5 июня 2021 в Планетарии №1 состоится аудиовизуальный концерт MIRAGE: in the Desert of the UNREAL («Мираж: в пустыне невозможного»).
Программа концерта объединит экспериментальных электронных музыкантов и медиахудожников из Катара, России, Египта, Саудовской Аравии и Йемена. Артисты представят завораживающие аудиовизуальные шоу, подготовленные специально для купольного экрана Планетария.
Арабские медиахудожнки представят свои работы в режиме реального времени в коллаборации с российскими артистами. Большая часть произведений готовится специально для купольного экрана петербургского «Планетария 1», являющегося крупнейшим в мире, и будет представлена публике впервые.
Российской премьерой станет показ обеих частей нашумевшей антиутопии Софии Аль-Марии «The Future Was Desert pt.1 & 2» — и это станет своеобразной увертюрой к грядущей ретроспективной выставке художницы в Москве.
Событие является частью культурной программы государства Катар, организованной Cultural Creative Agency, в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума.
Попытка увидеть будущее в повседневности всегда притягивала творческую часть человечества — писателей, художников и музыкантов, вдохновляя их на революционные концепции и произведения. «Будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено», — говорил фантаст и футуролог Уильям Гибсон. Словно оттолкнувшись от этой мысли, несколько лет назад художница и писательница катарского происхождения София Аль-Мария вместе с музыкантом и продюсером Фатимой Аль-Кадири сформулировала теорию «футуризма Залива» (Gulf futurism) о том, что такие миражи возможного будущего можно сейчас уже наблюдать в Дохе и других богатых мегаполисах стран Ближнего Востока. И это будущее — вовсе не дивный сияющий мир. София Аль-Мария смотрит вперед с опаской и пессимизмом, предупреждая о том, к чему может привести поражающее воображение городское развитие и внедрение инновационных технологий, соединяющееся со стремительно увеличивающимся социальным неравенством и нарастающими экологическими проблемами.
Переосмысление концепций прогресса и футуризма, неудобные вопросы о настоящем и поиск собственной идентичности в стремительно меняющемся мире стали ключевыми темами для многих других медиахудожников и занимающихся экспериментальной электроникой артистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Программа аудиовизуального концерта «Мираж: в пустыне невозможного», куратором которого выступил Андрей Зайлер, объединит некоторых ярких представителей этой волны.
Арабские медиахудожнки представят свои работы в режиме реального времени в коллаборации с российскими артистами. Большая часть произведений готовится специально для купольного экрана петербургского «Планетария 1», являющегося крупнейшим в мире, и будет представлена публике впервые. Российской премьерой станет показ обеих частей нашумевшей антиутопии Софии Аль-Марии «The Future Was Desert pt.1 & 2» — и это станет своеобразной увертюрой к грядущей ретроспективной выставке художницы в Москве.
Участники «Мираж: в пустыне невозможного»
Лидер египетского электронного андеграунда, продюсер и промоутер ZULI (настоящее имя — Ахмед Аль-Газали) привлек к себе внимание в 2018-м году после выхода альбома «Terminal», на котором он деконструировал хип-хоп на арабском, грайм, футворк и прочую передовую бас-электронику, растворяя мощные биты в цифровом шуме. Альбом собрал шквал впечатляющих отзывов, причем не только от журналистов, но и от классиков электронной музыки Aphex Twin и Autechre. Последний релиз ZULI, мини-альбом «ALL CAPS» представляет собой гиперактивный микс из дрилл-н-бейса, джангла и футворка, однако продюсер нарочито грубо врезал в него фрагменты из разнообразной египетской музыки, иронизируя над образом электронного музыканта с Ближнего Востока и ожиданиями, которым он должен соответствовать. Для выступления перед сидячим залом петербургского «Планетария 1» ZULI готовит специальную аудиовизуальную программу совместно с художником Омаром Эль-Садеком — наверняка она будет более мягкой по звуку и медитативной, чем его ураганные сеты на фестивалях.
О таинственном вокалисте и продюсере из Саудовской Аравии MSYLMA мало что известно — кроме того, что он живет в Мекке, не афиширует деталей биографии и скрывает лицо во время выступлений. В его творчестве обращение к древней культуре и попытка заглянуть в будущее сочетаются самым контрастным образом: MSYLMA соединяет возвышенное пение суфийской и доисламской поэзии с экспериментальным саундтреком, комбинирующим элементы индастриала, грайма и нео-R`n`B, что приводит к гипнотизирующему и местами шокирующему эффекту.
Египетский медиахудожник и музыкант Омар Эль-Садек (Omar El-Sadek), который будет отвечать за визуальный ряд во время выступлений ZULI и MSYLMA, добавляет работе с традицией дополнительный план, поскольку он состоит с ней в напряженном диалоге. Несмотря на привычную художественную традицию в исламских странах, Омар Эль-Садек обращается к образам животных и людей. Впрочем, так лишь заметней его корни: в используемых в видеоряде черно-белых пастельных рисунках, выдающих в художнике хорошее европейское арт-образование, читаются отсылки к арабским орнаментам и каллиграфии.
Соотечественница ZULI и Омара Эль-Садека, певица Нада Эль-Шазли (Nadah El Shazly), напротив, вдумчиво и внимательно ищет вдохновения, бережно обращаясь к национальной традиции. Записывает ли она кавер-версии песен культовых египетских исполнителей или берет семплы со старинных пластинок, у нее на выходе получается совершенно оригинальная музыка: современный электронный авант-фолк, одухотворенный ее парящим контральто. После выхода в 2017-м дебютного альбома «Ahwar», над которым работала международная команда блестящих музыкантов во главе с бас-гитаристом и продюсером, участником Godspeed You! Black Emperor Тьерри Амаром, к артистке пришла мировая известность. Ее портрет украсил обложку одного из номеров журнала для музыкальных эстетов The Wire. В 2020-м году Нада Эль-Шазли стала куратором шоукейса египетской сцены на панафриканском музыкальном фестивале Nyege Nyege Festival в Уганде, а с недавних пор ведет свое регулярное шоу на Cashmere Radio. Визуальную составляющую перформанса певицы обеспечит каирский художник, дизайнер и архитектор Мустафа Эль-Баруди (Mostafa El Baroody), с которым у певицы сложилось плодотворное сотрудничество.
Дуэт Temp-Illusion расширяет представления о культурной жизни Ирана. Проживая в Тегеране, Шахин Энтезами (Shahin Entezami) и Бехранг Наджафи (Behrang Najafi) успешно занимаются экспериментальной электроникой: они являются сооснователями и постоянными участниками получившего мировое признание фестиваля SET Experimental, сфокусированного на аудиовизуальных перформансах и появляются на авторитетных европейских слетах экспериментальной электроники. Музыка дуэта сконструирована из хитроумных ломаных битов и холодных индустриальных текстур, при этом она не является искусством абстракции. У Temp-Illusion есть мнение по острым вопросам современности, которое они транслируют в своих альбомах и перформансах. Вместе с Temp-Illusion в программе «Миража» выступит их соотечественник, постоянный коллаборатор и сооснователь фестиваля SET, медиахудожник Amir B.Ash.
Араш Азади (Arash Azadi) родился в Иране, где с 9 лет стал изучать игру на персидском сетаре, учился в Ереванской консерватории и осваивал язык визуального программирования Max/MSP в Массачусетском колледже искусств. Сейчас он живет в Нижнем Новгороде. Словом, Араш Азади — универсальный мультидисциплинарный художник, которого интересует сложносоставное искусство на стыке электроакустической и экспериментальной музыки, перформанса, импровизированного танца и театра, математики и компьютерных наук. Специально для программы «Миража» совместно с медиахудожницей из Армении Асмик Бадоян (Hasmik Badoyan) он готовит инсталляцию-перформанс «Space In-Between»: минималистскую аудиовизуальную композицию для многоголосного синтезатора. Построенная вокруг длящегося аккорда, она опирается на интонацию чистой кварты — интервала, характерного для традиционной музыки некоторых стран Ближнего Востока.
Уасми Нассер (Uasmi Nasser) — российский электронный музыкант йеменского происхождения, который живет в Москве. В своей новой аудиовизуальной программе, подготовленной для концерта в «Планетарии 1» совместно с командой российских медиахудожников FLUKS, он касается темы переосмысления прошлого: она будет основана на записях йеменской музыки, которые он слышал в детстве от отца, и навеяна воспоминаниями о детстве, проведенном в Йемене.