В рамках Всероссийского театрального фестиваля «лиТЕрАТуРа» на площадке Международного пресс-центра МКР-Медиа прошёл круглый стол, на котором эксперты обсудили актуальные проблемы театра и современной драматургии.
«Если говорить о теории театра, театроведении, то отношения театра и литературы ещё до конца не определены. Режиссёры центристской школы считают, что литература, что фотография – лишь материал для режиссёрского самовыражения. Если исходить из этой точки зрения, то вообще-то профессия драматурга должна умереть. Удивительно, но мы этого не видим, наоборот драматургия испытывает сейчас оживление – достаточно посмотреть фестивали драматургии, которых огромное количество. Более того, литературу в смысле прозы и поэзии хотят ставить режиссёры, в театральном репертуаре очень много прозы и никто не собирается с этим завязывать. Я не вижу среди режиссёров энтузиастов, которые хотят ставить спектакли по фотографиям или каким-то историям, которые им рассказали. Литература из театра никуда не уходит», — отметила доктор искусствоведения, профессор кафедры театрального искусства Российского государственного института сценических искусств Наталья Скороход.
По мнению художественного руководителя фестиваля «лиТЕрАТуРа», главного режиссёра омского «Пятого театра» Максима Кальсина, несмотря на всплеск современной драматургии, качество большинства пьес оставляет желать лучшего. «Мы видим, что начиная с XX века, продолжает набирать обороты бум инсценирования недраматургических текстов. Это говорит о том, что литература стремится в театр, и он её принимает. Я театральный практик и режиссёр – тот человек, который бесконечно ищет тексты, читает пьесы как машина. Ищет то, что нужно ставить. И могу сказать, что по очень простой причине я иду к литературе – в современной пьесе очень мало приличных вещей. Как правило, там не о чем говорить. А в современной литературе всё это есть – герои, проблемы и темы. Она даёт не только сюжеты, она даёт темы, проблемы и масштаб. Да, в драматургии есть очень талантливые авторы, но 9 из 10 прочитанных текстов я готов забыть как страшный сон», — отметил Максим Кальсин на площадке Международного пресс-центра МКР-Медиа во время круглого стола.
Театральный критик, заведующая литературной частью Российского академического Молодежного театра Мила Денёва отметила, что во многом интерес театра к литературе обусловлен ставкой на произведения, знакомые зрителям по книгам. «Может быть вы не находите хороших, талантливых и грандиозных текстов в современной драматургии просто потому что вы смотрите на них сквозь призму большой литературы. Вы ищите там смыслы, объёмные миры и психологически достоверные характеры, но задача современной драматургии предлагать театру обновление способов коммуникации с залом. Для больших смыслов и образов – пожалуйста, оставайтесь на территории современной литературы, но и новая драма в лице Чехова, и драматургия абсурда в своё время предлагали театру обновления коммуникации со своей аудиторией. Есть большие драматурги, которые пишут пьесы для детского репертуара, но им никогда не прорваться на большие сцены по двум причинам. Первая – пьеса это не литература и она не выходит в издательстве большим тиражом в оформлении крутых иллюстраций современных дизайнеров, как это случается со всей переводной литературой. Это проблема издательского рынка, который не издаёт пьесы. У нас зритель приходит в театр из книжного магазина, а в книжном магазине практически нет на полках пьес. Да, кто захочет, найдёт и прочитает эту пьесу в интернете. Но ни один сайт не охватит публику книжного магазина, это совсем другое. Вторая причина, по которой современная пьеса не прорвётся на сцену – наследие советского детского прошлого, когда рублём на спектакли реагируют родители. А в их сознании хороший детский спектакль – это «Снежная королева», «Дюймовочка» и иже с ними. Так что она есть – современная, хорошая и важная драматургия, предлагающая новый язык коммуникации, но взгляд режиссера в другом месте. Он на территории литературы», — рассказала Мила Денёва.