Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойТеатр«Лавр» – премьера спектакля по книге Евгения Водолазкина прошла на сцене МХАТ...

«Лавр» – премьера спектакля по книге Евгения Водолазкина прошла на сцене МХАТ им. М. Горького

12 декабря 2020 года в МХАТ им. М. Горького прошла премьера спектакля «Лавр» по одноименной книге Евгения Водолазкина. Один из главных романов современности «ожил» на сцене, благодаря необычной сценографии и актерам, которые говорили со зрителем на старославянском и современном русском языке.

Перед спектаклем к зрителям со сцены обратился художественный руководитель МХАТ им. М. Горького, режиссер спектакля Эдуард Бояков:

– Мы очень искренне и очень сердечно благодарим наших зрителей, которые в это удивительное, очень сложное для театра время приходят к нам, поддерживают нас, верят. Мы считаем необходимым перед каждой премьерой говорить зрителям о нашей репертуарной политике. Дело в том, что в этом сезоне мы заявили 20 премьер — мы строим репертуар, который смог бы возвратить МХАТ статус национального театра. «Лавр» — седьмая премьера сезона. Это был потрясающий вызов, мы волнуемся. Но, с другой стороны, если мы объявляем о таких амбициях, нам, конечно, не надо стесняться ни вызовов, ни того, что сегодня в зале присутствует автор, Евгений Водолазкин.

Как рассказать про спектакль по роману, в котором серьезнейшая тема покаяния трактуется постмодернистким языком, где старославянский сливается с современным русским, прошлое — с будущим, смех — со слезами? Где используются новейшие театральные технологии, где сценография воплощает принцип «жития в клеймах». Где времени не существует, а смерти нет. Где все про нас, но все про нас нам неизвестных.

Жанр жития — это не подробный рассказ о жизни святого, а рассказ о его пути к вечности: смерть в житии является способом обретения жизни в другом ее качестве. Она становится отправной точкой для размышления героя о вечности и бренности, а спасение жизней других – дорогой героя к бессмертию. Метафора бессмертия — в постоянном присутствии смерти: родители, дед, возлюбленная и, наконец, собственная смерть с новорожденным ребенком на руках – как символ христианской догмы о воскрешении Христа, о жизни вечной. Потому что жизнь побеждает смерть. «Смертью смерть поправ».

«Лавр» переведен на тридцать языков, имеет серьезные награды, в том числе российские премии – «Большая книга» и «Ясная Поляна». По версии газеты Guardian, «Лавр» вошел в топ-10 лучших произведений о Боге.

Евгений Водолазкин, писатель:

– Я теряю дар речи, потому что потрясен. Я сидел в зале и у меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене. В спектакле была взята абсолютно точная тональность: современная музыка и машинерия мощнейшего театра, древнерусский и современный русский язык. Театр воздействует на все человеческие чувства: на зрение, слух, обоняние – в зале даже пахло ладаном, но еще и на шестое чувство. То чувство, которое называется душой. Моя благодарность Эдуарду Боякову и его команде. Грандиозная постановка.

«Лавр» — масштабный мультимедийный спектакль. Сценография, которую создал Александр Цветной, воплощает принцип «жития в клеймах»: декорация представляет собой «иконостас», где попеременно «оживают» ячейки. Вызов постановки еще и в том, что такого сложного спектакля МХАТ еще не ставил: задействована вся машинерия сцены, готовятся сложнейшие мультимедийные решения, свет построен на современной проекционной технологии. Художник по костюмам Алиса Меликова (экс-арт-директор Vogue и AD) придумала для героев спектакля яркие образы, в которых средневековый облик сживается с современными дизайнерскими деталями одежды.

Спектакль наполнен музыкой. В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. Над музыкальным оформлением работал Кузьма Бодров, много сотрудничающий с Юрием Башметом, Симфоническим оркестром Евгения Светланова, автор нескольких произведений, написанных для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI в Мадриде в 2011 году. На сцене — известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель.

На сцену вместе с артистами МХАТ, народными артистами РФ Валентином Клементьевым (Христофор), Михаилом Кабановым (Юродивый Фома), заслуженной артисткой РФ Ириной Фадиной (Мать), Алисой Гребенщиковой (Устина) вышли народные артисты РФ Дмитрий Певцов (в роли Лавра) и Леонид Якубович (старец Никандр), а молодой и начинающий актер Евгений Кананыхин (Рукинец, Устин).

Дмитрий Певцов, народный артист России, исполнитель роли Лавра:

– Поучаствовать в сценической постановке романа я посчитал для себя обязательным, у меня просто не было других вариантов — великий роман, потрясающий современный писатель. Я думаю, этот спектакль поспособствует тому, что молодежь заинтересуется русским средневековьем, о котором почти ничего не написано в нашей литературе, а это часть нашего бытия, нашей истории. И спасибо всем, кто смотрел в театре на меня добрыми глазами. Я не ожидал, что здесь будет такая профессиональная и теплая встреча. Это говорит о здоровье коллектива, низкий вам всем поклон МХАТу.

Леонид Якубович, народный артист России, исполнитель роли старца Никандра:

– Быть здесь, и в зрительном зале, и за кулисами, и на сцене – для меня важное событие. Какие люди на сцене стояли! Какой режиссер! Какой автор! Я не знаю, почему режиссер пошел на такой риск и пригласил меня в эту постановку, это был этюд на преодоление. Но то, что сегодня произошло на сцене – это именно то, по чему я безмерно скучал. Сегодня вновь рождается русский театр, которого в мире нет. И тихое человеческое счастье – быть вместе с вами.

Валентин Клементьев, народный артист России, режиссер МХАТ им. М. Горького, исполнитель роли Христофора:

– Для нашего театра, который сейчас стремительно обновляется, спектакль «Лавр» случился вовремя. Это очень важный день для МХАТ. Уверен, что в его новейшей истории это событие останется надолго. И что «Лавру» уготована счастливая судьба. Для нас всех было важно и волнительно встретиться с этим текстом. Поскольку здесь, кроме профессиональной задачи, каждый участник работы пытался ответить на какие-то человеческие личные вопросы.

Алиса Гребенщикова, актриса МХАТ им. М. Горького, исполнительница роли Устины:

– Сейчас в моем сердце ощущаются только два чувства — любовь и благодарность. Я очень благодарна, что у меня есть возможность произносить текст, в который я была влюблена ни один год. Я счастлива, что Эдуард разрешил мне быть частью этого спектакля.

Евгений Кананыхин, исполнитель роли Рукинца, Устина:

– Счастлив играть в МХАТ: театр меняется, становится молодежным, живым. Для меня этот спектакль стал настоящим вызовом: что-то невероятное. Я благодарен Эдуарду Боякову, что он пошел на такой риск и взял меня на главную роль. Когда я столкнулся с материалом, я подумал – где я и где этот святой? Я никак не мог сопоставить себя с ним. Но Эдуард Владиславович Бояков как режиссер-постановщик и режиссер спектакля Сергей Глазков это как-то увидели.

Александр Цветной, художник-постановщик:

– Я прочел роман в начале весны, когда уже работал над спектаклем, а с инсценировкой я познакомился в процессе общих читок с режиссером. Форма декораций изначально была четко сформулирована Эдуардом Бояковым, я ее домысливал. Во время первого монтажа декораций я слышал комментарии сотрудников, что раньше они подобного не видели.

Варвара Котова, исполнительница старинной русской музыки и фольклора:

– Мне очень нравится живая работа в театре: с одной стороны — свобода самовыражения, с другой – очень четкое видение того, что должно быть. Всегда приятно, когда тебе отведена роль не просто магнитофона, а творца. Во время репетиций стало понятно, что музыка – не фон, а активная часть спектакля, взаимодействующая с актерами, в ней есть свои лейтмотивы и темы, поддерживающие словесное повествование. Мы предлагаем музыкальные темы, и складывается ощущение, что эта музыка была изначально заложена в книге.

Эдуард Бояков, режиссер спектакля:

– Седьмая премьера сезона. Я рад, что сегодня мы вместе. Я рад, что рядом с нами автор, Евгений Водолазкин. И благодарю всех, кто был со мной эти несколько месяцев. Таких артистов и таких музыкантов, как у нас найти сложно. Я благодарю моих коллег за это сотворчество, я благодарю Евгения Германовича за текст, с которым мы прожили столько лет – мы работали, мы готовились, мы ездили в разные поездки. Отдельно я хочу упомянуть людей, без которых мы не смогли бы эту махину сдвинуть: мы ничего не смогли бы поднять, если бы не наши друзья, и, прежде всего — Совет Попечителей театра во главе с Игорем Кудряшкиным, коммерческим директором компании УГМК.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru