В Государственном историческом музее завершила работу масштабная экспозиция «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах», посвященная творчеству легендарного советского фотографа. Проект организован Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и фондом исторической памяти «Наследники победителей» при поддержке Министерства обороны РФ. Генеральный спонсор проекта — ПАО «Промсвязьбанк». Информационным партнером выставки выступает Информационное телеграфное агентство России «ИТАР-ТАСС».
«Евгений Халдей. Эпоха в кадрах» — самая масштабная и полная ретроспектива фотографа. Мультимедийная экспозиция включает около 400 работ Евгения Халдея разных лет. Среди широко известных кадров впервые будут представлены ранее не публиковавшиеся снимки автора.
Посетители выставки увидят отпечатки с негативов из семейного архива Халдея, которые раскрывают личность фотографа. В мультимедийной части выставочного проекта особое внимание будет уделено творческому методу и авторскому стилю Евгения Халдея. В пространстве Государственного исторического музея элементы дополненной реальности будут совмещены с оригинальными фотографиями, напечатанными самим Евгением Халдеем.
На выставке будут представлены подлинные предметы, принадлежавшие мастеру фотографии: его фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно». Многие экспонаты будут сопровождены подлинными историческими аудиозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса.
Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом, 1945 год. Современный отпечаток. 43,2 х 31,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Евгений Халдей — известнейший отечественный фотограф, хроникер ключевых событий советской эпохи. Фотографии Халдея запечатлели крупнейшие стройки Советского Союза, подъем промышленности и сельского хозяйства, выдающихся деятелей XX века и простых граждан.
В качестве военного корреспондента он прошел с частями Красной армии от Мурманска до Берлина и Порт-Артура. Именно его кадры, такие как «Знамя Победы», «Регулировщица» свидетельствуют всему миру неоспоримый факт победы советского народа, героизм и доблесть наших воинов — освободителей своей Родины и стран Европы.
Фотографии Халдея создали яркий образ советского человека как гражданина нового мира. Его снимки публиковались на передовицах центральных газет и служили для миллионов советских людей образцом и эталоном, на который равнялись.
С его портретов, созданных в традициях оптимистического соцреализма, смотрят увлеченные работой ударники труда — колхозники, строители, инженеры. Жанровые сцены оживают за счет стройной режиссуры кадра, тщательного выбора героев и удачных ракурсов. Заимствованный из классической живописи композиционный подход позволяет передать масштаб и красоту индустриального пейзажа.
До и после войны Халдей много путешествовал по стране, но мировую славу ему принесли именно кадры фронтовой хроники. Шесть тысяч снимков, сделанных в период 1941–1945 годов, вошли в золотой фонд отечественной фотожурналистики: от объявления о нападении Германии на СССР до взятия Берлина. В этот период Халдей раскрылся как фоторепортер, обладающий исключительным даром документальной выразительности. Евгений Халдей снимал сражения под Севастополем, Новороссийском, Керчью; освобождение Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии; знаменитую Потсдамскую конференцию, где обсуждались условия послевоенного мира. Евгений Халдей запечатлел и триумф народа-победителя — Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади. На Нюрнбергском процессе фотографии Халдея стали безусловными свидетельствами преступлений Третьего рейха. На фотографиях послевоенного времени — стройки, демонстрации, трудовые подвиги, прилежные школьники, радостные дети, футбольные болельщики, спортсмены и полярники. Халдей показал страну, возвращавшуюся к миру, завоеванному колоссальной ценой.