РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир киноРедкие фильмы в открытом доступе – в рамках проекта «Открытая коллекция» на...

Редкие фильмы в открытом доступе – в рамках проекта «Открытая коллекция» на портале «Культура.РФ» появилось более 70 кинолент

Госфильмофонд России и портал «Культура.РФ» продолжают совместный проект «Открытая коллекция». В рамках него сотрудники научного отдела Госфильмофонда ежемесячно готовят для публикации более 20 редких фильмов из своего собрания. Картины размещаются в открытом доступе на портале «Культура.РФ». Всего с марта по май появилось более 70 кинолент.

«Проект «Открытая коллекция» дает шанс ознакомиться с редкими образцами отечественного кино, многие из которых раньше были доступны только исследователям и научным сотрудникам Госфильмофонда: советские агитационные фильмы, экранизации русской классической литературы, научно-популярные ленты об освоении космоса, исторические эпосы о событиях Великой Отечественной войны и многие другие уникальные фильмы. Всё это — живой учебник, история нашей страны в кино, которую важно знать и изучать», – рассказывает директор Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Светлана Максимченко.

«Юные партизаны»

«Швейк готовится к бою»

«Большая жизнь»

«Строптивые соседи»

«Под звуки домбр»

«Бог войны, белый всадник»

«Чудотворец»

«Люди гибнут за металл»

В мартовском выпуске проекта представлено 25 картин — целый ряд жанрового кино, снятого в период с 1919 по 1949 годы. Как и в прошлом выпуске большая часть фильмов объединена тематикой Великой Отечественной войны, многие из которых были подвергнуты критике политического руководства страны и запрещены к показу. Среди них: фильм из серии «Боевых киносборников» «Юные партизаны» (1942), — наверху сочли, что авторы фильма неправдоподобно преувеличили участие детей в борьбе против фашистов — запрещенный без объяснения причин сатирический антифашистский киносборник «Швейк готовится к бою» (1942), «крайне слабая в художественном отношении и порочная в идейно-политическом» вторая часть легендарного фильма «Большая жизнь» (1946) с Борисом Андреевым, Марком Бернесом и Пётром Алейниковым в главных ролях и не понравившаяся лично Сталину комедия Тбилисской киностудии о жизни грузинских колхозников в годы войны «Строптивые соседи» (1945). Отдельно стоит отметить посвященный музыкальному искусству казахского народа фильм-концерт «Под звуки домбр» (1943), биографический фильм о жизни крупнейшего азербайджанского драматурга и общественного деятеля XIX века Мирзы Фатали Ахундова «Сабухи» (1941) и снятый в соавторстве с Михаилом Авербахом режиссёрский дебют Марка Донского (6 марта — 120 лет со дня рождения) — изобилующую авангардными монтажными приемами социально-психологическую драму, события которой развиваются на фоне НЭПа. Также в мартовский выпуск вошли две антиклерикальные ленты — «Бог войны, белый всадник» (1929) и «Чудотворец» (1922) — и мелодрама «Люди гибнут за металл» (1919) русско-французского режиссера Александра Волкова, считавшаяся утраченной, пока в 1963 году не была обнаружена в Датском музее кино в Копенгагене с немецкими титрами под прокатным названием «Проданная душа» и в том же году передана в Госфильмофонд РФ.
Полный список фильмов мартовского выпуска «Открытой коллекции»

«Уход великого старца»

«Перелом»

«Молодость побеждает»

«Каштанка»

«Космический рейс»

В апрельском выпуске проекта также представлено 25 фильмов — картин разных жанров, снятых с 1912 по 1959 годы. Самая старая из картин — фильм «Уход великого старца» (1912) Якова Протазанова — посвящена последнему периоду жизни Льва Толстого в Ясной Поляне. Картина была снята спустя всего два годы после кончины великого писателя и не имела проката в царской России, поскольку не понравилась родственникам графа. Особенного внимания заслуживают ранние феминистские фильмы, раскрывающие тему эмансипации женщины в традиционных патриархальных обществах Средней Азии и Ближнего Востока. Фильм «Перелом» («ее право»), снятый в Узбекистане в 1931 году режиссером Гиршем Черняком, рассказывает о молодой девушке Таджи, которая решает изменить свою жизнь и встать на путь эмансипации. Фильм во многом идет по следам программы освобождения женщин Востока, которую пытались реализовать в Советском Союзе. А символический акт сжигания паранджи, который демонстрируют в картине, является яркой метафорой символического освобождения восточной женщины от мужского угнетения. Первый звуковой азербайджанский фильм «Алмас» (1936) рассказывает историю молодой учительницы, которая прибыла на работу в отдаленную горную деревню и вынуждена вести борьбу против религиозного фанатизма и за свободу женщин. «Молодость побеждает» (1928) Михаила Геловани повествует об искоренении пережитков прошлого в межсемейных отношениях грузин-мусульман. В кульминационной сцене женщины этих семей сбрасывают с себя чадру. В очередной выпуск снова попала картина, счаствшаяся долгое время утраченной. Это детский немой черно-белый фильм «Каштанка» (1926) по мотивам одноименного рассказа Чехова, найденный в Чехословакии в 1962 год и в том же году возвращенный в Госфильмофонд. В апрельскую подборку также попала картина «Космический рейс», снятая режиссером Василием Журавлевым в 1935 году. Есть сразу несколько причин обратить на нее внимание. Во-первых, это первый советский научно-фантастический фильм об исследовании космоса. Во-вторых, его создателей вплоть до своей смерти консультировал «отец космонавтики» Константин Циолковский. В-третьих, это захватывающая картина о путешествии на Луну и обратно!

«Три песни о Ленине»

«Исмет»

«Афганистан»

«Трое»

«Последняя обида»

В майском выпуске проекта вошло 24 картины, снятые с 1926 по 1945 годы. Особого внимания заслуживает фильм «Три песни о Ленине», снятый легендарным Дзигой Вертовым в 1938 году к десятилетию смерти вождя. Состоящая из трех частей кинопоэма была смонтирована Вертовым из 600 километров отсмотренной им пленки и считается вершиной творчества режиссера. И тут не обошли вниманием тему феминизма— первая песня фильма «В чёрной тюрьме было лицо моё» посвящена эмансипации женщин в Средней Азии. Другой фильм майского выпуска, поднимающий тему эмансипации женщин Востока, «Исмет» («Гибель Адата») 1934 года, рассказывает реальную историю первой женщины-летчицы Азербайджана, борющейся за право быть свободной гражданкой многонациональной Родины — о ее нелегком пути к раскрепощению, протесте против феодальных устоев и адата (неписаных обычаев). Еще одна важная картина — «Афганистан» Владимира Ерофеева. Режиссер, которого чаще всего называют оппонентом Дзиги Вертова, выпустил в 1929 году картину, показывающую реальную жизнь в практически недоступной и неизведанной стране – Афганистане. Этот фильм является уникальным памятником кинодокументалистики, при этом его интересно смотреть и почти сто лет спустя. Кроме того, в подборке необходимо выделить и фильм «Трое», снятый в 1927 году по сценарию Владимира Маяковского. Картина представляет собой вариацию сюжета О.Генри о вожде краснокожих и рассказывает о судьбе трех детей – пионера, беспризорника и сына недобитого советской властью буржую. А еще – это первая советская картина о киднэппинге. Также в мае к Международному дню защиты детей Госфильмофонд делает доступными для просмотра резонансный для молодого советского общества фильм «Последняя обида» (1930), осуждающий родителей за телесные наказания своих детей, и 8 редких мультипликационных фильмов выдающихся художников-мультипликаторов: Владимира Сутеева, Пантелеймона Сазонова, Бориса Дёжкина, Виктора Смирнова, Вячеслава Левандовского. Большинство этих мультфильмов — своего рода калька американской мультипликации того времени. Лозунг «Даёшь советского Микки-Мауса!», выдвинутый в 1933 году, во многом способствовал тому, что для советской мультипликации эталоном исполнения стали фильмы Уолта Диснея.

Фильмы доступны для просмотра на портале «Культура.РФ» — ищите в поиске по названию фильма или по тегу «Открытая коллекция».

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru