Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театраПошла плясать губерния... О постановке «Мертвые души» на сцене «Геликон-оперы»

Пошла плясать губерния… О постановке «Мертвые души» на сцене «Геликон-оперы»

Классика — на то и классика, чтобы щедро одаривать нас множеством её возможных трактовок. Думается, Николай Васильевич Гоголь ни в коей мере не обиделся на то, что Михаил Булгаков вполне органично переселил героев его «Мёртвых душ» в Москву 1920-х годов. Ведь Булгаков был не был первым (и, натурально, не последним!) кто почувствовал абсолютную вечность и неувядаемость, неистребимость даже гоголевских типов в России… «И голуби в ней есть. И мудрые есть змии. И множество волков. И ряд тюремных стен. Грязь «Ревизора» в ней. Весь гоголевский ужас. И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин…» Насчёт Щедрина — запомним.

Фото – сцены из оперы «Мертвые души» в постановке Красноярского музыкального театра на сцене «Геликон-оперы». Фотограф Елена Лапина

Но и к бесконечности можно и должно подходить по-разному. Музыкантам — в том числе. Более сорока лет назад Родион Щедрин написал свои «Мёртвые души». Но эта грандиозная фреска в двух десятках эпизодов, в самом общем виде говоря, — скорее музыкально-сценические иллюстрации к гоголевской поэме.

Иначе говоря, Щедрин пошёл со своей музыкой к Гоголю. А другой наш современник, Александр Пантыкин, бывый предводитель легендарной уже группы «Урфин Джюс», превратившийся ныне в «дедушку русского рока», проделал «обратный» путь — отправился с Гоголем к музыке. Отправился в формате, по собственному определению, не оперетты, не мюзикла, а оперы-light. Именно оперы — не с отдельными музыкальными номерами и разговорными диалогами, как классическом мюзикле (хотя разговоры в «Мёртвых душах» тоже есть), — а со сквозным действием, с собственным музыкальным языком каждого персонажа.

Так что пусть опера-light — на здоровье. Не в России ли сказано — хоть горшком назови, только в печку не ставь? На своём пути Пантыкин преуспел: его «Мёртвые души», впервые сыгранные в Екатеринбурге в 2008 году, прошли с тех пор ещё в трёх театрах, и последняя по времени постановка, в Красноярском музыкальном театре, и была представлена на Шестом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку», который проводится в Москве при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов.

Подход Пантыкина многообещающ, но при том рискован и поистине огнеопасен. Есть опасность, с одной стороны, угодить в иссушающую пустыню бескрыло-формального подхода: «Мёртвые души» — и nec plus ultra, не дальше, как говаривали древние. (А ежели более приземлённо — как угодно, но лишь бы не так, как у живого классика Щедрина!). С другой — свалиться в поистине безбрежный океан всепоглощающей пошлости. «Мы постарались сделать из поэмы Гоголя авантюрную музыкальную комедию с головокружительными поворотами и почти детективной интригой, сохранив дух оригинала, неповторимый аромат гоголевского стиля и проглядывающую сквозь кажущуюся буффонаду серьезность и даже печаль», — так объясняет свои намерения автор.

Но уж коли удержишься на этой грани, на этом канате, на этом острие, да ещё блюдя стилистику и — важно! — чувство меры (а это отцам красноярского спектакля, либреттисту Константину Рубинскому режиссёру Николаю Покотыло, дирижёру Валерию Шелепову и художнику Юрию Наместникову, скажем наперёд, вполне удалось), то гуляй, рванина, от рубля и выше! Зажигай от души! Танцуй, яко по Бозе разум даровався, выделывай любые коленца. «Пошла плясать губерния, сам чёрт не разгребёт!» Ведь все мы, согласно классику, вышли из гоголевской «Шинели». И не только…

Впрягай, как тройку в бричку, в ткань спектакля легко узнаваемые отсылки не только к другим гоголевским сюжетам, но мало не ко всей великой русской литературе. «Двести тысяч капиталу», которые якобы имеет пройдоха Чичиков — не явный ли поклон в сторону достоевско-прокофьевского «Игрока» («Двести тысяч выиграл!»). Хоровой эпилог на почти сакральный текст о птице-тройке — явный ответ хоровому прологу «Войны и мира». А при реплике Чичикова «Лиза! Это ты?» с ходу воспоминается «Пиковая дама». Вопрос к автору либретто; случайно ли безымянные у Гоголя сладкоголосая губернаторша (Светлана Кольянова) и её обворожительно-круглолицая дочка (Надежда Кармаева) носят имена двух русских цариц, Прасковьи Фёдоровны, матери императрицы Анны Иоанновны, и Елизаветы Петровны? Впрочем, чего только не бывает у Гоголя!

Отсылка идёт в первую голову к «Ревизору» — ну где ещё возможно, гоголевскими словами говоря, припрячь сразу двух подлецов, сиречь увидеть на сцене дуэт Павла Ивановича Чичикова (Александр Белопашинцев) и его в какой-то мере духовного отца, в какой-то мере alter ego Ивана Александровича Хлестакова (Леонид Забоев)?

И к «Игрокам». И к «Вию». И к «Носу». И к «Страшной мести». И к «Тарасу Бульбе». Сначала совершенно апокалиптический, но при сём облачённый в подштанники Ноздрёв (Иван Сосин) запевает «Редкая лошадь долетит до середины Днепра», а потом — чего там мелочиться! — заявляет мающемуся кошмарами Чичикову «Я тебя породил, я тебя и убью!». Вообще, сцена ночных кошмаров заточённого в узилище Чичикова, в которой «смешались в кучу кони-люди» (Вий, кузнец Вакула, императрица Екатерина с черевичками, панночка в гробу и иные очень узнаваемые) — одна из самых сильных в этой постановке.

Однако даже этот апокалипсис имеет сразу заданные художественным оформлением спектакля строгие рамки — визуальные и звуковые. Вечный скрип вечно несмазанных дверей и больших-больших колёс, которые никогда не доедут нив Казань, и куда либо ещё. (Колесо, вдобавок — ещё и символ вечности, и об этой ассоциации в связи с мало меняющейся российской действительностью вообще думать не хочется!)

Покосившаяся телега, увязшая то ли в коррупции – «хищенья безразмерные коррупция и ложь», то ли в грязи, то ли в какой-то иной ароматической субстанции… Огромные облупленные чемоданы — не те ли, которые Россия «облупила, играя в подкидного дурака»? И, как виньетки на дорогих рамах, сонмище вечных российских типажей, в какие-бы одёжки они ни рядились. А мучительно пытающийся мыслить и освоить грамоту Селифан (Алексей Казанцев), увы, тут погоды не сотворит.

И в этих рамках, повторимся, сюжет может развиваться произвольно и — главное! — непредсказуемо. У Гоголя не слишком богатый Чичиков сам измышляет авантюру с мёртвыми душами. А в нынешнем варианте сюжета ему провокационную идейку подбрасывает бессмертная чиновная номенклатура во главе с похожим одновременно и на большую толстую крысу, и на неуклюжего Буратино губернатором (Владислав Питальский). Кстати, номенклатуре современной очень бы обратить внимание на мотивчик «Если есть на свете гений…» — сгодится в любом регионе…

Кто-то скажет — так быть не могло. В рамках данного спектакля, который, вероятно, уместнее всего было бы назвать игрой о вечной России, могло. Очень даже могло. Могло оказаться и так, что смиренная, молитвенная Елизавета Петровна настолько преуспеет в художествах, что без всякого принтера нарисует (а что ещё делать в монастыре скучного города N?) все двести тысяч, за которые и выкупит опростоволосившегося Чичикова. Хеппи-энд? Куда там! Куда бегут обретшие волю влюблённые? Ну, конечно, в соседний город Глупов — ау, Михал Евграфыч, принимайте эстафету! Эх, птица-тройка — кто тебя только выдумал… А в тройке-то кто? Вот то-то и оно…

«Боже, как грустна наша Россия…».

Георгий ОСИПОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru