«Tеrrа-bronza». Выставка произведений Андрея Щербакова открывается в РАХ

380

11 нояб­ря 2020 года Рос­сий­ская ака­де­мия худо­жеств пред­став­ля­ет выстав­ку про­из­ве­де­ний заслу­жен­но­го худож­ни­ка Рос­сии, чле­на-кор­ре­спон­ден­та Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств Андрея Щер­ба­ко­ва. «Tеrrа-bronza» — это мета­фо­ри­че­ское назва­ние некой зем­ли, неко­е­го про­стран­ства, в кото­ром под рукой худож­ни­ка-деми­ур­га, слов­но из маг­мы рож­да­ют­ся обра­зы, пре­вра­ща­ясь в еди­ный, цель­ный мир со сво­и­ми внут­рен­ни­ми свя­зя­ми и зако­на­ми. В экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны про­из­ве­де­ния скульп­ту­ры и графики. 

Андрей Щер­ба­ков. Юдифь

Андрей Щер­ба­ков. Сотворение

Андрей Щер­ба­ков. Сче­ты Зевса

Андрей Щер­ба­ков. Полёт с ангелом

Андрей Алек­сан­дро­вич Щер­ба­ков родил­ся в Сара­то­ве в 1965 году. Полу­чил обра­зо­ва­ние в Сара­тов­ском худо­же­ствен­ном учи­ли­ще и в Санкт-Петер­бург­ской худо­же­ствен­но-про­мыш­лен­ной ака­де­мии име­ни А.Л. Штиг­ли­ца. В 2003–2006 годах про­хо­дил ста­жи­ров­ку в Твор­че­ской мастер­ской Поволж­ско­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств под руко­вод­ством ака­де­ми­ка А.В. Уча­е­ва. Затем начал сам актив­но зани­мать­ся педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью. А.Щербаков — участ­ник рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных груп­по­вых выста­вок, автор более 30-ти пер­со­наль­ных выста­вок в Сара­то­ве и горо­дах Рос­сии. Скуль­птор явля­ет­ся одним из орга­ни­за­то­ров еже­год­ных меж­ду­на­род­ных дет­ско-юно­ше­ских пле­нэров име­ни П.А. Мас­ка­е­ва, объ­еди­ня­ю­щих моло­дых, начи­на­ю­щих худож­ни­ков в Хва­лын­ске, на родине К. Петрова-Водкина.

Щер­ба­ков — автор извест­ных памят­ни­ков, город­ской и пар­ко­вой скульп­ту­ры. В сво­ем твор­че­стве он обра­ща­ет­ся к веч­ным темам искус­ства, но при этом созда­ет свой соб­ствен­ный стиль, соче­та­ю­щий чер­ты сим­во­лиз­ма и бур­но­го, тем­пе­ра­мент­но­го экс­прес­си­о­низ­ма. Исполь­зуя при­ё­мы дефор­ма­ции и гео­мет­ри­че­ской сти­ли­за­ции фор­мы, при кото­рых объ­е­мы свя­за­ны друг с дру­гом энер­гич­ны­ми сило­вы­ми лини­я­ми, худож­ник рас­смат­ри­ва­ет скульп­ту­ру не как ста­тич­ный объ­ект, а как некий центр дви­жу­щих­ся масс. Это харак­тер­но для таких его работ, как памят­ник «Лик­ви­да­то­рам Чер­но­быль­ской АЭС» и скульп­тур­ная ком­по­зи­ция, посвя­щён­ная Народ­но­му арти­сту Оле­гу Таба­ко­ву в Сара­то­ве, памят­ник «Ново­му­че­ни­кам и Испо­вед­ни­кам Рос­сий­ским за веру Хри­сто­ву» в Воль­ске и другие. 

Мастер часто обра­ща­ет­ся и к камер­но­му жан­ру, созда­вая скульп­ту­ры, в кото­рых вопло­ще­на веч­ная жен­ствен­ность, кра­со­та и гар­мо­ния чело­ве­че­ско­го тела. В этих про­из­ве­де­ни­ях нет ни одной жест­кой гра­ни, наобо­рот, мяг­кое и неж­ное пла­сти­че­ское реше­ние поз­во­ля­ет худож­ни­ку сохра­нить есте­ствен­ность и кра­со­ту нату­ры. Тако­вы «Юдифь» и «Сало­мея» из серии «Хищ­ни­цы», «Сотво­ре­ние», «Жду­щая».

Андрей Щер­ба­ков — талант­ли­вый гра­фик и мастер стан­ко­вых выши­вок. Его автор­ский «Выши­тый про­ект», кото­ро­му не суще­ству­ет ана­ло­гов в искус­стве, объ­еди­ня­ет про­из­ве­де­ния, выпол­нен­ные по образ­цам ста­рин­ной рус­ской тех­ни­ки лице­во­го шитья «в рас­кол», в кото­рых худож­ник обра­ща­ет­ся к арха­и­че­ским и хри­сти­ан­ским символам. 

Обла­дая мощ­ным внут­рен­ним стерж­нем, не сле­дуя моде и не попа­дая под лег­ко­вес­ные вея­ния вре­ме­ни, Андрей Щер­ба­ков во внут­рен­нем выбо­ре сво­е­го пути, пози­ции худож­ни­ка сто­ит на прин­ци­пах слу­же­ния боль­шо­му искус­ству, а его твор­че­ский путь демон­стри­ру­ет уни­каль­ную ветвь раз­ви­тия ака­де­ми­че­ско­го направ­ле­ния в совре­мен­ном рос­сий­ском изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве. Экс­по­зи­ция в Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств позна­ко­мит зри­те­лей с клю­че­вы­ми рабо­та­ми мастера.

Выстав­ка рабо­та­ет до 22 ноября.

Текст состав­лен на осно­ве ста­тьи зав. отде­лом совре­мен­но­го искус­ства Сара­тов­ско­го музея им. А.Н. Ради­ще­ва Е. Дорогиной

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.