Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям поддержал создание Агентства креативных индустрий и заявил об открытости к сотрудничеству. Новая структура будет формировать условия для развития бизнеса и создания рабочих мест в творческих отраслях и помогать их представителям. Ее учредителем выступил Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы.
По словам исполнительного директора Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП, куратора проекта Most Creative Russians Игоря Намаконова, у Комитета уже есть опыт взаимодействия с агентством. Весной прошел первый круглый стол, организованный этой организацией, в котором приняли участие представители различных креативных индустрий, в том числе от РСПП. «Мы предложили ряд инициатив для повышения качества взаимодействия на правительственном уровне и развития индустрий. Они пригодились агентству в качестве материала для разработки собственных документов. Я рад, что такие структуры появляются, что они открыты к взаимодействию, а не смотрят на нас, как на конкурентов», – заявил Игорь Намаконов.
Учреждение подобного агентства в Москве и поддержка индустрий на городском уровне – логичный шаг, считает эксперт: «Мы как Комитет работаем на федеральном уровне, отслеживаем практики в региональном масштабе и способствуем распространению перспективных решений на уровне всех субъектов РФ. В этом смысле нам необходимо взаимодействовать с агентством, насколько это возможно». По словам Намаконова, зона ответственности Комитета не ограничена только столицей. Его задача – не только участвовать в разработке федерального законодательства, но и продвигать имидж российских регионов за рубежом.
Комментируя новость о создании Агентства, директор первого университета креативных индустрий в России Universal University Екатерина Черкес-заде выразила надежду на то, что работа подобных организаций будет развиваться в сторону решения общих задач, стоящих перед предпринимательством. «Было бы хорошо, если Агентство креативных индустрий и Комитет РСПП объединили усилия для решения задач, которые в одиночку креативные индустрии решить не могут», – сказала она.
Среди подобных задач эксперт особо выделяет помощь с экспортом. К примеру, у российских разработчиков мобильных приложений нет поддержки, которую получают кипрские и белорусские компании. Последние могут рассчитывать на поддержку онлайн маркетинговых сеток. «Почему так происходит? Потому что российское законодательство не делает ничего для развития Facebook, YouTube или Google на территории России, – объясняет директор Universal University. – Продукт создается распределенной командой со специалистами из России, а продается как разработка другой страны. При этом налоги платятся не у нас. В результате российская экономика теряет деньги».
У креативных индустрий есть и еще одна серьезная проблема, считает эксперт. В России объекты интеллектуальной собственности не защищены на уровне, необходимом для их монетизации. В этом вопросе также нужно объединять усилия организаций, отстаивающих интересы представителей творческого сектора.
«Кроме того, можно было бы вместе подумать над решением вопроса с наймом международных специалистов, – отмечает Черкес-заде. – Сейчас для найма сотрудника из другой страны компании приходится преодолевать множество бюрократических барьеров. Если к нам захочет приехать преподаватель из Великобритании, ему придется пройти те же круги ада, что и трудовому мигранту из Азии. Необходимо решить вопрос с оплатой услуг сотрудника, который работает в распределенной команде вне территории России. Если бы у зарубежных специалистов не было преград для участия в разработке российских продуктов, то интеграция в глобальный рынок для России значительно бы упростилась».