XIX век стал для России не только периодом осмысления отечественной истории, но и увлечением романтизмом, что характерно для эпохи правления Николая I. Романтизму, во многом опирающемуся на средневековые легенды, не чужда самоидентификация – поиск себя. Становление отечественной исторической науки, этнографии, фольклористики во многом связано с эпохой романтизма, развитием национального.
В самом начале XIX века Оружейная палата становится музеем, что означало и начало профессионального изучения экспонатов, возникновение атрибуции. На протяжении не то что десятилетий – веков – атрибуция у многих предметов менялась, одни ученые опровергали других, выявляя новые подробности. Так, например, в выставочных залах представлен костяной трон, атрибуция которого долгое время занимала споры. По данным современного изучения трон соотносится с эпохой правления царя Алексея Михайловича. Другая же, гораздо более ранняя версия, принадлежащая А.Ф. Малиновскому, виднейшему русскому археографу, главному управляющему московским архивом Коллегии иностранных дел, гласила о том, что костяной трон был привезён послом греческих царевичей Ивану III по случаю его женитьбе на Софье Палеолог.
Другая история связана с бармами царя Алексея Михайловича. Считалось, что бармы связаны с именем великого киевского князя Владимиром Мономахом. Однако в Реестре царских регалий 1776-1778 гг., а также описях Оружейной палаты XIX века сказано, что бармы были присланы Владимиру Мономаху от византийского императора Алексея Комнина. К середине XIX века А.Ф. Вельтман – картограф, археолог, лингвист – уточняет, что бармы были выполнены в Стамбуле (Константинополе) по заказу царя Алексея Михайловича и привезены в Москву царьградским купцом Иваном Юрьевым в 1662 году.
Об эпохе Средневековья напоминают рыцарские доспехи, также представленные на экспозиции. Одни из таковых выполнены златоустинскими мастерами для наследника царского престола Александра Николаевича. Старший мастер цеха украшенного оружия Иван Бушуев лично руководил процессом создания доспеха. Он получился смешанного вида: частью римского, частью средневекового – рыцарского.
Немало произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, украшений, оружия можно увидеть на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата». Эпоха романтизма передана посредством литографий, рисунков, портретов. История представлена как в экспонатах, так и в научных знаниях и искусстве.
Марина АБРАМОВА