Шедевры отечественного кинематографа, снятые во время Великой Отечественной войны

2144

Через несколько недель наша страна отпразднует юбилей одной из самых важных дат в своей истории — 75 лет победы в Великой Отечественной войне. В каждой семье вспоминают своих героев, поздравляют и благодарят ветеранов за любовь к Родине, за самоотверженность, которую они пронесли через те страшные годы.

Великая Отечественная война показала, каким сплоченным может быть наш народ, на какие жертвы мы можем пойти не только ради своих близких, но и ради всеобщего блага и счастья. Во время войны свой невероятный героизм показали не только солдаты, офицеры, летчики, танкисты, пехотинцы и моряки. Одни из самых пронзительных и ярких отечественных кинокартин были сняты именно тогда. Главной задачей режиссеров было – поддержать народ и доказать, что никакие катастрофы не смогут остановить силу искусства.

Представитель Министерства культуры РФ рассказал, каким образом проходили съемки некоторых фильмов, созданных во время Великой Отечественной войны.

Свадьба (режиссёр Исидор Анненский, 1944 год)

В 1944 году режиссер Исидор Анненский снял одну из любимейших комедийных кинокартин советского и российского зрителя. «Свадьба» – сатира на нравы среднего класса дореволюционной России, снятая по одноимённому водевилю А.П. Чехова.

Во многом любовь к фильму объясняется невероятной игрой талантливой плеяды советских актеров: Фаины Раневской, Алексея Грибова, Эраста Гарина и других.

Каждый из них переживал горе от потери близких, страх репрессий, но общими усилиями фильм получился ярким, веселым, с настоящей чеховской «грустинкой» над глупостью и людским несовершенством.

Съёмки проходили в Москве, в Лиховом переулке, по ночам, в двухэтажном старинном здании. Приметы военной Москвы можно увидеть в уличных кадрах фильма. Например, в некоторых фрагментах картины видны заклеенные крест-накрест окна.

«Шла война, о выезде на натурные съемки не могло быть и речи. Типичные для глубокой дореволюционной российской провинции уголки нам удалось снять в Москве», – вспоминал режиссёр Исидор Анненский

Свадебное изобильное застолье было в основном бутафорским. Но был и настоящий, аппетитно пахнущий винегрет, от которого ассистенты отгоняли голодных артистов. Режиссер, опасаясь, что блюдо не доживет до конца съемочной смены, распорядился полить его керосином.

Несмотря на всеобщее горе от войны, фильм полон искрометного юмора и смешных сцен. Именно благодаря «Свадьбе» в нашу речь вошли такие веселые фразы, как «В Греции все есть!», «Махайте на меня, махайте», «Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Ролан» и многие другие.

Перечитать оригинал знаменитой чеховской комедии можно на сайте Национальной электронной библиотеки. Также в бесплатном доступе находятся более 4,8 млн изданий: книги, журналы и плакаты, а также ценные книжные памятники, оцифрованные в рамках национального проекта «Культура».

Иван Грозный (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1944 год)

«Иван Грозный» — историческая киноэпопея о борьбе великого русского князя за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Несмотря на то, что картина снималась во время войны, фильм до сих пор является одним из самых значительных событий мирового кино. Он состоит из двух частей, которые вышли на экраны в 1945 и 1958 годах.

Работу над сценарием Эйзенштейн начал летом 1941 года, предварительно изучив исторические документы, хроники и жизнеописания Ивана Грозного.

Съемки первой серии начались в 1943 году и проходили в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Мосфильм». Снимали в основном ночью, так как днем все электричество шло на нужды заводов, снабжавших фронт.

Съемочной группе и художникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Например, когда на декорации не хватало фанеры, мастера использовали местный сорт кустарника, из которого плели особые пласты и использовали для строительства. До сих пор остается загадкой, как в условиях жесточайшей экономии военного времени Сергею Эйзенштейну и группе художников-постановщиков удалось воссоздать богатейшие палаты Кремля и боярских дворов.

Несмотря на холод, голод и нескончаемые горестные новости с фронта, актерам удавалось проявлять небывалый талант. Николаю Черкасову, исполнившему роль Ивана Грозного, было трудно сразу остановиться и замолчать после прекращения съемок того или иного фрагмента. Актер еще какое-то время продолжал играть. Однако даже в такие моменты он был невероятно убедителен. Черкасов настолько вживался в роль, что его продолжали снимать на камеру даже после команды “Стоп!”. Некоторые из этих кадров в итоге были смонтированы и использованы в фильме.

«Подобные фильмы никогда не уйдут в прошлое. Они всегда будут занимать значимое место не только в российском, но и в мировом кинематографе», – говорит Ольга Ярилова, заместитель Министра культуры РФ, администратор нацпроекта «Культура».

Два бойца (режиссер Леонид Луков, 1943 год)

«Два бойца» — художественный фильм, рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Съемки проходили в Ташкенте в условиях эвакуации. Картины, снимавшиеся в таких условиях, должны были помочь стране выстоять и победить, поднимая боевой дух солдат и тружеников тыла. Именно поэтому режиссер Леонид Луков решил сделать в фильме акцент на простых, но важных человеческих чувствах – любви и дружбе.

«Главная сила на войне – это люди. В картине “Два бойца” главное не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне», – вспоминал режиссер Леонид Луков.

Фильм примечателен не только игрой талантливых актеров, но и музыкой. Специально для картины были написаны песни, которые до сих пор исполняют с большим трепетом. “Темная ночь” впервые прозвучала именно в фильме Леонида Лукова и сразу же обрела большую популярность по всей стране. Примечательно, что написана она была буквально за ночь и уже на следующей день была смонтирована в кинокартине.

В шесть часов вечера после войны (режиссер Иван Пырьев, 1944 год)

Романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени — веру людей в победу и мирную жизнь. В картине запечатлена история двух разлученных влюбленных, которым, пройдя через все горести войны, все же удается встретиться в давно условленном месте – в Москве, на Каменном мосту ровно в шесть часов вечера.

Актерам приходилось работать в жесточайших условиях. Съемки фильма проходили в неотапливаемых, промерзших павильонах «Мосфильма» при минусовой температуре. В кадрах можно увидеть, что в “летних сценах” у актеров изо рта идет пар. Также заметно, насколько сильно похудели за время съемок Евгений Самойлов и Иван Любезнов, исполнившие в фильме главные мужские роли.

«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании», – вспоминала актриса фильма Марина Ладынина.

Освежить в памяти лучшие сцены из классики советского военного кино можно на сайте Госфильмофонда России.

Золушка (режиссер Надежда Кошеверова, 1947 год)

Фильм по мотивам знаменитой сказки Шарля Перро вышла спустя два года после окончания войны. Появление подобной картины было довольно странным явлением для советского кинематографа. Сказочный сюжет, зарубежный автор… Однако съемки были разрешены, поскольку сценарий сочли очень мотивирующим и жизнеутверждающим. Адаптировать старую сказку под комедию было поручено Евгению Шварцу.

Фильм снимали в неотапливаемых и полуразрушенных после войны павильонах. В перерывах между дублями актерам приходилось надевать пальто, тулупы и даже валенки. В жутких условиях общими усилиями шили костюмы и декорации. Роскошные наряды для мачехи, сестер Золушки и остальных персонажей сказки создавали буквально из занавесок и подручных материалов.

Самой большой проблемой для художников по костюмам были платья Золушки и Феи. На помощь пришла Фаина Раневская, блестяще исполнившая роль мачехи. Она принесла из дома обрезки ткани и настенное бра. Ткань пошла на платье Золушки, а вот бра в полной красе мы можем наблюдать на голове Феи.

Отдельного внимания достойна хрустальная туфелька. Она была сделана из пластика и действительно вряд ли подошла бы кому-то, кроме исполнительницы главной роли – актрисы Янины Жеймо с ростом 147 см и 32-м размером ноги.

Посмотреть фильм, узнать больше о мировых экранизациях знаменитой французской сказки Шарля Перро можно благодаря порталу Культура РФ.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.