Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

0
351

За прошлый год рынок цифрового искусства вырос в десять раз. Такие данные привела художник и заместитель председателя правления Федерации креативных индустрий России Вероника Пономарева-Коржевская на сессии «Art-Chain» в рамках международного форума лидеров креативных индустрий и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content. Форум проходит 26–27 апреля 2021 года в Технопарке Инновационного центра «Сколково».

Цифровые сделки с объектами искусства заставляют двигаться к прозрачности арт-рынок в целом. В мире активно развиваются легальные международные цифровые платформы, где продаются и покупаются арт-объекты. При этом рынки цифрового и аналогового искусства развиваются и коммерциализируются параллельно. Один из самых коммерчески успешных российских художников современности, идеолог нового направления в изобразительном искусстве — «каллиграфутуризма», Покрас Лампас в своем выступлении на сессии «Art-Chain» отметил, что сегодняшний рынок предоставляет художнику множество инструментов для монетизации своего творчества: «С помощью новых технологий художники легко выходят на мировой рынок. Многие художники и дизайнеры решаются уволиться из рекламных агентств, чтобы самостоятельно заниматься творческой деятельностью, продавать свои работы на онлайн-сервисах и зарабатывать гораздо больше».

Покрас Лампас добавил, что дальнейшее развитие рынка современного искусства напрямую зависит от повышения уровня его открытости: «Стоимость произведения искусства возрастет благодаря открытости продаж». Галереям, которые пока неохотно раскрывают такую информацию, а также мало работают с диджитал-художниками, нужно будет адаптироваться к трансформации рынка, иначе они пропадут. Также важную роль в развитии арт-рынка, вторичных продаж на рынке искусства играет охрана авторских прав художника. «Роль художника в обществе в будущем будет только возрастать, особенно с развитием технологий дополненной реальности», — считает Вероника Пономарева-Коржевская. Покрас Лампас, в свою очередь, упомянул еще один важный тренд —технологии NFT вывели в авангард сообщество коллекционеров. Причиной популярности онлайн-аукционов по продаже объектов цифрового искусства можно считать, в том числе, публичность ставок. Для покупателей они как азартная игра, поэтому на такие площадки привлекаются новые пользователи, и это повышает интерес к современному искусству в целом.

В цифровом пространстве рождается новое искусство, основными ценностями которого являются независимость, демократичность, открытость, взаимоподдержка, которая выражается в том, что критика творчества художника считается неприемлемой. Таким образом, интернет-площадки для защиты авторских прав и монетизации контента становятся все более доступными и коммерчески выгодными для творцов. Объем продаж на NFT-платформе Rarible к апрелю 2021 года достиг отметки в 120 млн долларов. Сооснователь NFT-платформы Rarible Алексей Фалин подчеркнул, что блокчейн-технологии позволяют защитить цифровой объект от копирования с помощью сертификата: «Онлайн-искусство проще продавать и перепродавать, чем физические произведения. Его гораздо удобнее хранить и защитить от злоумышленников. Файлы хранятся на блокчейн-эфирах, поддерживаемых 10 000 компьютеров. Система имеет много уровней резервирования». Однако все еще открытым остается вопрос, как правильно привязывать NFT-токен к материальному объекту искусства, не уничтожая его.

Важная задача арт-рынка — создание платформы для регистрации аналоговых произведений искусства и сделок с ними, но рынок еще не совсем готов к таким изменениям. На сегодняшний момент оцифровкой аналоговых ценностей и произведений искусства занимаются музеи и отдельные коллекционеры. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина уже оцифровал 60% своего фонда в высоком качестве. Остальные 40% пока что оцифрованы в среднем качестве. Для воплощения цифровой копии произведения искусства создается в среднем 3000 фотографий объекта, и это огромная работа. Для сохранения своего богатого архива музей работает над созданием собственной электронной экосистемы. Заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ Владимир Определенов уверен, что классическому искусству необходима цифровая трансформация: «Мы не бежим за каждодневным хайпом. Музей смотрит в вечность. Мы должны избежать так называемой “цифровой амнезии”. Сейчас надо оцифровать все музейные ценности, чтобы не допустить их забвения. Мы создали на нашем сайте полноценный цифровой двойник выставки, с помощью которого пользователь может “гулять” по залам, не выходя из дома. Кроме того, мы поместили музейный контент в очки виртуальной реальности. Очень важно, что человек может потреблять такой цифровой продукт напрямую от нас — то есть из авторитетного источника, мы уже не разделяем посетителей по признаку онлайн/офлайн».

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяГосударство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии
Следующая статья«Ростсельмаш» запускает конкурс эскизов скульптурного барельефа

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя