31 июля 2021 года в «Сириусе» состоялась премьера балетного проекта в постановке балетмейстеров Владимира Малахова и Юрия Бурлаки. 104 воспитанника июльской образовательной программы выступили на одной сцене, представив фрагменты знаменитых балетных партий. Художественный проект реализован при поддержке МГАХ – экспертной организации «Сириуса», обеспечивающей методическое сопровождение всех образовательных программ.
Сценическая постановка – результат трехнедельной работы 104 воспитанников июльской образовательной программы по хореографии и двух знаменитых балетмейстеров: художественного руководителя Академии танца Бориса Эйфмана, заслуженного артиста России Юрия Бурлаки и артиста балета, хореографа Владимира Малахова. Оба преследовали одну задачу: раскрыть способности молодых танцовщиков в проекте, помочь разобраться в тонкостях классического балетного репертуара.
Поэтому задача каждого выпускника на заключительном проекте – показать артистичность и музыкальность, владение техникой. Только так, говорят эксперты, можно наработать хороший сценический опыт. Подобные отчетные программы для студентов помогают им выйти на профессиональную сцену. Об этом в репетиционных классах накануне премьеры юным артистам рассказывала прима-балерина Большого театра, соучредитель попечительского совета Образовательного центра «Сириус» Светлана Захарова.
«Я говорила участникам не просто выполнять движения, а работать для зрителя, чтобы прочувствовал танец. Главное, чтобы танцовщик понял, для кого и для чего он танцует. Ведь им предстоит исполнить довольно сложные и известные партии, нельзя делать это механически. Я объяснила, что даже во время репетиции они должны работать так, будто танцуют при полном зале. Эмоционально и как в последний раз».
Проект «Наследие русского балета» включил более 30 номеров, среди которых фрагменты из знаменитых спектаклей «Баядерка», «Раймонда», «Коппелия», «Пламя Парижа», «Корсар», «Щелкунчик», «Пахита», «Дон Кихот». Их связывает общая идея: показать зрителям становление артиста – от балетного станка до выхода на профессиональную театральную площадку.
Поэтому первый же номер – танцевальная миниатюра с вынесенными на сцену балетными уроками, затем – «Детское па-де-де» на музыку Чайковского. «В каждом возрасте у танцовщиков свое понимание балета. Оно становится объемнее, если юный артист видит, как из многочасовых рутинных упражнений рождается прекрасная хореография», – объясняют балетмейстеры. Здесь у них четко выстроена режиссура, все как в жизни: чем старше танцовщики – тем сложнее партии и серьезнее цели, к которым они идут.
«Мы хотели показать богатейшее балетное наследие, которое лежит в основе всего танцевального искусства и балетного образования. И воспитанники, которые к нему прикоснулись, работали максимально осознанно и хорошо. Мы старались не вмешиваться в методологию их педагогов и наполнить репертуар новым содержанием и видением со стороны нашего театрального опыта. Сейчас я могу сказать, что у нас получился серьезный проект, достойный профессиональной сцены», – сказал Юрий Бурлака.
«В целом я доволен результатом, который участники показали на сцене, но замечания к танцовщикам у балетмейстера есть всегда, без них артисты не будут развиваться. Они прислушивались к нам, старались максимально отработать все упражнения. Я бы сказал, что идея, которую мы вложили в проект, полностью себя оправдала. Мы четко продумали костюмы, выставили нужный свет – из всего этого складывается настроение спектакля, законченный образ, который точно понравится зрителю», – добавил Владимир Малахов.
Поддержать юных артистов балета приехала ректор МГАХ, лауреат премии Правительства РФ, народная артистка России, кандидат искусствоведения, автор нескольких десятков научных работ, учебных программ и видеопособий, профессор Марина Леонова. Именно из ее класса вышли десятки звезд балета, выступающих на сценах ведущих театров мира. Перед концертом она рассказала о роли академии в системе экспертного сопровождения направления «Хореография» в «Сириусе».
«МГАХ как экспертная организация Центра старается направлять на программы самых лучших педагогов: это профессура наша, заслуженные, народные артисты, практики и теоретики в области классического и народно-сценического танца, истории балета, актерского мастерства, грима. В этом месяце работать с воспитанниками сильнейших школ России приехали наши эксперты Владимир Малахов и Юрий Бурлака. Это прекрасные мастера, которые любят балет и могут привнести в него что-то новое. Я считаю, возможность поработать с такими интересными людьми для июльских воспитанников – большая удача», – отметила Марина Леонова.
Педагогами и спикерами балетных программ в разные годы выступали также премьеры и солисты Государственного академического Большого театра России и Государственного академического Мриинского театра, легендарные танцовщики и балетмейстеры, деятели балетного искусства — Владимир Васильев, Александр Ветров, Игорь Колб, Нина Змиевец, Виолета Майниеце.
Образовательная программа по хореографическому искусству в «Сириусе» проходит каждый месяц. За последний год участниками программы стали около 570 человек, которые выступили в 11 концертных проектах.
Но структура балетного образования, которую «Сириус» развивает, выходит далеко за пределы Центра, формируя культурный кластер федеральной территории. Об этом гостям отчетного концерта рассказала руководитель Образовательного центра Елена Шмелева. Она отметила, что через два года здесь появится Высшая школа балета, в которой будут применяться лучшие педагогические практики в области классической хореографии, а сама программа охватит полный цикл непрерывного обучения: от начального до профессионального. Возглавит школу Светлана Захарова.