В мае 2021 года короткий метр был представлен лентами из Ганы, Сербии, России, Франции, Канады и Литвы. Социальное неравенство, беженцы Квебека, ребенок-изгой, ожившие, словно из сказок Ганса Андерсена, предметы – короткий метр богат на всё. Не только на темы и сюжеты – жанровое и техническое разнообразие тоже. Психологическая драма, анимация, музыкальное видео подвластны короткометражному кино также, как и полному метру.
Дети и их отношение к современному, подчас для них ещё непонятному, сложному миру стали для меня главной темой показа. Дети всегда – живая мишень для нечистых на руку взрослых, будь то Англия времен Чарльза Диккенса, Россия – Короленко или современности, африканские деревни Ганы. Ими, детьми, взрослые прикрываются, используют далеко не в самых благовидных мероприятиях и встречах. Однако дети способны за себя постоять.
Алекс, мальчик из Квебека («Бунтарь», Канада, 2019, реж. Пьер-Филипп Шевиньи), очень хочет взять кота домой – тот мяучит и скребется у двери дома. Однако папа не разрешает – слишком большая ответственность. Знал бы Алекс, какую ответственность возьмут на себя взрослые, когда увидят нелегальных беженцев в лесу… Сдадут полиции. Грубо, жестоко, но такова реальность. А кота Алекс всё же после увиденного в дом пустит. Милосердие победит.
Милосердию, тем не менее, не находится места в музыкальном видео Владимира Беседина «Би-2 – Бог проклятых» (Россия, 2020). Рожденный в нелюбви ребенок – гадкий утенок не способен, а, возможно, и не хочет, не может простить обидчиков – от родителей до сверстников. Многолетние унижения вынести не просто. Он мстит, ибо ничего другого уже не остается. Месть страшна, ужасна и кровава – очередное (в который раз) напоминание об ответственности взрослых. Быть может, только так и можно «навести мосты над пропастью». А иначе – катастрофа.
Марина АБРАМОВА