Геннадий ЧИСТЯКОВ: Основная задача проектирования школ и детских садов — создание комфортной развивающей и образовательной среды

0
14

Такое заявление заместитель начальника Управления объектов гражданского назначения Главгосэкспертизы России Геннадий Чистяков сделал в ходе выступления в рамках деловой программы выставки Build School 2018. Детские сады и школы — объекты особой социальной значимости. Сегодня реализуется комплексная программа строительства объектов образовательных учреждений. Однако пока еще, как показывает опыт экспертов Главгосэкспертизы, многое нуждается в доработке.

Геннадий Чистяков убежден, что детская архитектурная среда создается путем разработки объемно-планировочных решений, системой их функционального взаимодействия, а также средствами художественной выразительности. «Главгосэкспертиза России регулярно рассматривает интереснейшие проекты строительства и реконструкции учебных заведений. В части внешнего вида зданий мы все чаще встречаем фантазии на тему супрематизма в архитектуре, когда посредством ярких красок и четких геометрических форм пытаются обозначить, что создается именно детское пространство. Но мне кажется, что это не единственная функция архитектуры дошкольных и школьных объектов, — заметил эксперт. — Она должна воспитывать и образовывать будущие поколения. Тогда проектировщики научатся избегать ошибок при разработке технических решений, они смогут больше времени и внимания уделять концептуальной составляющей».

Сегодня в стране выполняются масштабные программы по строительству новых детских садов и школ, разрабатываются самые современные проекты, учитывающие требования действующих нормативных документов и отвечающие требованиям комфортности, безопасности, тепло- и энергосбережения и регламентированной сметной стоимости строительства.

Основной задачей проектирования подобных объектов является создание комфортной развивающей образовательной среды. При этом современные нормы от редакции к редакции становятся все лояльнее к проектированию детских садов и школ. Тем не менее, реконструкция давно существующих, но уже морально и физически устаревших дошкольных и общеобразовательных организаций – далеко не самый простой путь. «Такие здания весьма сложно привести в соответствие с действующими нормативами, особенно противопожарными и санитарно-эпидемиологическими, и стоит это, как правило, намного дороже, чем новое строительство. Экспертиза таких проектов — всегда очень сложный путь поиска компромисса между действующей нормативной базой и проектными решениями, что в большинстве случаев приводит к разработке СТУ.

Еще один возможный путь при создании детских объектов — применение проектной документации повторного применения, признанной экономически эффективной. При применении типовой проектной документации экспертизой проводится оценка только результатов инженерных изысканий, конструктивных решений фундаментов и внешних сетей объекта. Хотя в некоторых случаях ее использование невозможно: объект по-своему уникален, заказчик работает в определенных условиях и должен решать те или иные задачи, которые не учтены в аналоговом проекте.

На сегодняшний день основной объем проектной документации, поступающей на экспертизу, заметил Геннадий Чистяков, связан с новым строительством. Однако в ходе ее рассмотрения эксперты сталкиваются с рядом повторяющихся ошибок проектировщиков, связанных как с разночтениями в действующей нормативной базе, так и с применением их на практике. Зачастую, например, допускаются ошибки в решениях по отведенной территории: не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки, нет четкого разделения на функциональные зоны, проектирование осуществляется за границами участка, не выполняются требования санитарных норм по озеленению участка. Кроме того, напомнил эксперт, не предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней шума в отдельных зонах, не соблюдается основной принцип проектирования школ, согласно которому потоки людей в разных активных зонах не должны пересекаться. По объемно-планировочным решениям часто проектируется не полный состав помещений групповой ячейки, необходимый для полноценной работы, нормы площади на одного учащегося в школах занижаются, что приводит к дефициту площадей.

Далеко не все проекты, поступающие в Главгосэкспертизу России, учитывают такую важную составляющую как обеспечение пожарной безопасности: нередко объемно-планировочными решениями и конструктивным исполнением эвакуационных путей не обеспечивается безопасная эвакуация детей при пожаре, в коридорах первых и вторых этажей без естественного освещения не предусматривается дымоудаление. Также не учитываются меры по обеспечению эвакуации детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе на креслах-колясках. Среди других часто встречающихся ошибок проектировщиков – отсутствие в проектной документации сведений об общей устойчивости зданий при пожаре с указанием проектных пределов огнестойкости несущих строительных конструкций и методов обеспечения проектных пределов огнестойкости, а также отсутствие и неполнота сведений о нагрузках, принятых для расчета строительных конструкций.

При этом подъезд пожарных автомобилей к зданиям детских объектов не запланирован, а земельные участки под строительство выделяются вне радиуса обслуживания пожарных подразделений.

Также заместитель начальника Управления гражданских объектов Главгосэкспертизы России напомнил, что в настоящее время разработан СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», в котором приведен новый перечень типов зданий и помещений. Кроме того, в своде правил появились требования по устройству ясельных групп.

«В России появляется все больше детских дошкольных и общеобразовательных организаций, построенных в соответствии с самыми современными тенденциями мировой архитектуры и оснащенных по последнему слову техники – и все это в условиях стесненной городской застройки. Положительный опыт реализованных проектов может стать катализатором, который еще больше ускорит совместную работу властей и застройщиков. Но это не единственное, что требуется для развития этой сферы. Только техническая грамотность и рациональность принимаемых решений обеспечат годы безопасной надежной эксплуатации», — резюмировал Геннадий Чистяков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here