16 мая 2019 года в московском джазовом клубе ФОРТЕ состоится концерт певца, композитора, лидера и основателя группы «Старый Приятель» Александра Зарецкого, приуроченного к выходу его сольного альбома «Круглый Бильярдный Стол», релиз которого состоялся в марте этого года. Специально для «АртМосковии» Ирина Калиновская встретилась с Александром и задала ему пару вопросов о реализации его первой моно-работы, где музыкант выступил не только автором и исполнителем, но и аранжировщиком и саунд-продюсером.
– Александр, расскажите, что заставило вас обратиться к сольному творчеству? Почему вы решили сделать новый альбом в отрыве от вашей группы «Старый Приятель».
– У меня давно витала идея рассказать о себе, своих переживаниях, вспомнить то, чего со мной уже никогда не произойдет, поделиться страхами и надеждами. Всё это легко в основу идеи альбома, где жизнь человека от начала и до конца становится основной линией. С образом группы это плохо вяжется, появляется искусственное звено между тобой и тем, кто найдет время послушать альбом. Тут обезличенное. «Старый Приятель» могло бы быть хорошей защитой и ракушкой для меня, но я понимал, что сказать всё это обязан, ничем не прикрываясь. Помимо основной и главной идеи тут нет попытки играть в какую-то игру или подражать кому-либо из тех, кто всегда был и остается музыкальными кумирами. И если в группе полезно найти слияние энергетик и соединить таланты разных людей при записи песен, то во время работы над «Круглым Бильярдным Столом» (КБС) мне важнее всего было как раз оставаться в своей собственной ауре, что бы ничье мнение не мешало мне идти своим путем.
– Расскажите подробнее о замысле альбома. Что вы хотели донести до слушателей?
– Ну, начнем с того, что это жизнь одного человека, которого я описываю, сначала маленьким, как бы со стороны, затем постепенно взрослеющего и стареющего изнутри. Он рождается, это и радость, и патетика, и тревога. Идет борьба весны с зимой за рождение новой природы, нового цикла, а мама и малыш борются вместе за его выход на свет. Затем он взрослеет, постигает мир, ищет ответы на многие вопросы, решает для себя, что такое любовь, становится мудрее, осознавая свои ошибки. Он испытывает страх перед неизвестностью будущего ухода, смиряется с этим и в конце альбома, когда возвращаются мелодии самого раннего детства, он собирается в дальний путь и покидает этот мир, возможно найдя ответы на какие-то вопросы и оставив безответными другие. Так он совершает некий круг. А в самом конце предлагается эпилог о смысле жизни. Вся эта история получила название «Круглый Бильярдный Стол», так как для меня этот оксюморон обозначает кажущуюся бессмысленность, каковой может быть поиск смысла жизни, но при этом она одновременно является и табулой расой, готовой отразить то, чем ты сам являешься.
– Вы вдохновлялись музыкой советских композиторов, что именно было взять за основу при написании альбома? Звук, а может быть манера исполнения?
– Трудно сказать, что я непосредственно что-то слушал перед тем, как писать ту или иную песню. Возможно в альбоме и есть аллюзии на того же Геннадия Гладкова, Давида Тухманова, Максима Дунаевского, Оскара Фельцмана и многих других любимейших мною композиторов советского периода. Но это не цирк, не попытка, наклеив усы, играть диско в огромных цветных клешах, называя это модным словом винтаж. Это совсем другое, я скорее хотел использовать в музыке не сиюминутные знаки, а что-то более основательное, вне временное. Отсюда духовые, струнные, живое фортепиано. Гитарная часть, конечно, из 60-х, времени бесконечных открытий в рок-музыке. Мне хотелось, чтобы альбом звучал абсолютно не так, как сегодня звучит вся популярная музыка. И если это все вместе имеет отголоски притчи, то и язык должен быть таким, чтобы проходящий мимо и слушающий между делом одним ухом, ничего не понял. И только тому, кто готов потратить свое время и вникнуть, найдет там что-то для себя интересное.
– Вы впервые выступили не только как автор, но и как аранжировщик и саунд-продюсер. Трудно ли было совместить все виды деятельности во время работы над альбомом?
– Мы был сопродюсерами вместе с Василием Крачковским. Подбирая звуки и инструменты, сочиняя партии, так или иначе ты задаешь звучание, но когда Василий микшировал эти песни, то вносил много своих мыслей. Касательно аранжировок, для меня это был вполне естественный и очевидный процесс. Я этим и в «Старом приятеле» много занимался. Иногда, в момент сочинения песни ты в голове уже слышишь практически её финальное звучание. Остается это просто перенести в сессию звукозаписи. Но есть одна песня, в которой я специально предложил сделать совершенно не традиционную для самого альбома аранжировку профессиональному джазовому саксофонисту Денису Прушинскому. Мне был необходим такой очень традиционный джазовый номер, что бы нарисовать сокрушения пожилых людей о том, что их в доме престарелых не навещают их детки. Это самоироничная песня, и гитары тут не подходили совершенно. Более того, в тексте часто звучит слово Битлз, и вот надо было сделать так, чтобы это по звуку был абсолютно не битлз, никаким боком. Мне кажется получилось.
– Концепция альбома интересно завязана со знаками зодиака и психологией личности. Это задумка родилась сразу или возникла в процессе написания музыки?
– Со знаками концепция не завязана, точнее этого не было в планах, иначе песня Льва звучала совсем по-другому, тем более Девы). Но когда альбом был готов, кол-во песен, как бы подчеркнуло идею о круговороте. Их ровно двенадцать, как и месяцев в году. И это абсолютно точно тоже сработало на концепцию — это же природный цикл. Насчет психологии личности, тут всё верно. Каждый номер я пытался музыкально сделать подобным тому, каковой я вижу личность в тот или иной период жизни. Что ей присуще, чем детерминирована и так далее. Например, Надежда (Осень) это принятие факта конечности жизни, в ней есть женский вокал, это голос матери, которая снова будто бы приходит к прожившему жизнь, умиротворяет, поет колыбельную. Или колючая гитарная Познание (Противоположности), это когда человек сталкивается с жестокими и непонятными законами вселенной о равном присутствии в ней и того, что мы называем добром, и того, что называем злом. Все это изначально я планировал сделать и работал именно на эту идею, другой вопрос — мне все время что-то помогало. Я ничего не высасывал из пальца, не латал дыры, все происходило очень плавно и поступательно. Моя задача была только не лениться.
– С кем работали при записи альбома?
– Ко мне на подмогу все время так или иначе приходил наш музыкант Антон Басов. У Антона отличный вокал и хорошая гитарная техника. Я попросил Антона помочь с парой арпеджио, с беками во многих песнях и достаточно ощутим вклад Антона в песню Любовь (Тайны городов). В ней Антон сыграл всю басовую партию и спел основную мелодию припева со мной вместе. Да и просто на многих этапах Антон поддерживал эту идею, за что я ему очень благодарен. Хочу вспомнить добрым словом барабанщиков, кто исполнял партии ударных: это Влад Ицкович, очень творческий и тонкий музыкант. Он играет в 1, 9 и 11 вещах. Стас Опойченков приехал на сессию из другого города, и мы провели отличный день в студии записав пару песен (5, 7), игру Стаса можно снимать на видео и любоваться его отдачей и драйвом. Артем Самойлов сыграл на барабанах все остальные песни. Артем часто играл с Старым Приятелем и, когда у него была возможность, он снял остальные песни и мы за два дня записали с ним все треки ударных на Мосфильме. Большой вклад в альбом внес джазовый саксофонист Денис Прушинский. Денис скорректировал и записал на ноты все мои демо треки духовых, пригласил коллег из оркестра Олега Лундстрема: труба — Ростислав Кочетов, тромбон — Михаил Жижин и Рашид Кулеев. И эти ребята обеспечили медь на пластинке. Струнные: Дарья Валентинова — виолончель, Артем Валентинов — альт и Кирилл Расколенко — скрипка. Выдающаяся певица Анжелика Маркова сопровождала меня вокально, как минимум в трети песен пластинки, а в композиции Надежда (Осень) к ней присоединилась еще одна девушка с шикарным тембром голоса Оля Половинкина. В одной из песен, которую аранжировал в джазовый стандарт Денис Прушинский, участвовали помимо выше названых духовиков еще отличные джазмены: Павел Корчагин — контрабас, Александр Горох — гитара и Максим Ляпин — фортепиано. В паре песен сыграл на аккордеоне Миша Смирнов, сын уникального гитариста Ивана Смирнова. Партии перекуси исполнил Александр Черепанов. В бек вокалах одной из песен помог Влад Гусев. Весь студийный трекинг акустических инструментов осуществлял Василий Крачковский на студиях Мосфильма и Игоря Матвиенко, а большинство вокальных партий были записаны в сути моего друга, крутейшего певца, пианиста и аранжировщика Евгения Драйзера на студии «Диез». Остальное я сам записывал в домашней студии.
– Планируете выпуск пластинки и презентацию альбома?
– Мы познакомились с Александром Коротичем, художником, дизайнером и просто очень творческим, близким по духу человеком. Александр имеет огромный опыт по созданию дизайна виниловых и СД альбомов. Саша прослушал альбом и тут же родилась идея — этой музыке необходим живой носитель и концептуальное оформление оного. И Саша предложил не ограничиваться альбомами на цифровых площадках, а сделать все так, как делали наши отцы. То есть выпустить полноценный винил и СД.
И сейчас мы организуем сбор средств на эту амбициозную идею. Мы все начинали слушать музыку на виниле, и это ни с чем несравнимое удовольствие. Не забывайте, после 15-20 минут музыки его надо переворачивать….
Презентации, в том виде, как мы это привыкли представлять, не будет. Нам нужна идея, как это можно провести.
– Александр Зарецкий и группа «Старый Приятель» теперь существуют параллельно, или же вы полностью займетесь сольной деятельностью?
– Я имею планы для «Старого приятеля» и руки чешутся их воплотить. Но самой идеи мало, нужны трудяги, что бы идея реализовалась и стала осязаемой. И я осознаю, что понятие «Старый Приятель» уже имеет свою историю, это глупо отвергать. Поэтому я не вижу смысла бросать это все на произвол судьбы, а вместе с этим и наших поклонников. Несмотря на то, что у меня готовится новый соло сингл, скоро придет время сделать шаг вместе с группой «Старый приятель».