Афиша МАМТа им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко пополнилась опереттой – жанром, не столь часто появляющимся на этой сцене, но все же традиционным для нее. В истории театра не было десятилетия, чтобы под его сводами не звучала оперетта – музыка Лекока, Оффенбаха, Планкетта, Миллёкера, Штрауса, Легара… Новый оперетточный опус, искрящийся юмором «Зимний вечер в Шамони» в жанре пастиччо, подарил зрителю и себе к юбилею главный режиссер театра Александр Титель, объединивший почти всю оперную труппу. Фейерверк из фрагментов разных сочинений авторов XIX и ХХ веков вспыхнул обилием музыкальных красок: в одном вечере прозвучали сочинения Оффенбаха, Легара, Кальмана, Штрауса, Стрельникова и многих других. А объединил их бесхитростный предновогодний сюжет, собравший всех героев действа на современном французском горнолыжном курорте Шамони-Мон-Блан, к слову, принимавшем любителей горного отдыха еще с XIX века – весьма удачная «географическая» находка, богатая история которой позволила «нанизать» на единую сюжетную нить музыку разных времен и стилей.
На заснеженную площадку канатной станции, созданную сценографом Владимиром Арефьевым, по очереди прибывают американская актриса, итальянский писатель, знаменитый на весь мир скрипач, бравый вояка, прочие князья, графы и графини и даже монархи – всех их объединяет предновогоднее веселье и беззаботный флирт. Проплывающие мимо облака и курсирующие на канатной дороге лыжники, светящиеся табло, на которых среди прочей информации возникают и фрагменты репертуарных сочинений МАМТа, нарядные елки, украшающие во втором отделении вечер «с участием пригашенных звезд», как оповещают овертитры, изобилующие юмористическими вставками, – все это создает беспечную и жизнерадостную атмосферу новогоднего курорта.
Лилия Гайсина в ангельских крыльях, открывшая представление куплетами Купидона из «Орфея в аду» Оффенбаха, не преминула напомнить о грядущем годе мыши. Затем галерею образов пополнили дуэт Лиа-Сан и Ферри из «Виктории и ее гусара» Абрахама – Евгения Афанасьева и Валерий Микицкий, виртуозно освоившие чечетку, Дарья Терехова, прекрасно имитировавшая пение жаворонка из оперетты Легара, призеры любительских соревнований по лыжам – Дмитрий Никаноров, Александр Нестеренко, Антон Зараев, исполнившие финал I акта из «Боккаччо» фон Зуппе, а затем Елена Безгодкова, Анастасия Хорошилова и Наталья Зимина, предвкушающие в терцете с письмами из того же «Боккаччо» «свидание и блаженство». И даже снежная буря, окутавшая курорт под фрагмент из «Парижского веселья» Оффенбаха-Розенталя, не смогла омрачить всеобщей радости. Прибывшие вслед за ней на станцию Наталья Петрожицкая и Андрей Батуркин воспели зов любви в дуэте Роз-Мари и Джима Фримля, а завершившие первое действие Евгения Афанасьева, Валерий Микицкий и Роман Улыбин в канкане из «Парижской жизни» Оффенбаха вознесли хвалу столице Франции.
Во втором действии под новогодние огни, осветившие вечерний Шамони, градус любви и всеобщего веселья возрос. Обрусевшая Теодора из «Принцессы цирка» Кальмана – Ирина Ващенко, в титрах названная Феодорой – нашла себе партию в виде немецкого туриста – Николая Ерохина в роли Мистера Икса. Наталья Петрожицкая с Александром Нестеренко выяснили любовные отношения в дуэте Периколы и Пикильно из «Периколы» Оффенбаха, а «прима цыганского театра» – Наталья Мурадымова, спевшая Болеро Микаэлы из «Руки и сердца» Лекока, вдруг встретила старую любовь – Владимира Дмитрука с романсом Леандро из «Хозяйки портовой таверны» Соросабаля. Не обошлось и без русских туристов – Натальи Зиминой и Николая Ерохина, прибывших из наскучившего Куршевеля под гармонь, водку и задорный дуэт Поленьки и Митруся из «Холопки» Стрельникова. К всеобщей радости пустился в пляс даже ансамбль Санта-Клаусов, сопровождавших Ларису Андрееву в Чардаше Илоны из «Цыганской любви» Легара и Елену Гусеву в выходной арии Сильвы из «Княгини чардаша» Кальмана. А завершил сей праздник, несомненно, удавшийся под музыкальным руководством старинного соратника театра Уильяма Лейси, фееричный финал II акта из «Летучей мыши» Штрауса.
Похоже, Александр Титель не прогадал, введя в репертуар этот легкий и жизнеутверждающий спектакль – судя по тому, что билеты уже на январский цикл представлений раскуплены, это как раз то, чего не хватает современному зрителю, уставшему от проблем дня насущного.
Евгения АРТЁМОВА,
Фото Олег ЧЕРНОУС