Известный, как «первый в мире оркестр без дирижёра», воссозданный в 2008 году пианистом и композитором Петром Айду Первый симфонический ансамбль имени Моссовета – ПЕРСИМФАНС объявляет воскресенье 14 апреля 2019 года – Воскресеньем им. Авангарда.
В этот день, в московском концертном зале «Зарядье» (Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4, Концертный зал «Зарядье»), впервые за 90 лет, будет показан главный шедевр мирового киноискусства — лента режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» с оригинальной музыкой в исполнении ансамбля Персимфанс.
Рожденный спустя пять лет после Октябрьской ревоюции 1917 года, Персимфанс руководствовался передовыми идеями равенства и братства. Оркестр играл принципиально без дирижера и вошел в историю как один из наиболее авангардных коллективов в истории и легендарный conductor-free оркестр ранних советских лет.
Австрийский композитор Эдмунд Майзель — автор единственной авторизованной режиссёром партитуры к «Потёмкину». Европейский прокат картины в двадцатые годы ХХ века сопровождался именно музыкой Майзеля.
В 1970 немой «Броненосец» заново озвучили отрывками из симфонических произведений Шостаковича, по-новому смонтировав фильм, который стал длиннее почти в полтора раза. Причина проста — иностранное имя композитора не должно было фигурировать в самом образцовом классическом советском кино, а Шостакович к тому времени стал бесспорным классиком советского искусства. Оригинальная партитура Майзеля была потеряна, частично сохранились лишь оркестровые партии.
14 апреля ансамбль Персимфанс реконструирует премьерный показ фильма: в авторскую оригинальную партитуру Майзеля, инструментованную для небольшого кино-оркестра, будут добавлены аппараты для шумового оформления театра и кино, использовавшиеся в те годы. «Потёмкин» спустя 90 лет обретает соразмерное его поэтике звучание, утверждённое создателем ленты.
Показ киноленты предварит «киножурнал» из нескольких коротких фильмов братьев Люмьер (1890-е годы), которые считаются первыми в мире образцами коммерческого кино. Аккомпанировать немым картинам будет механический тапёр — оригинальная пианола 1911 года. Перфоленты для нее специально создали Петр Айду и Александр Зенин.
В полдень на Малой сцене солисты Персимфанса представят программу из классических произведений музыкального модернизма и авангарда 1920-х. Сочинения Нововенской школы сопоставлены в ней с произведениями российских авторов. Прокофьев и Берг, Рославец и Веберн — параллели между ними, изобретения, заблуждения и озарения гениев нового времени в музыке комментируют сами исполнители: Пётр Айду, Григорий Кротенко, Марина Катаржнова, Ольга Демина etc.
14 апреля ансамбль выступит дважды — 12.00 и в 19.00.