В мае 2019 года в Музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов была открыта выставка, посвященная самому известному человеку XIX века – Наполеону Бонапарту, его жизни и судьбе. Инициатором выставочного проекта стал профессор МГУ имени М.В. Ломоносова и член Союза журналистов России Александр Вихров, который более сорока лет собирает коллекцию, связанную с исторической личностью – императором Наполеоном I и российско-французскими отношениями начала XIX века более 40 лет. В его собрании находятся произведения живописи, гравюры, скульптуры, мелкая пластика, фарфор, награды и памятные медали, антикварные книги, изделия декоративно-прикладного искусства и бытовые вещи, связанные с персоной императора французов и его семьёй. Особое место в коллекции занимают экспонаты, которые представляют роль России в историческом контексте эпохи, перипетии взаимоотношений Наполеона I и императора Александра I, эпизоды войны 1812 года и последующие события, отразившиеся на судьбах многих стран Европы.
Для выставки было отобрано большое количество экспонатов: более 250 произведений искусства и раритетных предметов из собрания Александра Вихрова. В рамках выставочного проекта были также представлены экспонаты из частных коллекций Андрея Кусакина, Сергея и Татьяны Подстаницких. Учредитель Музея-усадьбы Кристофер Муравьев-Апостол дополнил экспозицию подборкой акварельных зарисовок костюмов Александра Бенуа к фильму Абеля Ганса «Наполеон» 1927 года — шедевра мирового немого кинематографа, в чем могли убедиться посетители, посмотрев эту масштабную кинокартину здесь, в стенах музея.
Фонд Наполеона «Fondation Napoléon» назвал российскую выставку «Наполеон. Жизнь и судьба» одним из главных событий в год 250-летия Бонапарта. В день его рождения, 15 августа, в Музее-усадьбе Муравьёвых- Апостолов произошло интересное событие, в котором приняли участие энтузиасты-реконструкторы, представившие воинство Великой французской и Русской императорской армий. Бравые «усачи» в мундирах эпохи заката рыцарских войн рассказывали интересные исторические факты, пели песни тех лет. Каждый желающий мог подойти и задать любой вопрос о битвах, оружии, военной амуниции и легендах. Это происходило в форме своеобразного братания, ведь девиз сообщества реконструкторов «Дорогами минувших войн – к миру». На празднике царила тёплая, дружеская атмосфера, и все гости оценили, как удачно может сочетаться бородинский хлеб и торт «Наполеон». ⠀
Чтобы лучше понять задумку выставочного проекта, я попросил Александра Вихрова, коллекционера и организатора выставки, ответить на несколько вопросов о его увлечении и личном взгляде на Наполеона Бонапарта.
— Александр, о Наполеоне существует много мнений: для одних он является диктатором, узурпатором власти, а для других — великим полководцем и реформатором. Как лично вы представляете Наполеона Бонапарта?
— Наполеон был родом из довольно бедной корсиканской семьи, и он поднялся до такого уровня, что мог свергать или ставить на троны европейских королей и вершить судьбы миллионов людей. В истории человечества нет другого случая, когда из низов кто-то поднимался до таких высот. Это само по себе удивительно, и уже при жизни Бонапарта многие воспринимали его, как полубога. Сегодня Наполеон — герой вне времени и пространства. Я воспринимаю его, как человека выдающихся способностей и большого ума. Да, Наполеон Бонапарт был великим полководцем, но это не главное. Преобразования, сделанные по его инициативе, куда как шире. А ведь это произошло всего за 15 лет!
Если оценивать его роль в создании нового миропорядка и в изменении ситуации в Европе, мы видим личность неоднозначную, потому что он, конечно, руководствовался интересами Франции в первую очередь. Но, в тоже время, множество его идей оказались очень долговечными, ведь они имеют действенную силу до сих пор. Например, идея единой Европы принадлежит Наполеону. Он умудрялся думать обо всём: были случаи, когда император останавливался в каком-нибудь городе на короткий срок, и за это время там происходили такие преобразования, которые не могли бы произойти ещё полвека. Он сам по себе был выдающимся человеком. Если анализировать идеи Бонапарта, можно прийти к выводу, что он во многом опередил своё время.
К концу жизни Наполеон говорил на острове Святой Елены, что со временем баталии его забудутся, а составленный по его инициативе и при его непосредственном участии гражданский кодекс будет жить. И действительно: даже в нашем российском законодательстве используются положения законов, впервые сформулированные в гражданском кодексе Наполеона. Если говорить не про законодательные акты, то именно Бонапарту принадлежат идеи по конструированию метро, созданию туннеля под Ла-Маншем, при нём был придуманы консервы — нужно же было чем-то кормить в военных походах армию. В прежнее время не было нумерации домов, писали просто «3 дом от угла…». Именно Наполеон предложил сделать сквозную нумерацию домов на улицах, причем сразу на четные-нечетные. Конечно, это было вызвано необходимостью, когда, к примеру, нужно было расквартировывать солдат. Но почему никому другому не пришла в голову такая мысль?!
Наполеон был выдающимся управленцем, менеджером. Удивительно, что этому его никто не учил, но все знания Бонапарта были основаны на математических расчётах. Каким образом они варились у Наполеона в голове, как они воплощались в такие блистательные идеи — не понятно! В учебные годы Наполеон Бонапарт показывал выдающиеся способности в математике, не случайно его специализацией стала артиллерия. И эти знания очень сильно помогли ему в будущем, но не только это. У Бонапарта была прекрасная интуиция, и он очень хорошо разбирался в людях. Наполеон окружил себя талантливыми единомышленниками вне зависимости от их происхождения, и именно это позволило ему создать эффективный государственный аппарат и командование Великой армией. Вспомним, что маршал Мюрат был сыном трактирщика. Император видел качества, которые выделяли людей, и возвышал их.
В последние годы, когда Наполнен стал выстраивать свою империю, в его правлении появилась склонность к тирании, но это было связанно с обстоятельствами, которые творились в мире. Но в чём заключалось его коренное отличие от других деятелей, которые считаются тиранами — таких, как Ленин, Сталин, Гитлер? Они-то все хотели создать нового человека, это было основой их идеологии… У Наполеон не было такой цели. Его решения исходили из осознания особенностей человеческой природы и выявления ее лучших качеств. Очень важно понимать, что культ Наполеона Бонапарта никто не насаждал: люди сами хотели видеть его на троне, и, как ни парадоксально, Бонапарт ведь был императором республики и олицетворял собой гражданственность и свободу.
— О Наполеоне Бонапарте снято множество фильмов, написано большое количество книг, его называют самым известным французом в мире… И все-таки вопрос – почему же именно с ним оказалось связано ваше увлечение?
— Любого человека привлекают сильные личности. Сегодня я с высоты прожитых лет смотрю в своё прошлое, и думаю так: меня привлекло в Наполеоне Бонапарте то, что это был не выдуманный персонаж, а совершенно реальный человек – пример для подражания. Он прошёл через большое количество испытаний и никогда не упускал возможности заявить о себе, в любом виде деятельности Наполнен всегда стремился превзойти ожидания.
Я рос в то время, когда возник большой интерес к эпохе начала XIX века. Это связано с выходом фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Я тогда учился в школе, мы проходили произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир», и в какой-то момент в дополнительной литературе я прочитал, что Толстой, деликатно говоря, не совсем достоверно изобразил Наполеона Бонапарта. Меня это заинтересовало. Пошёл в библиотеку, там нашёл книжку, которая называлась «Наполеон», автор — академик Евгений Викторович Тарле. Книга была довоенного года издания! Я прочитал ее сначала запоем, а потом изучил основательно, по эпизодам. И с этого времени стал читать всё, что касалось Бонапарта. После школы я поступил в Ленинградский университет на факультет журналистики — надо ли говорить, какие открылись возможности, в том числе и для погружения в эту тему.
А собственную библиотеку я стал собирать позже. После университета я попал по распределению работать в редакцию газеты в Вышнем Волочке. Одним из центров общественной жизни города был книжный магазин, куда я заходил практически каждый день. Одним из завсегдатаев букинистического отдела являлся интересный персонаж — бывший преподаватель местного техникума. Когда-то он был большим любителем книг, но, увы, из-за каких-то передряг помаленьку спивался и носил сдавать свои книги – по одной-две… Нередко возле магазина его ожидали перекупщики. Обычно я сторонился таких сделок, но однажды он сам остановил меня и показал, с чем теперь намерен расставаться. Это был седьмой том собрания сочинений Тарле, который полностью посвящен Наполеону. Все другие тома он раньше продал, а этот до последнего оставлял как раритет.
У меня, конечно, давно есть полное академическое издание Тарле, но тот седьмой том уже 45 лет путешествует со мной как завещание того русского интеллигента с грустной судьбой. Сейчас я собираю ещё первые издания всех работ Евгения Викторовича, его автографы, воспоминания современников. Он прожил огромную жизнь, которая вместила в себя несколько эпох. Тарле всего на четыре года моложе Ленина, и он на два года пережил Сталина. Сидел в тюрьме и при царе, и в советское время… Он был историком с мировым именем и невыездным… Пережил взлёты и падения, предательство близких людей. Неслучайно его любимой исторической личностью был Наполеон, потому что Тарле тоже умел добиваться своего, как бы трудно ему ни было. Для меня Евгений Тарле — такой же пример жизнестойкости, как и Наполеон Бонапарт.
— Мало кто знает, что Наполеон очень сильно заботился о своей репутации лично. Можете рассказать, как именно он это делал?
— Мало сказать, что Наполеон был мастером красивого жеста, это присутствовало всегда. Своим благородством он поражал и венценосных особ. Во времена правления Павла I Бонапарт вернул российскому императору военнопленных — более 7 тысяч человек, в число которых входили и офицеры, и солдаты в новом, пошитом за свой счет, обмундировании с оружием. Небывалый случай! Наполеон хотел произвести впечатление на российского императора, и сделал это. Сегодня мы назвали бы это эффективным PR-ходом.
Бонапарт завоёвывал людей сразу. По пути с корабля до берега острова Эльба, Наполеон спросил у рулевого: «Это твоя яхта?» А тот ему ответил: «О, нет, если бы это была моя яхта, я стал бы самым счастливым человеком на свете». Бонапарт говорит: «Она будет твоей!». На следующий день яхта была выкуплена для этого матроса, и об этом узнали все. Показной поступок? Конечно, но он произвел большое впечатление. Расположив к себе людей, ссыльный император стал активно продвигать различные нововведения.
Известно, что Наполеон даже внешне очень сильно отличался от своих генералов: в то время, когда они все яркие, в дорого расшитых мундирах, император же ходил в серой шинели. И, между тем, очень много общался со своими солдатами, был открыт к коммуникациям, и поэтому с ним было легко разговаривать.
Уже с юности Наполеон задумывался над тем, какой след он оставит в истории, и поэтому то, что нам кажется импровизацией, на самом деле — это хорошо продуманные шаги. Вспомним хотя бы одну из историй, которая произошла в Тильзите. Во время совместного смотра войск он попросил показать самого храброго российского гвардейца и, сняв с себя орден Почетного легиона, прицепил его на грудь русского солдата. Императору Александру I на это ответить было нечем… Кстати, учреждение внесословного ордена — гениальная придумка Бонапарта. Эта награда подразумевала равенство людей, независимо от происхождения, и являлась символом сплочения нации.
— Вы уже организовали больше десяти выставочных проектов, а этот стал по-настоящему особенным: впервые коллекция была представлена в таком масштабе — 250 экспонатов. А всего их в вашем собрании больше тысячи. Как происходил отбор экспонатов?
— В самом начале я хотел назвать выставку «Наполеон. Русский рок», чтобы показать, какую роль, сыграла Россия в его судьбе. Потом решили, что ключевым моментом во всей этой истории должна стать тема упущенных возможностей – Тильзитский мир. Военно-политический союз двух сильнейших держав, династический брак Наполеона с великой княжной — сестрой российского императора — всё это изменило бы историю коренным образом. Бонапарт понимал, что в стратегическом плане важнее Россия, а не Австрия, которую он и так уже захватил. Его империи был необходим наследник, у которого была бы «голубая кровь» влиятельного императорского дома. Однако в сватовстве Наполеону дважды отказали. Так родилось новое название выставки: «Наполеон. Отвергнутый жених». Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но через века мы можем себе представить, как тогда изменился бы мир, если французско-российский брак состоялся. Выстраивая экспозицию, мы хотели показать масштаб личности человека, от которого тогда отказалась Российская империя. Мы вместе с куратором расширили выставочный проект и поставили цель рассказать больше о жизни французского императора, и как реализовалась затея породниться с императорским домом Романовых уже после смерти Наполеона. Так мы и пришли к конечному варианту названия выставки — «Наполеон. Жизнь и судьба». Отбор экспонатов во многом зависел от темы выставочного проекта и той истории, которой мы хотели поделиться с посетителями нашей выставки.
— Куратором вашего выставочного проекта стал Сергей Подстаницкий — очень авторитетный искусствовед, семья которого обладает замечательным собранием произведений изобразительного искусства. Как вам с ним работалось?
— Я давно искал возможности подружиться с Сергеем и его супругой Татьяной. Видел их выставки, прекрасные каталоги, альбомы. Потрясающее собрание, из которого многое могло бы впечатляюще показать семью Романовых в рамках моей выставки. Сергей обладает энциклопедическими знаниями и при этом является очень творческим человеком. Я ведь сам из другой сферы – кандидат политических наук – и дилетант в искусстве. Нужен был сильный куратор.
Я пришел в царицынский музей на открытие новой выставки Подстаницких и нашел возможность переговорить с Сергеем. Увидел искру в его глазах: он сразу согласился. Поначалу не просто было с ним работать. Я стал предлагать много вариантов, что можно было бы выставить, но он меня сильно отрезвил. Мы довольно высоко подняли планку, взяв только XIX век. И, конечно, экспозицию возвысили произведения искусства из коллекции Сергея и Татьяны Подстаницких.
— Музей-усадьба Муравьёвых-Апостолов — старинный особняк постройки конца XVIII века. Выставка хорошо в нее вписалась…
— Сергей Подстаницкий предложил провести выставочный проект здесь. Именно в стенах этого дома мы могли говорить о том времени, когда Наполеон был в Москве. У этой усадьбы очень интересная планировка: парадный зал и анфилада комнат, каждая из которых меньше предыдущей. Если в первом зале можно было поместить несколько сотен человек, то в последнем — максимум десятерых. Мы решили обыграть эту особенность усадьбы, поэтому в большом зале разместили 39 эскизов костюмов Александра Бенуа. В следующем — экспонаты, рассказывающие о Бонапарте с самого детства и до вступления его на трон. В следующем зале акцент был сделан на истории Тильзитского мира и неудавшегося сватовства Наполеона к сестрам Александра I.
Конечно, в контексте событий, которые происходили в то время — и на полях войн, и в мирной жизни. Дальше мы представили экспонаты, отражавшие заключительный этап жизни императора французов на острове Святой Елены, а также судьбу его сына Наполеона II. Интересен факт, что уже в следующем поколении получилось осуществить идею Бонапарта породниться с семьей Романовых, и этой теме мы посвятили заключающий экспозицию зал. Кроме этого, мы заняли и коридор, расставив там мелкие, но очень ценные для меня экспонаты: фарфоровые тарелки, оружие, статуэтки, чернильницу, слепок руки Наполеона и так далее.
Думаю, ни одна галерея не смогла бы так емко передать идею проекта.
— Чем вам лично запомнилась эта выставка?
— Успех определяется интересом публики. Очень разные люди были среди посетителей. Я проводил авторские экскурсии, каждая из которых продолжалась не менее двух часов, а потом еще мне задавали множество вопросов. Многие просили посоветовать, что из книг можно прочитать о Наполеоне. Рад, что смог как-то простимулировать интерес к этой замечательной личности.
— Кстати, а чтобы вы советовали из книг?
— О Наполеоне писали Дюма, Стендаль, Гюго, Вальтер Скотт. Из серьезных исследований XIX века – Виллиан Слоон. Далее – Мережковский и Тарле. Из современных, по моему мнению, лучшее – двухтомник Андре Кастело и книги директора «Фонда Наполеона» Терри Ленца.
А еще я рекомендовал бы читать мемуары. Во-первых, «Мемориал Святой Елены» — записи разговоров с Наполеоном графа Лас Каза. Редко кому из великих людей удаётся объяснить свою жизнь, а Бонапарт смог это сделать на острове Святой Елены. По трагическим обстоятельствам так получилось, что у него было пять лет, чтобы осмыслить свою жизнь, посмотреть на неё со стороны и объяснить какие-то ситуации. Ну и конечно же, что-то пригладить. По-своему примечательны и свидетельства других людей, близких к императору, особенно в его последние годы.
— А что во время выставки вас больше всего порадовало или удивило?
— То, что наш выставочный проект вызвал большой интерес у французов. Это были люди, которые или живут сейчас в России, или приехали сюда по делам, даже целые делегации. А еще летом в Москве проходил фестиваль «Времена и эпохи», в котором принимали участие реконструкторы из Франции. Они пришли сюда в исторических костюмах и устроили настоящий праздник. Нашей выставкой заинтересовалась уважаемая международная организация «Фонд Наполеона». Они разместили статью на своём сайте, и это, безусловно, мне было очень приятно.
— В завершение нашего разговора, хотелось бы поинтересоваться вашими дальнейшими планами.
— Я не одержим манией обладания, мне бы хотелось, чтобы люди могли видеть предметы из моей коллекции, оценить их, обсудить, открыть для себя что-то новое. Когда мы составляли эту экспозицию, из огромного количества гравюр выбирали лучшие. И оказалось, большинство из них – одного автора. Это – французский художник Огюст Раффе. У него есть целый цикл работ, связанный с Наполеоном. Я бы хотел сделать отдельную выставку с его произведениями. Надо узнать, какие работы Раффе есть у других коллекционеров, и организовать общий вставочный проект.
Большую выставку со своей коллекцией я теперь буду делать, наверное, не скоро. Сейчас я занят подготовкой к изданию книги о нашем с супругой путешествии на остров Святой Елены. Рассказ о наших впечатлениях будет проиллюстрирован экспонатами из коллекции и фотографиями из этого путешествия.
В 2021 году будет 200 лет со дня кончины Наполеона. Может быть, мы отметим эту дату еще одним масштабным выставочным проектом.
Интервью подготовлено студентом Высшей школы экономики Сергеем ЦВЕТКОВЫМ