Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюАлексей КАСПРЖАК: «Почему креативные индустрии - это наше будущее?»

Алексей КАСПРЖАК: «Почему креативные индустрии — это наше будущее?»

Креативные индустрии набирают обороты! По данным UNCTADSTAT Creative Economy (2016), доля креативных индустрий в ВВП России составляет менее 1%, тогда как в среднем по миру эта цифра уже достигла 6,6%, а в развитых странах — 8–12%. Центр стратегических разработок спрогнозировал рост доли креативных индустрий в ВВП России до уровня 8,5% в ближайшие пять лет. Не проходит и дня, чтобы мы не столкнулись с результатами творческого производства, и понятие это с каждым годом становится все шире. Кино, дизайн, мода, музыка архитектура, реклама – все это относится к креативному сектору экономики. Почему именно за ним будущее? Разобраться в вопросе нам поможет Алексей Каспржак – ректор мастерской управления «Сенеж».

– Алексей Анатольевич, Мастерская управления «Сенеж» уделяет особое внимание креативным индустриям. С чем это связано?

– Во-первых, креативность — это единственное конкурентное преимущество человека в современном мире. Критичность мышления, умение сомневаться и принимать решения, рисовать образы этих решений — это собственно то, что отличает человека от машины; то, что делает его конкурентоспособным в реалиях нашего времени. Если мы хотим растить креативных лидеров, мы должны научить их быть лучшими в том, в чем человек всегда будет незаменим, а все, что укладывается в алгоритмизированные функции и действия, человек рано или поздно делегирует машине.

– Не так давно стартовал очный модуль программы «Культурные инициативы/лидерство в креативных индустриях». Столкнулись с ли вы с чем-то необычным в процессе приема заявок?

– Я бы сказал, что удивило и внушило уверенность то, что у большого количества молодых людей есть идея, они хотят и могут изменить мир вокруг себя к лучшему совершенно разными способами. Вот, например, мы ходим по улицам и думаем, что вокруг нас безликие люди, которые движутся в непонятном направлении и выполняют какие-то определенные функции. А вот есть ребята, которые ходят по-другому, то есть они движутся зачастую поперек улиц и поперек традиционного представления о линейном устройстве жизни. Их много, и они такие одухотворенные и уверенные в том, что у них обязательно получится следующий шаг. Это очень вдохновляет.

– Но в итоге мы же все равно их оценить пытаемся?

– А вот это самый сложный момент. Дело заключается в том, что мы их оценить пытаемся не с точки зрения амбициозности, наглости, нахрапистости их идеи, а скорее с точки зрения реалистичности, реализации и жизнеспособности их проектов.

– Можем ли мы говорить о распределении культурных индустрии по территории России в контексте образования культурных центров или арт-кластеров? Насколько это правильный механизм вообще?

– Все очень быстро меняется. Вот вчера, например, на другой нашей программе, связанной с молодежной политикой была озвучена тема Красноярского края, который до недавнего времени, не заявлял о себе как о регионе с концентрацией креативных идей. А сейчас там в каждом муниципальном образовании есть созданное либо местной администрацией, либо бизнесом, место для молодежной креативной тусовки. Это уже полдела.

– Если мы говорим в контексте человеческих качеств, можно ли креативному лидерству научиться, или это не является приобретенным навыком?

– Мне кажется, что лидерство надо уметь проявлять. Но человек — это организм, в котором есть все «составные части», и в котором просто при разных условиях они проявляются. В этом смысле, помещая биологическую субстанцию по названием «человек» в разные обстоятельства, в нем проявится то, что востребовано в этой конкретной среде. Если задать вектор востребованности, креативности, то он проявится совершенно по-разному. У кого-то в том, чтобы делать что-то руками, например, рисовать, кто-то хорош в ораторстве или миссионерстве. Однако креативного человека, и лидера, в том числе, отличает возможность поверить в несуществующую, «искусственную конструкцию». Другое дело, что эта «искусственная конструкция» может ожить в определенный момент, если в нее не то, что сильно поверить, а, если к ней сильно стремиться. Это как космос. Я уверен, что хомо сапиенс, собравшиеся на просторах нашей Земли, глядя в небо, мечтали о звездах в том или ином виде. Но в конечном счете же «домечтались», полетели, но для этого нужно было в это поверить и понять, что это достижимо.

– Кто он – творец новой культуры 21 века? Какие его сильные и слабые стороны? Соотносится ли Ваша картинка креативного лидера с современными молодежными тенденциями?

– Мы все заложники своих образов, и нам всегда кажется, что мы все знаем. Я очень надеюсь, что сумма наших программ, итоги и выводы, которые мы делаем поможет сформировать этот портрет. Пока сказать сложно.

– Прошло 10 лет, как выглядит креативная индустрия в нашей стране?

– Мы переходим на рельсы использования цифровых решений, и они молниеносно распространяются на всю экономику. Насколько экономика станет цифровой? Больше и больше с каждым новым витком. То же самое и произойдет с определением креативности. Вообще экономика вся будет зиждиться на креативной индустрии, потому что там будет концентрация человеческого ресурса. Однозначно, трансформация будет происходить. Например, есть мнение, что даже промышленная экономика, которая раньше была тесно связана с ресурсами, так же перетечет в креативность.

– Похоже на переход человечества к более эмоциональному состоянию в глобальном смысле?

– Конечно. Тут возникает огромное количество соблазнов. Ключевой — это как продлить человеку жизнь, не нарушив баланс, в том числе и этический, и нравственный — ведь все будет подвергаться сомнению. Вот представьте картину, в которой человек бессмертен или какая-то группа людей живет бесконечно. Все, логика «поехала» совсем. Сегодня все стремительно меняется, но начинается все с идеи. Она может стать технологизированной. Например, можно вживить в мозг крысы механизм, который заставит её двигаться определенным образом, в результате получим робокрысу.

– Не страшно?

– Это будет вечная борьба. Мы в этом смысле подходим к большой границе, к новой революции. Ее нельзя назвать промышленной — это революция идей человечества. Мы не понимаем по какому пути пойдем. Один из вариантов, это когда в сегодняшней гуманистической картине мира каждый человек является ценностью. Но как только ты понимаешь, что каждый человек действует по одним и тем же законам, а именно под влиянием биохимических механизмов, которые запускают определенные действия, то получается, что можно начать ими управлять. Кто-то сделает это первым, и тогда для него ценность каждого перестает быть ценностью. Это меняет картину мира. Может быть выделится группа людей, которая, если раньше отличалась в доходах, владением чем-то, сейчас будет отличаться другим. Это будут сверхспособности, которые также биологически меняются. Это такая футурологическая конструкция. Почему ценность заключается в креативности? Потому что тот, кто эту рамку расшатает, выйдет за ее пределы, разрушит, тот и сделает следующий шаг. Мы за последнее столетие двукратно увеличили продолжительность жизни человека. Основные исследования проводятся в этом направлении: в изучении мозга, вживлении и замене органов. Раньше мы строили Вавилонскую башню, а теперь пытаемся построить механизм непрерывного продолжения жизни, реализующегося в разных его проявлениях: от избавления морщин в косметологии до реального продления жизни.

— То есть мир меняется и это не остановить?

– Нет, не остановить. Просто надо понять, что креатив — это выход за границы общепринятого в разных направлениях. Тот, кто сильно выйдет, тот и сформирует следующий шаг. Именно за ним будет будущее!

Для справки:

Алексей Анатольевич Каспржак – заместитель генерального директора, ректор Мастерской управления «Сенеж». Окончил Московский педагогический государственный университет, получив степень магистра образования, преподавателя естествознания и физики. В 2001 г. в качестве бакалавра прошел профессиональную переподготовку в РАНХиГС по специальности менеджмент в сфере образования. В этом же году получил диплом менеджера образования университета Роберта Гордона (Абердин, Шотландия). В 1996 году в качестве педагога дополнительного образования и учителя пришел в Московскую городскую педагогическую гимназию №1505. Впоследствии участвовал в работе Национального фонда подготовки кадров в качестве координатора и консультанта проекта «Реформа системы образования». В 2005 г. возглавил подразделение Минобрнауки России по анализу и прогнозу развития структуры, содержания и технологий образования. затем перешел в администрацию Тверской области, где руководил департаментом образования, департаментом финансов и занимал должность заместителя губернатора. В 2011-2012 гг. являлся проректором Высшей школы экономики, после чего работал исполнительным директором Ассоциации менеджеров. В 2014 г. назначен директором МДЦ «Артек». В 2019 г. стал заместителем генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» и руководителем мастерской управления. Мастерская управления позволит готовить целеустремлённых управленцев, умеющих принимать решение и действовать в интересах общества.

Образовательная программа «Культурная инициатива / лидерство в креативных индустриях», направленная на поддержку и развитие активного творческого сообщества по всей территории России, стартовала в августе 2019. На участие в программе было подано 1770 заявок из 63 регионов Российской Федерации, из них 40 лучших проектных команд прошли отбор для участия в финальном образовательном этапе. 11 декабря 2019 состоится финальная защита проектов участников перед потенциальными инвесторами в формате питчинга, по итогам которого экспертной комиссии предстоит выбрать 15 лучших проектов в 5 номинациях: «Место силы», «Культурный туризм», «Событийное развитие территории», «Развитие местного сообщества через творческое образование и искусство», «Digital-проект в культуре». Победители получат сертификаты о прохождении образовательного курса в Universal University и возможность грантовой поддержки со стороны инвесторов.

Программа «Культурная инициатива/лидерство в креативных индустриях» — совместный проект Мастерской управления «Сенеж» и Universal University, созданный по инициативе Роспатриотцентра.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru