«И всё так близко и так далёко…»

0
230

«Минин-хор» дал благотворительный концерт для детей из Свято-Алексиевской обители.

9 декабря 2017 года юные послушники Свято-Алексиевской обители приехали из Ярославской области в старинную городскую усадьбу И.К. Прове в Москве. В обновлённых интерьерах особняка позапрошлого века их строгие и красивые наряды (синие платья для девушек, кадетская форма для ребят) смотрелись органично и создавали ощущение светского вечера (на манер тех, что проходили в подобных домах до революции). Наверху, в гримёрных, артисты Московского камерного хора уже распевались, обменивались новостями, примеряли новые платья, а кто-то задумчиво сидел у рояля и настраивался на выступление. Не каждый же день приходится петь «Икону» Свиридова…

С неё и начали… Бархатный бас солиста Дмитрия Романько растяжно выводил слова : «И всё так близко и так далёко, что, стоя рядом, достичь нельзя…». В зале – тишина. Певучая мелодия и «органный» аккомпанемент хора, подобно медленно текущей лаве из прорвавшего кратера вулкана, создавали ощущение почти эсхатологического восторга, когда неминуемая гибель становится источником эстетического наслаждения. Дети красоту эту, похоже, прочувствовали – их лица были сосредоточены и одухотворены, кто-то закрыл глаза, кто-то украдкой вытирал влажные щеки.

Но ведь не для того же привезли 27 юных насельников из обители, чтобы их расстраивать?.. Артисты взялись за бубны и барабаны, и в зале усадьбы загремела «Креольская месса» Ариэля Рамиреса. Следом за этим солистки в разноцветных платках вышли на импровизированную авансцену с «куплетами Бабок Ёжек», не забыв добавить фирменных «па» из популярного мультфильма «Летучий корабль». Зимнюю тему решили поддержать джазовым акапелла на мотив «В лесу родилась ёлочка».…

Этот номер запомнился маленьким гостям больше всего. Юная послушница Аня Гришина вдобавок отметила, что ей очень понравился номер «из Южной Америки и с барабанами» (речь про «Креольскую мессу») и подробно рассказала о том, что уже 7 лет занимается музыкой – играет на скрипке.

Следом за детским репертуаром прозвучали фрагменты из цикла «Песни безвременья» Свиридова, нежнейшая шубертовская «Ave Maria» в исполнении солистки Маргариты Петуховой, произведения Мусоргского, Дунаевского и народная «Тульская гармонь», спетая мужским квартетом.

Ближе к концу концерта артисты и гости поменялись местами. Смешанный хор из Свято-Алексиевской обители спел произведения «Куда уходит детство», «Богоносная Россия», «Мама» и клиросное «С нами Бог». После этой вещи настоятель обители, отец Пётр, преподнёс художественному руководителю камерного хора Владимиру Минину подарок, икону Владимирской божьей матери.

Для справки:

Современную Свято-Алексиевскую обитель начал возрождать в 1991 году батюшка Алексей Василенко (ныне иеромонах Пётр). Продав свою квартиру в Санкт-Петербурге, он купил участок земли с руинами старого монастыря и создал там поселение. Первое время его насельниками становились люди, ищущие уединения. Потом стали приезжать дети (сейчас их в обители — 350 ). Кто-то приезжал с родителями, попав в сложную жизненную ситуацию, кого-то привозили из детского дома, предварительно усыновив. Зарабатывали и кормились натуральным хозяйством (для этих нужд православные предприниматели помогли с покупкой соседних 550 га земли).

– Государство не помогало, разве что, не мешало, – отмечает директор школы искусств обители Евгений Илюшин.

Позднее в пустыне стали появляться свои учебные заведения: православная гимназия, кадетский корпус, школа искусств. Маленькие насельники откровенно признают, что в обители существует своеобразная цензура. Например, нельзя слушать мирскую музыку, кроме классики. Но хор Минина здесь слышать всегда рады.

 

Московский камерный хор создал в 1972 году дирижёр Владимир Минин. Спустя год после образования коллектив получил статус профессионального и сразу же прославился благодаря смелому (в те времена) репертуару. Минин и его коллектив уделяли много внимание духовной музыке русский композиторов, заново открывали и возрождали целый пласт потерянной культуры.

«Я шёл на разные ухищрения, чтобы эта музыка звучала со сцены, — рассказывает Минин, — Директор филармонии спрашивает меня: « А вы согласовали это с партийными органами». А я, не отвечая прямо на вопрос, говорю: «Петр Нилович Демичев (прим. — советский министр культуры) приедет к нам на концерт!». Конечно, я знал, что Демичев не приедет на концерт, а директор филармонии спросить у него не осмелится…

Минин дружил со многими советскими композиторами. Свиридов и Щедрин посвящали ему свои произведения . Свиридов – кантату «Ночные облака». Родион Щедрин – хоровую литургию «Запечатленный ангел». Гия Канчели доверил «Минин-хору» аж четыре премьеры своих сочинений. В 2010 году камерный хор записал кавер-версию известного хита Стинга «Fragile», выпустив её в преддверии российского концерт певца.

– Для меня в музыке важен хороший вкус. Задача артиста – поднимать публику до своего уровня. В случае со Стингом у нас это, кажется, получилось», – размышляет Владимир Минин.

В ноябре 2017 года в истории Московского камерного хора случилось знаковое событие – на своё 45-летие коллектив переехал в отреставрированную усадьбу Прове на улице Новая Басманная.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here