Тайна «Аленького цветочка»

402

Тра­ди­ци­он­но в сере­дине сен­тяб­ря театр «Город» пора­до­вал сво­их поклон­ни­ков новой пре­мье­рой. Новым шедев­ром стал спек­такль «Алень­кий цве­то­чек». Режис­сер-поста­нов­щик спек­так­ля — глав­ный режис­сер теат­ра Антон Прес­нов. Он же автор инсценировки.

В осно­ву сце­ни­че­ско­го мате­ри­ла поло­же­на одно­имен­ная клас­си­че­ская сказ­ка Сер­гея Акса­ко­ва. Извест­но, что тема вол­шеб­но­го цвет­ка под­ни­ма­ет­ся в сказ­ках раз­ных наро­дов, в том чис­ле и вер­сия Акса­ко­ва была запи­са­на им со слов ключ­ни­цы Пела­геи. Режис­сер Антон Прес­нов отме­ча­ет, что кол­лек­тив теат­ра, преж­де чем начать рабо­ту над спек­так­лем, зна­ко­мил­ся с раз­ны­ми вер­си­я­ми сказ­ки, оста­но­вив­шись в ито­ге на вари­ан­те С. Аксакова.

Спек­такль отли­ча­ет­ся дина­мич­ным и захва­ты­ва­ю­щим сюже­том, запо­ми­на­ю­щи­ми­ся ярки­ми костю­ма­ми, «живы­ми» деко­ра­ци­я­ми, а так­же дина­мич­ным язы­ком повест­во­ва­ния. Несмот­ря на неболь­шое коли­че­ство заня­тых акте­ров, спек­такль полу­чил­ся доволь­но мас­штаб­ным, бла­го­да­ря мно­го­сту­пен­ча­той пода­че каж­до­го арти­ста. На про­тя­же­нии все­го дей­ства арти­сты, задей­ство­ван­ные в поста­нов­ке, бес­пре­рыв­но нахо­дят­ся на сцене, чере­дуя меж­ду собой роль повест­во­ва­те­ля и в то же вре­мя, не выхо­дя из сво­их изна­чаль­ных ролей, будучи гото­вы­ми пере­во­пло­тить­ся в любой момент.

Роли в «Алень­ком цве­точ­ке» испол­ни­ли Ири­на Верш­ко­ва (Млад­шая дочь), Роман Дудич (Чуди­ще, оно же Принц), Павел Князь­ков (Купец), Дина Суво­ро­ва (Стар­шая дочь), Але­на Макле­цо­ва (Сред­няя сест­ра), Оле­ся Агрыз­ко­ва (Ключ­ни­ца Пела­гея). Осо­бый труд выпал на долю испол­ни­те­ля роли Чуди­ща — Роман Дудич. Моло­до­му акте­ру весь спек­такль при­шлось про­ве­сти в тяже­лом мехо­вом костю­ме мон­стра, в мас­ке и пер­чат­ках, изоб­ра­жа­ю­щих мощ­ные ког­ти­стые лапы. Чуди­ще при­сут­ству­ет на сцене зна­чи­тель­ную часть спек­так­ля, все осталь­ное вре­мя актер так­же нахо­дит­ся на сцене в роли рас­сказ­чи­ка. Отли­чил­ся в хоро­шем смыс­ле это­го сло­ва и Павел Князь­ков — Купец в его испол­не­нии полу­чил­ся хит­ро­ва­ном, не лишен­ным чув­ства юмо­ра. Очень орга­нич­но и точ­но сыг­ра­ла и испол­ни­тель­ни­ца глав­ной роли — Млад­шая дочь — Ири­на Верш­ко­ва. Обла­да­тель­ни­ца Алень­ко­го цве­точ­ка полу­чи­лась неж­ной и хариз­ма­тич­ной, актри­се уда­лось на все сто про­цен­тов уло­вить душев­ный настрой сво­ей геро­и­ни, пока­зав зри­те­лю, как важ­но сохра­нять в любых жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях вели­ко­ду­шие и чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, а так­же хра­нить вер­ность близ­ким и самой себе. Конеч­но же, не менее важ­ны в спек­так­ле и клю­че­вые «зло­дей­ки» — Стар­шая и Сред­няя доче­ри — завист­ни­цы и интри­ган­ки. Актри­сы суме­ли точ­но отыг­рать сво­их ковар­ных героинь.

Осо­бен­но надо отме­тить игру актри­сы Оле­си Агрыз­ко­вой, взяв­шей на себя всю интер­ак­тив­ную часть спек­так­ля. Живая, задор­ная ключ­ни­ца Пела­гея в ее испол­не­нии — неотъ­ем­ле­мая часть поста­нов­ки, про­лог спек­так­ля, зачин, несмот­ря на то, что фак­ти­че­ски Оле­ся не при­сут­ству­ет на сцене. Пела­гея начи­на­ет свой рас­сказ еще в фойе, исполь­зуя эле­мен­ты кре­стьян­ской речи и диа­лек­тиз­мы, заво­дит и увле­ка­ет позна­ва­тель­ным мате­ри­а­лом малень­ких зри­те­лей, про­во­жа­ет их в зал и под­го­тав­ли­ва­ет к про­смот­ру, она же завер­ша­ет сказ­ку тра­ди­ци­он­ным и слег­ка иро­нич­но зву­ча­щим из жен­ских уст «...И я там была, мед-пиво пила, по усам тек­ло, а в рот не попало!».

Осо­бые зада­чи выпа­ли на про­фес­си­о­наль­ную под­го­тов­ку актри­сы Лау­ры Арутю­нян, кото­рая в спек­так­ле дуб­ли­ру­ет несколь­ко лине­ек Стар­шую, Сред­нюю и Млад­шую доче­рей, раз­но­ха­рак­тер­ных, с раз­ным тем­пе­ра­мен­том, раз­ным сце­ни­че­ским быто­ва­ни­ем. Сло­вом, спек­такль таит в себе мас­су сюр­при­зов для зрителей.

По мне­нию дирек­то­ра теат­ра «Город» Жан­не­ты Арутю­нян, спек­такль мож­но без сомне­ний назвать достой­ным вкла­дом в копил­ку репер­ту­а­ра теат­ра. Она отме­ча­ет высо­кий уро­вень игры, раз­ви­тие испол­ни­тель­ских качеств акте­ров, а так­же огром­ную рабо­ту, про­де­лан­ную поста­но­воч­ной частью теат­ра: хорео­гра­фом Ека­те­ри­ной Тихо­но­вой, сце­но­гра­фом Лили­ей Шиш­ки­ной, худож­ни­ка­ми по костю­мам Татья­ной Цыга­но­вой и Ана­ста­си­ей Федо­ро­вой, музы­каль­ным редак­то­ром Мари­ам Бар­ской, костю­ме­ром Юли­а­ной Голо­ло­бо­вой и мно­ги­ми дру­ги­ми, без кото­рых нере­аль­но было бы вопло­тить все идеи режис­се­ра-поста­нов­щи­ка в жизнь. Жан­не­та Арутю­нян под­чер­ки­ва­ет важ­ность и необ­хо­ди­мость поста­нов­ки ска­зок: «Каж­до­му из нас необ­хо­ди­ма вера не толь­ко в чуде­са и вол­шеб­ные пере­во­пло­ще­ния, но и идея о свет­лой сто­роне чело­ве­че­ской души. Млад­шая дочь, полу­чив Алень­кий цве­то­чек, не одо­ли­ма гор­ды­ней и чув­ством соб­ствен­ной вла­сти, не смот­ря на то, что Чуди­ще кла­дет к ее ногам все свои богат­ства. В ее душе сохра­ня­ют­ся доб­ро­та, поря­доч­ность и любовь. Она оста­ет­ся той же доб­рой и крот­кой девуш­кой, какой была все­гда, более того, ее ранит сама мысль о том, что­бы при­чи­нить боль сво­е­му дру­гу. Имен­но поэто­му Млад­шая дочь выхо­дит побе­ди­тель­ни­цей из остро­го кон­флик­та, зате­ян­но­го ее сест­ра­ми и полу­ча­ет в награ­ду любовь Прин­ца, кото­ро­го суме­ла раз­гля­деть за мас­кой чуди­ща. Наш спек­такль адре­со­ван детям, а так­же пред­на­зна­чен для семей­но­го про­смот­ра. Пото­му что имен­но в ран­нем воз­расте в чело­ве­ке закла­ды­ва­ют­ся поло­жи­тель­ные каче­ства, кото­ры­ми при­вле­ка­ет нас геро­и­ня. А мы стре­мим­ся научить наше­го зри­те­ля доб­ру, при­вне­сти в его раз­ви­тие пози­тив­ные нача­ла. Это спек­такль о береж­ном отно­ше­нии к окру­жа­ю­щим, о мило­сер­дии, о чело­ве­че­ском досто­ин­стве, о смет­ли­во­сти и здо­ро­вом чув­стве юмо­ра, при­су­щим «чело­ве­че­ско­му» харак­те­ру, о том, что вол­шеб­ство скры­то внут­ри каж­до­го чело­ве­ка, о том, что вол­шеб­ни­ки при­хо­дят к людям».

Спек­такль «Алень­кий цве­то­чек» был постав­лен на суб­си­дию в рам­ках про­ек­та ВПП «Еди­ная Рос­сия» «Куль­ту­ра малой Роди­ны». Театр «Город» тре­тий год при­ни­ма­ет уча­стие в про­ек­те. Бла­го­да­ря полу­чен­ным гран­там, за это вре­мя уда­лось поста­вить шесть спек­так­лей, четы­ре из кото­рых — пат­ри­о­ти­че­ской направ­лен­но­сти. В сере­дине сен­тяб­ря состо­ит­ся седь­мая по уча­стию в про­ек­те пре­мье­ра теат­ра «Город» — спек­такль «Дядя Ваня» по пье­се А.П. Чехо­ва. Все поста­нов­ки, реа­ли­зо­ван­ные Дол­го­пруд­нен­ским теат­ром «Город» в рам­ках Феде­раль­но­го про­ек­та, отли­ча­ют­ся высо­кой худо­же­ствен­ной напол­нен­но­стью, пози­тив­ной смыс­ло­вой идео­ло­ги­ей, а так­же наце­ле­ны на вос­пи­та­ние в сво­их зри­те­лях самых луч­ших и достой­ных чело­ве­че­ских качеств.

Люд­ми­ла КОЛМАНОВСКАЯ,
Фото – Алек­сей НАГНИБЕДА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.