать заниматься другим видом искусства, помимо музыки?
– Я занимаюсь разными видами искусства – пишу две книги, я занимаюсь кукольным театром, с кучей различных игрушек в нём… Работаю копирайтером, придумываю названия для различных брендов, сценография, сценарии. Ещё я собираюсь изучать живопись красками и акрилом. Также занимаюсь компьютерным дизайном. Люблю делать афиши и плакаты. По своей природе – я прирождённый генератор идей.


