К режиму 24/7 творческие люди привычны: репетиции, гастроли, концерты. Но если в этом режиме приходится быть еще и разных амплуа — не только артистом, то как не «сгореть»? Наша героиня считает, что главное – заниматься тем, что любишь и во что искренне веришь. И, конечно, уметь быть благодарной: семье, учителям и случаю, которой порой приносит самые важные перемены в жизни.
© Фотограф Эля Данилюк
– Елена Мойсеенко — молодая пианистка, а заодно и идеолог просветительского проекта SoundOut. Спрошу сразу: что проще — быть музыкантом или создателем проекта?
– Музыка это то, чем я занимаюсь с раннего детства. Благодаря своим родителям и прекрасным педагогам, которые мне встречались на протяжении всей жизни, сейчас я могу сказать, что к 25 годам, я многому научилась. Готовиться к концертам и давать их — для меня одно удовольствие. У меня есть верный критик – муж, который всегда подскажет и направит, если я что-то делаю не так.
Быть создателем и идеологом проекта нелегко. Когда ты начинаешь с нуля, на твои плечи ложится и ведение соцсетей, и подписание договоров, и встречи с журналистами, и организация концертов, и еще масса дел. В какой-то момент хочется остановиться, немного выдохнуть. А главная сложность в том, что нам приходится быть не только музыкантами, но и продюсерами, аналитиками, учиться продвижению. Мы постоянно учимся новому. А так как SoundOut — это не только музыка и мы даем большую лекционную часть, то в сценическом мастерстве тоже необходимо совершенствоваться.
Но все, что мы делаем для проекта, лично мне приносит колоссальное удовольствие! Я неугомонная, люблю открывать для себя новое.
– Почему такая тяга просвещать людей. Не просто давать концерты, а еще и придумывать какие-то ходы, делиться знаниями. Зачем вам это нужно?
– Нам очень хочется, чтобы как можно больше людей полюбили классическую музыку и искусство. Когда мы создавали проект, нашей целью было в первую очередь вдохновить всех нашей любовью к музыке.
Конечно, подготовка к концертам в формате Sound Out – это титанический труд. Мы подбираем материалы сами, сами создаем видеоряд и учим большие тексты, каждый день репетируем. Но мы с Антоном любим учиться и бесконечно совершенствуемся, нам нравится этот процесс. Пусть даже кому-то покажется, что мы немного одержимые своими идеями. Да, это так. Но одержимы мы в хорошем смысле.
© Фотограф Георгий Кочегаров
– Ваша любимая исполнительская площадка в Москве? Или вы уже смотрите на каждый зал не просто как на место для выступления?…
– Мне очень нравится играть в родной консерватории. Ощущение дома, тепла и уюта – именно эти чувства вызывают у меня выступления там.
С нашим проектом мы делаем концерты на разных площадках. Одно из последних выступлений прошло в Доме-музее им. Скрябина. Нам там очень понравилось. Эта площадка хороша всем – отличная акустика, техническое оснащение великолепное (это для нас очень важный фактор, так как мы задействуем мультимедиа), в музее прекрасный рояль, сам зал очень уютный. Мы надеемся продолжить сотрудничество и в мае запланировали представить там еще одну французскую программу.
Нам очень важно, чтобы был контакт с публикой, поэтому очень большие площадки мы не рассматриваем.
— Знаю, что есть идея создания фонда. Думаете, что сможете сделать для российский классической сцены что-то, чего никто еще не сделал?
— Идея создания фонда у меня возникла давно. Но я не могла осуществить замысел технически. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы все-таки сделать такой фонд. Объясню – почему. Талантливых, щедро одаренных детей очень много, но не все из них имеют возможность себя показать на конкурсах, мастер-классах, поехать учиться в Европу и так далее.
На своем примере знаю, как важно поддержать начинающего талантливого музыканта. Когда я сама приехала в Москву, мне посчастливилось попасть в Фонд им.Ростроповича и это были очень счастливые годы! Фонд помог совершить мне прорыв в будущее, я очень благодарна судьбе за такой шанс.
Что будет делать конкретно наш фонд, раскрывать пока не буду, скоро вы все узнаете.
– Кто помогает вам воплощать идеи?
– Моя семья, в первую очередь. Мой супруг, мои родители и даже — маленький сын. С его появлением у меня будто прибавилось сил: каждый день он меня вдохновляет своей искренностью и безграничной тягой к знаниям. А моя скала и опора – муж, который помогает мне воплощать все задуманное.
© Фотограф Анна Селипанова
– И муж — кларнетист Антон Мойсеенко, конечно, ваш главный партнер на сцене. А как сложился ваш жизненный дуэт?
– До появления Антона в моей жизни присутствовали только музыка и друзья. Мы с ним однокурсники, но стали общаться только на 4 курсе. Все началось с сонаты Брамса. В течение года мы играли много концертов вместе и были отличными друзьями. Потом я приняла решение уехать на учебу в Германию, и Антон приехал за мной. С тех пор мы не расстаемся. Вот такая история нашего семейного дуэта.
— Кстати, один из важных моментов в вашей биографии связан с обучением в Берлине…
– Да, когда я заканчивала консерваторию, я параллельно была студенткой Высшей школы музыки Hanns Eisler, в классе замечательного педагога Эльдара Небольсина. Совмещать обучение в двух вузах оказалось для меня непосильным и к тому же я встретила Антона. Пришлось сделать решающий шаг в сторону жизни в Москве, чему я очень рада.
— Вы не работаете с продюсерами, у вас в проекте нет директора. Почему?
— Нам нравится все делать самостоятельно. По своей натуре я лидер и мне сложно будет выстраивать отношения с приглашенным директором.
— Как складывается ваш график сегодня? Учитывая, что вы и артист, и автор проекта, и руководитель, насколько легко получается управлять своим временем?
— В первую очередь я мама маленького Арсения и первую половину дня я, по возможности, нахожусь с сыном. Остальное время преподаю, занимаюсь развитием проекта и играю на рояле. Совмещать это все непросто, но мне моя деятельность по душе. Без помощи няни, моих родителей и родителей мужа я бы конечно не справилась, я их всех очень люблю и ценю. Хоть наши родители и живут в других странах, они стараются нам всегда помогать.
— Ваша самая любимая программа?
– Очень люблю французских композиторов, поэтому французские программы всегда делаю с огромным удовольствием.
— О чем расскажете в музыке и лекции 25-го апреля?
– Программа «Франция|музыка и вино» будет интереснейшей! Например, специальным гостем станет Наталья Байбурина, которая ведет невероятно красивый блог о Франции Paris in Moscow. Музыкальная часть будет разнообразной и яркой. Расскажем мы об интересных фактах из жизни Дебюсси, Пуленка, Пьерне и Мийо. Так же коснемся и винной культуры Франции, а вино, кстати, можно будет и продегустировать.
— Что будет нового у SoundOut в ближайшие месяцы?
– Sound Out представит абсолютно новую программу с нашей новой участницей, замечательной пианисткой – Фатимой Дзусовой. Мы вместе с ней исполним французскую программу в четыре руки 23 мая в Доме-музее Скрябина. Ну а на нашем сайте мы ввели новую рубрику, где сами берем интервью у разных людей из разных сфер. И первое интервью уже можно прочесть.
Беседовала Елена РЫЛЕНКОВА