В Зале на Дубининской состоялась презентация альбома «La Folie» пианистки Елены Тарасовой и альбома «Моцарт. Requiem (версия для струнного квартета)», воплощенного в жизнь ансамблем RUSQUARTET. Концерт прошел в рамках Зимних ассамблей Международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM.
«Музыка – это действительно opus universum, всеобщее творение, — поделилась Елена Тарасова. — Миссия проекта – приблизить человека к миру классики, открываем двери всем, кто хочет узнать больше о мире музыкального искусства, приглашаем, в том числе, и в мир за сценой – зритель может свободно приходить на репетиции. Подобные открытия необходимы для того, чтобы на смену немного глянцевому представлению об артистической жизни приходило реальное видение того, как протекает творческий процесс, каковы артисты в жизни, как выглядит повседневный труд музыканта-исполнителя. Кроме того, в определенный момент деятельности проекта OPUS UNIVERSUM мы отказались от залов с высокими сценами, чтобы стереть границы, быть ближе к зрителю и позволить ему ощутить себя внутри пространства творчества, сотворчества и со-бытия».
Рассказав о философии проекта, его программах-концепциях и репертуарных поисках, Елена передала слово основателю и руководителю струнного квартета RUSQUARTET Анне Янчишиной, которая в своем монологе привела слушателей к центральной теме встречи – представлению альбомов и той редкой версии «Реквиема» Моцарта, которую открывает музыкальному миру альбом RUSQUARTET’а.
«Реквием» был задуман Моцартом для четырех солистов, хора и оркестра, рассказала Анна Янчишина. — Над произведением он начал работу в 1791 и, как известно, оставил незавершенным. После смерти композитора «Реквием» – по моцартовским наброскам и черновикам завершил и отредактировал его ученик, Франц Ксавер Зюсмайер. Эта версия была впервые опубликована в 1800 году. Несколькими годами позже – некоторые источники указывают 1802-й год – медик, композитор и публицист Петер Лихтенталь сделал переложение «Реквиема» Моцарта для струнного квартета. Эта смелая и необычная версия, исключающая все певческие голоса – а вместе с ними и весь традиционный для заупокойной мессы текст, — долгое время оставалась редкостью и была опубликована лишь в конце XX века».
Представляя альбом «La Folie» («Безумие»), Елена Тарасова говорила об одной из самых ранних европейских тем – теме Фолия, которая послужила основой и внестилевой линией концертной программы о театре жизни, за каждой маской которого скрывается своя драма.
Альбомы «La Folie» и «Моцарт. Requiem (версия для струнного квартета)» вышли на лейбле Etcetera Records (Нидерланды). На презентации по видеосвязи присутствовал и директор лейбла — Дерек де Гриф.
«Компанию основали в 1982 году американец Дэвид Росситер и француз Мишель Арсизе, — вспомнил де Гриф. — Они старались записывать редкие произведения, представлять малоизвестных исполнителей. Когда я начал управление компанией – мы продолжили уже заложенную политику этого классического лейбла, но с тех пор рынок серьезно изменился. Сейчас мы развиваемся больше в сторону широко известной музыки, потому что на это влияет также представленность исполнителя. Со временем, когда исполнитель становится более известным, более популярным, в какой-то момент они хотят записывать не только малоизвестную музыку, но и писать очень популярные произведения, как квартеты Бетховена, например, или квартеты Моцарта…»
Также на вечере состоялась мировая премьера сочинения для скрипки соло современного композитора Ильи Демуцкого. Опус «Четыре ответа на простой вопрос» был создан композитором в 2020 году, сочинение уже записано на диск скрипачкой Еленой Корженевич и до этого момента не звучало в концертном зале. Заключительная часть презентации прошла в диалогах с аудиторией, ответах на вопросы о планах на будущее.