Пианистка Елена Тарасова и RUSQUARTET презентовали новые альбомы

33

В Зале на Дуби­нин­ской состо­я­лась пре­зен­та­ция аль­бо­ма «La Folie» пиа­нист­ки Еле­ны Тара­со­вой и аль­бо­ма «Моцарт. Requiem (вер­сия для струн­но­го квар­те­та)», вопло­щен­но­го в жизнь ансам­блем RUSQUARTET. Кон­церт про­шел в рам­ках Зим­них ассам­блей Меж­ду­на­род­но­го музы­каль­но­го про­ек­та OPUS UNIVERSUM.

«Музы­ка – это дей­стви­тель­но opus universum, все­об­щее тво­ре­ние, — поде­ли­лась Еле­на Тара­со­ва. — Мис­сия про­ек­та – при­бли­зить чело­ве­ка к миру клас­си­ки, откры­ва­ем две­ри всем, кто хочет узнать боль­ше о мире музы­каль­но­го искус­ства, при­гла­ша­ем, в том чис­ле, и в мир за сце­ной – зри­тель может сво­бод­но при­хо­дить на репе­ти­ции. Подоб­ные откры­тия необ­хо­ди­мы для того, что­бы на сме­ну немно­го глян­це­во­му пред­став­ле­нию об арти­сти­че­ской жиз­ни при­хо­ди­ло реаль­ное виде­ние того, как про­те­ка­ет твор­че­ский про­цесс, како­вы арти­сты в жиз­ни, как выгля­дит повсе­днев­ный труд музы­кан­та-испол­ни­те­ля. Кро­ме того, в опре­де­лен­ный момент дея­тель­но­сти про­ек­та OPUS UNIVERSUM мы отка­за­лись от залов с высо­ки­ми сце­на­ми, что­бы сте­реть гра­ни­цы, быть бли­же к зри­те­лю и поз­во­лить ему ощу­тить себя внут­ри про­стран­ства твор­че­ства, сотвор­че­ства и со-бытия».

Рас­ска­зав о фило­со­фии про­ек­та, его про­грам­мах-кон­цеп­ци­ях и репер­ту­ар­ных поис­ках, Еле­на пере­да­ла сло­во осно­ва­те­лю и руко­во­ди­те­лю струн­но­го квар­те­та RUSQUARTET Анне Янчи­ши­ной, кото­рая в сво­ем моно­ло­ге при­ве­ла слу­ша­те­лей к цен­траль­ной теме встре­чи – пред­став­ле­нию аль­бо­мов и той ред­кой вер­сии «Рек­ви­е­ма» Моцар­та, кото­рую откры­ва­ет музы­каль­но­му миру аль­бом RUSQUARTET’а.

«Рек­ви­ем» был заду­ман Моцар­том для четы­рех соли­стов, хора и оркест­ра, рас­ска­за­ла Анна Янчи­ши­на. — Над про­из­ве­де­ни­ем он начал рабо­ту в 1791 и, как извест­но, оста­вил неза­вер­шен­ным. После смер­ти ком­по­зи­то­ра «Рек­ви­ем» – по моцар­тов­ским наброс­кам и чер­но­ви­кам завер­шил и отре­дак­ти­ро­вал его уче­ник, Франц Кса­вер Зюсмай­ер. Эта вер­сия была впер­вые опуб­ли­ко­ва­на в 1800 году. Несколь­ки­ми года­ми поз­же – неко­то­рые источ­ни­ки ука­зы­ва­ют 1802‑й год – медик, ком­по­зи­тор и пуб­ли­цист Петер Лих­тен­таль сде­лал пере­ло­же­ние «Рек­ви­е­ма» Моцар­та для струн­но­го квар­те­та. Эта сме­лая и необыч­ная вер­сия, исклю­ча­ю­щая все пев­че­ские голо­са – а вме­сте с ними и весь тра­ди­ци­он­ный для заупо­кой­ной мес­сы текст, — дол­гое вре­мя оста­ва­лась ред­ко­стью и была опуб­ли­ко­ва­на лишь в кон­це XX века».

Пред­став­ляя аль­бом «La Folie» («Безу­мие»), Еле­на Тара­со­ва гово­ри­ла об одной из самых ран­них евро­пей­ских тем – теме Фолия, кото­рая послу­жи­ла осно­вой и вне­сти­ле­вой лини­ей кон­церт­ной про­грам­мы о теат­ре жиз­ни, за каж­дой мас­кой кото­ро­го скры­ва­ет­ся своя драма.

Аль­бо­мы «La Folie» и «Моцарт. Requiem (вер­сия для струн­но­го квар­те­та)» вышли на лей­б­ле Etcetera Records (Нидер­лан­ды). На пре­зен­та­ции по видео­свя­зи при­сут­ство­вал и дирек­тор лей­б­ла — Дерек де Гриф.

«Ком­па­нию осно­ва­ли в 1982 году аме­ри­ка­нец Дэвид Рос­си­тер и фран­цуз Мишель Арси­зе, — вспом­нил де Гриф. — Они ста­ра­лись запи­сы­вать ред­кие про­из­ве­де­ния, пред­став­лять мало­из­вест­ных испол­ни­те­лей. Когда я начал управ­ле­ние ком­па­ни­ей – мы про­дол­жи­ли уже зало­жен­ную поли­ти­ку это­го клас­си­че­ско­го лей­б­ла, но с тех пор рынок серьез­но изме­нил­ся. Сей­час мы раз­ви­ва­ем­ся боль­ше в сто­ро­ну широ­ко извест­ной музы­ки, пото­му что на это вли­я­ет так­же пред­став­лен­ность испол­ни­те­ля. Со вре­ме­нем, когда испол­ни­тель ста­но­вит­ся более извест­ным, более попу­ляр­ным, в какой-то момент они хотят запи­сы­вать не толь­ко мало­из­вест­ную музы­ку, но и писать очень попу­ляр­ные про­из­ве­де­ния, как квар­те­ты Бет­хо­ве­на, напри­мер, или квар­те­ты Моцарта…»

Так­же на вече­ре состо­я­лась миро­вая пре­мье­ра сочи­не­ния для скрип­ки соло совре­мен­но­го ком­по­зи­то­ра Ильи Демуц­ко­го. Опус «Четы­ре отве­та на про­стой вопрос» был создан ком­по­зи­то­ром в 2020 году, сочи­не­ние уже запи­са­но на диск скри­пач­кой Еле­ной Кор­же­не­вич и до это­го момен­та не зву­ча­ло в кон­церт­ном зале. Заклю­чи­тель­ная часть пре­зен­та­ции про­шла в диа­ло­гах с ауди­то­ри­ей, отве­тах на вопро­сы о пла­нах на будущее.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.