Театральная олимпиада 2019 представит петербургские театры в регионах России

332

4 октября 2019 года в России стартует осенне-зимняя серия гастролей государственных театров Санкт-Петербурга, подготовленная в рамках Театральной олимпиады 2019. Зрители от Калининграда до Владивостока смогут увидеть лучшие спектакли петербургских театров, работающих в разных жанрах – от классического балета до оперетты, от драмы до спектаклей для детей.

В гастролях принимают участие Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона, Санкт-Петербургский театр «Суббота», Театр-фестиваль «Балтийский дом», Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева, Государственный драматический театр «Приют комедианта», Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии.

«Жизель». Легендарный балет в редакции Мариуса Петипа. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона. 4 и 5 октября, Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания, Владикавказ

Премьера романтического балета «Жизель» впервые состоялась в 1841 году на сцене Парижской оперы. Легенда о вилисах — девушках, не переживших измену возлюбленных и умерших до свадьбы, а затем превратившихся в дев-духов, мстительных и безжалостных, была опоэтизирована Генрихом Гейне.

С легкой руки либреттистов Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Теофиля Готье эта легенда легла в основу балета на музыку Адольфа Адана, созданного хореографами Жаном Коралли и Жюлем Перро. Премьера «Жизели» имела ошеломляющий успех. Ею тотчас заинтересовались все ведущие балетные сцены Европы. С тех пор и по сей день этот балет не сходит с мировой балетной сцены.

На петербургской сцене «Жизель» сохраняется в редакции Мариуса Петипа, первого балетмейстера Императорского Мариинского театра во второй половине XIX века. В этой же редакции спектакль идет и в Театре балета имени Якобсона.

«Шедевры русского балета: Хореографические миниатюры Леонида Якобсона». Постановка, положившая начало собственному театру великого балетмейстера. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона. 18 октября, Приморская сцена государственного академического Мариинского театра, Владивосток

Спектакль «Шедевры русского балета» Театр балета имени Леонида Якобсона посвящает 50-летию своей предтечи — знаменитой труппы «Хореографические миниатюры», во главе которой полвека назад встал ее основатель — легендарный балетмейстер Леонид Якобсон.

Творческое наследие Якобсона многообразно и бесценно, но поистине судьбоносной работой Якобсона стал спектакль «Хореографические миниатюры» (1958). Именно «Миниатюры» дали имя первому театру, где Якобсон смог свободно воплощать свои замыслы, во многом определив жанр будущего обширного репертуара, который балетмейстер «сочинил» неслыханно быстро. Бережно восстановленные уже в новейшие времена театра, эти сочинения поныне составляют стержень его афиши.

«Прощай, июнь». Лирическая комедия по пьесе Александра Вампилова. Санкт-Петербургский театр «Суббота»; режиссер: Андрей Сидельников. 24 октября, Новгородская областная филармония им. А. С. Аренского, Великий Новгород

Она – примерная отличница, студентка, дочь декана института. Он – талантливый студент — любимец курса, дерзкий и находчивый, бесшабашный озорник, сорвиголова. Они случайно встретились, если есть что-то случайное в этом мире, и конечно полюбили друг друга! Но! Любовь двадцатилетних… Только в эту пору чувство бывает столь свежим, ярким, романтическим. Судьба испытывает юных влюблённых! Как быть, когда сердце рвётся к справедливости и не терпит компромиссов? Как быть, когда стоит выбор между карьерой и любовью, а тебе всего 20 лет, и судьба твоя решается здесь и сейчас…

«Спасти камер-юнкера Пушкина». Спектакль – лауреат высшей театральной премии «Золотой софит» 2016.

Санкт-Петербургский театр «Суббота»; режиссер: Татьяна Воронина

25 октября, Новгородская областная филармония им. А. С. Аренского, Великий Новгород

Жизнь простого советского обывателя по фамилии Питунин не предвещала никаких сюрпризов: школа – техникум – армия – работа. Вот только одна заминка: чем дальше, тем больше в эту жизнь стал вмешиваться… Пушкин. Тот самый, Александр Сергеевич, «солнце русской поэзии». Как вышло, что парень из простой семьи стал одержим планом спасения Пушкина от пули Дантеса? И какую дуэль судьба приготовила самому Питунину? Истину должен установить суд, на который театр «Суббота» и приглашает зрителей.

«Удивительное путешествие кролика Эдварда». Трогательный спектакль понравится как детям, так и взрослым. Санкт-Петербургский театр «Суббота»; режиссер: Владимир Абрамов. 26 октября, Новгородская областная филармония им. А. С. Аренского, Великий Новгород

Спектакль по популярной детской сказке с одинаковым интересом смотрят и взрослые, и дети. Маленькая девочка Абелин получает в подарок замечательную игрушку — фарфорового кролика Эдварда, имеющего целый гардероб красивых костюмов и даже золотые часы на цепочке. Абелин души не чает в очаровательной игрушке, а кролик любит только себя. Однажды во время морского путешествия он падает за борт, и оказывается на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принёс домой. Так начинается его долгое путешествие. На пути кролика Эдварда встречаются хорошие и плохие люди, он попадает в сложные ситуации, выбираясь из которых меняется сам. Ведь «если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла».

«Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко». Герои рассказов Михаила Зощенко оживают в спектакле театра «Балтийский дом». Театр-фестиваль «Балтийский дом»; режиссер: Андрей Прикотенко. 25 и 26 октября, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», Новосибирск

Если бы Михаил Зощенко писал сегодня, то наверняка был бы звездой стендапа или сериальной индустрии. Его герои спустя годы только окрепли, утвердились в интонациях и стали еще более родными. Они так же настойчиво выбирают легкие пути к обогащению, покупая лотерейный билетик «на удачу», любят давать советы и с достойным упрямством находят ответы на вечные вопросы бытия. Строят свой мир из малого, превращая самое будничное и банальное в уморительное настоящее. Зощенко не только с нами, он среди нас! Будем смеяться два часа без антракта!

«С вечера до полудня». Трагикомедия по пьесе советского классика Виктора Розова. Государственный драматический театр «Приют комедианта»; режиссер: Марфа Горвиц. 5 ноября, Калининградский областной драматический театр, Калининград

Москва, 70 годы. Огромная квартира в элитной «сталинской» высотке на площади Восстания, в которой живут несколько поколений одной семьи. Глава семейства — Андрей Трофимович Жарков — стареющий советский писатель, его незамужняя дочь Нина, сын Ким, в прошлом подающий надежды спортсмен и Альберт — сын Кима, школьник — полиглот. У каждого поколения свои проблемы и свои заботы.

Ким тоскует по ушедшей от него и уехавшей за границу жене, Альберт ждет встречи с матерью. Нина много лет назад пытавшаяся покончить с собой из-за несчастной любви к Леве, смирилась с участью одинокой женщины. Сам Андрей Константинович, крупный, но давно не печатающийся писатель, долго и мучительно пишет новый роман.

С одной стороны, обычная интеллигенция ведет привычную жизнь с подобающими культурным людям ритуалами — совместными обедами за большим столом, чтением в домашнем кругу свежих глав из нового романа главы семьи. С другой, довольно быстро завязывается интрига — в доме появляются бывшая жена Кима и бывший возлюбленный Нины, и относительному покою приходит конец, каждый из домочадцев вынужден делать серьезный выбор.

«Летучкина любовь». Спектакль для подростков о любви и ценности жизни. Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева; режиссер: Владимир Богатырев. 6 и 7 ноября, Рязанский государственный областной театр юного зрителя, Рязань

«Я был уверен, что знаю о жизни все. Но всего три дня перевесили всю мою жизнь. Не я был нужен жизни, а она была нужна мне. Такая как есть».

В жизни каждого подростка часто возникает момент, когда время словно останавливается, и непонятно, что делать дальше, чего желать от жизни. Герои фантастической комедии Роберта Орешника «Летучкина любовь» попадают в некое пространство «между небом и землей», между адом и раем, где за ругательства раздают невидимые подзатыльники, а очаровательный Ангел распевает песенку… Шутка Ангела ли это? Видение? А, может быть, всего лишь сон?.. В любом случае, персонажи оказываются в пограничной ситуации, способной перевернуть их жизни.

«Толстого нет». Спектакль к юбилею народной артистки России Ольги Антоновой. Государственный драматический театр «Приют комедианта»; режиссер: Денис Хуснияров. 6 ноября, Калининградский областной драматический театр, Калининград

Трагикомедия «Толстого нет» создана на основе подлинных документов – воспоминаний современников Льва Толстого, писем и дневников родных и близких писателя, но не исключает художественного вымысла. События на сцене не претендуют на то, чтобы быть истинными, но и не являются ложью.

Ясная поляна, 1910 год. Отношения с женой у Льва Николаевича серьезно осложнены. Софья Андреевна, прожившая с ним в браке 48 лет, всегда была хорошей женой: родила 13 детей, нежно и внимательно выполняла материнские обязанности, занималась переписыванием и подготовкой рукописей Толстого к печати, самостоятельно вела хозяйство и шила мужу рубашки. Однако в один прекрасный день всё пошло не так…

«Смерть Тарелкина». Черная комедия про чиновника по пьесе, не теряющей своей актуальности даже сто лет спустя. Государственный драматический театр «Приют комедианта»; режиссер: Семен Серзин. 7 ноября, Калининградский областной драматический театр, Калининград

Запутавшись в собственных долгах, чиновник средней руки Тарелкин не придумывает ничего лучше как имитировать собственную смерть. С мёртвого денег не возьмёшь да и случай для «смерти» представился самый подходящий. Только что преставился сосед Тарелкина — Сила Силыч Копылов, у которого детей нет, родных нет, долгов тоже нет, а паспорт есть! «Покойным» теперь будет Тарелкин, а Копылов «живым».

Гротесковый авторский текст Сухово-Кобылина, написанный более столетия назад и далеко выходящий за рамки сатиры, и сегодня остается поразительно актуальным. Автор продолжает начатую Гоголем и Салтыковым-Щедриным тему изобличения глупости, жадности и бюрократии.

«Фантазии Фарятьева». Трогательный спектакль на вечные темы. Государственный драматический театр «Приют комедианта»; режиссер: Наталия Лапина. 9 ноября, Калининградский областной драматический театр, Калининград

Люди бесконечно тянутся друг к другу, но никак не могут совпасть и найти свое счастье… Павел и Александра случайно знакомятся на вечеринке друзей. Этим милым чудакам, которые умеют мечтать и любить «как никто никого никогда», кажется, суждено быть вместе. Союз сделал бы счастливыми всех: Саша обрела бы чуткого мужа, ее мама — зятя, младшая сестра — друга. Но до любви и гармонии всякий раз не хватает буквально одного шага. И жизни героев, как радиоволны, разлетаются на разных частотах и никак не могут совпасть.

«Бешеные деньги». Сюжет пьесы Островского актуален и сегодня. Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н.П. Акимова; режиссер: Татьяна Казакова. 25 ноября, Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль. 26 ноября, Костромской драматический театр им. Островского, Кострома

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Приятели Чебоксаровых, желая разыграть Лидию, выдают Василькова за золотопромышленника-«миллионщика». Лидия принимает предложение Василькова, но оказывается жестоко обманута… Сюжет пьесы А.Н. Островского напоминает «Бесприданницу», только все положения драмы здесь поданы в острокомедийном ключе. Своего рода временная рифма делает фабулу и проблематику сатиры Островского актуальной для сегодняшнего дня. Россия конца XIX века, когда прекрасную эпоху легкомысленных красавиц и беззаботных кутил, без счета швыряющих деньги на ветер, сменяли суровый расчет и экономия, когда вырабатывались новые стандарты деловых и семейных отношений, напоминает Россию 2010-х годов.

«Перезвоны». Хоровая симфония-действо по прочтении В. Шукшина для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга; композитор: Валерий Гаврилин. 6-7 декабря, Калининградская областная филармония, Калининград

Масштабная симфония-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина уже много лет является одной из «визитных карточек» Певческой капеллы Санкт-Петербурга и с неизменным восторгом воспринимается аудиторией. «Перезвоны» были созданы Гаврилиным в течение 1981-1982 годов под влиянием творчества Василия Шукшина.

«Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией», – рассказывал композитор. В своих интервью Гаврилин пояснял: «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении… этой театрализации нет».

«Сильва». Легкая и чувственная постановка классической оперетты. Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии; режиссер: Вячеслав Цюпа. 6 декабря, Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск

«Сильва» была, есть и всегда будет опереттой номер один, ее вдохновенные мелодии рассказывают о всепобеждающей силе любви, которой не страшны никакие преграды.

По сюжету артистка варьете Сильва Вареску влюблена в молодого аристократа Эдвина, но брак между ними невозможен из-за социального неравенства. Отец Эдвина просватал за него юную графиню Стаси, и свадьба вот-вот состоится. Но Стаси влюблена в юного графа Бони и с легкостью отказывается от навязанного замужества при первой же возможности. Счастье Сильвы и Эдвина зависит только от благословения родителей. И тут выясняется неожиданная подробность: оказывается мать Эдвина тоже была артисткой варьете!..

«Граф Люксембург». Любовь и интриги в веселой оперетте Франца Легара. Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии; режиссер: Игорь Коняев. 7 декабря, Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск

Карнавал в Париже. В мастерской художника Рене фон Люксембурга – между прочим, графа – веселится богема. Здесь во всеуслышание объявлена сногсшибательная новость: певица Анжель Дидье, по которой сходит с ума весь Париж, выходит замуж за старого князя. Но князь всеми силами хочет избежать мезальянса – он предлагает графу Рене сделку: тот получает крупную сумму и инкогнито женится на Анжель, чтобы тут же развестись с ней, одарив титулом графини. Так князь сможет жениться не на певичке, а на даме из высшего общества. И все бы прошло гладко, если бы мимо не пролетал купидон, который пронзил сердца новоиспеченных молодоженов как только они встретились…

«Чин Чи Ла». Красивая и яркая оперетта погрузит зрителя в экзотическую атмосферу Макао. Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии; режиссер: Олег Леваков. 8 декабря, Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск

Действие спектакля разворачивается в модных в начале ХХ века декорациях экзотической страны – в Макао – португальской колонии в составе Китайской Империи на побережье Южно-Китайского моря. В центре событий – китайский мандарин и полные милых недоразумений «последствия» свадьбы его любимой дочери.

Вот уже несколько дней жители Макао ждут выстрел пушки, возвещающий о завершении традиционного ритуала «первой брачной ночи» Чун-ки-син и начале весёлого городского праздника. Наступившее утро (уже пятое после свадьбы) не приносит облегчения. Ритуал вновь не завершён… Оказать помощь молодым в столь деликатном деле соглашается неожиданно прибывшая в Макао из Парижа искушенная «дама полусвета» Чин Чи Ла. Но, как и положено по законам жанра, с ее приездом откроются новые, совершенно неожиданные обстоятельства, которые и приведут к непредсказуемому финалу.

«Гала-концерт звезд оперетты». Любимые хиты оперетты в исполнении ведущих солистов театра музыкальной комедии. Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии. 8 декабря, Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск

В исполнении ведущих солистов труппы прозвучат лучшие номера мирового репертуара оперетты – как шлягеры, так и те, что звучат только на языке оригинала и не были представлены в России в полноценных спектаклях. Вечно юная «Сильва», загадочная «Баядера», озорная «Веселая вдова», легендарный «Мистер Икс» – кто не знает эти названия! И рядом с ними – умопомрачительная итальянская оперетта «Чин Чи Ла», выпущенная петербургским театром впервые в России. А также изысканная «Страна улыбок», ария из которой входит в репертуар лучших теноров мира. И невероятный канкан из оперетты-буфф «Орфей в аду»… И многие другие блестящие образцы жанра, который и в XXI веке сохраняет очарование и любим публикой.

Подробнее на сайте Театральной олимпиады – theatreolympics2019.com.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.