В рамках XV международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова компания Умберто Орсини (Италия) представила спектакль «Вишневый сад». Режиссерская работа, сценография, костюмы, свет – Алессандро Серра.
Всегда с интересом, но в то же время с настороженностью посещаю интерпретации русской классики зарубежными театрами. Опыт мой всегда был разным, но в данном случае мне повезло. Чеховское несомненно присутствует в спектакле. Оно разлито в жестах и мимике, игре света и тени, вдруг замирающих актёрах словно на старой фотографии.
Уходит одно время и одни жизни, приходит другое – отчасти купеческое, отчасти революционно-романтическое, а вялое, никчемное, но и теплое, душевное уходит. У Антона Чехова всех жалко одновременно, всем сочувствуешь одновременно, всех одновременно и ругаешь за пустословие, нежелание и неумение ничего делать, жестокость по отношению к близким. Как же мне всегда было не понять Раневскую, живущую лишь только собственными интересами и чувствами, совсем не обращая внимания на родную дочь (не говоря уже о приемной).
А когда-то тот дом был полон детского смеха (он и слышен в начале и в конце спектакля), как напоминание о «Золотом веке» некогда большой семьи. Сейчас же в доме – скудная обстановка, чемоданы, стулья и натуженное веселье, от которого тянет в тяжкий сон, сновидение. Уход в первых заморозках.
«Земля еси и в землю отыдеши», – сказано в Книге Бытия. Из земли растет вишневый сад, из земли пришли все герои Чехова, чья судьба всегда горька, в землю и уходят они.
Марина АБРАМОВА,
Фото – Александр КУРОВ