РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойСтихи и прозаАнастасия Данилочкина. Сестра милосердия» как культурное явление и её социальное значение

Анастасия Данилочкина. Сестра милосердия» как культурное явление и её социальное значение

Разбор термина на примере нового документального фильма «Хирургия высокого риска» (2020). Эссе.

В этом эссе мы постараемся поразмышлять о роли медицинской сестры как о социо-культурном явление, столь важном в наши дни, но, как, мало заметном внешнему взгляду. После выхода фильма в общественное пространство, внимание и значение этой женской роли в сложном процессе увеличилось в разы. Расскажем об этом подробнее, используя также и некоторые культурно-исторические данные и справки.

Светлана Патрикеева, старшая медицинская сестра Отделения Абдоминальной хирургии (на фото слева) и режиссер фильма «Хирургия высокого риска» Анастасия Данилочкина

Исходным материалом исследования послужил созданный документальный фильм под названием «Хирургия высокого риска» (автор сценария и режиссер Анастасия Николаевна Данилочкина). Этот фильм был снят о реальной жизни Абдоминального отделения Национального медицинского исследовательского центра хирургии им А.В. Вишневского, который помогает выстраить в единство то, что иногда противопоставляют в медицине: позицию врача и пациента, рутину дежурств и высоту миссии врачевателя, знание и чутье как основания диагноза, стресс вмешательства в жизнь на грани возможного и спокойную уверенность в результате, недоверие системе здравоохранения и веру в чудо.

Именно в этом контексте связующим и гарманизирующим звеном служит медицинская сестра. Не вызывает сомнения, что специфика операций определяется существенной ролью мануальных навыков хирурга.

Вообще, хирургическое отделение – это, своего рода, «спасительный остров» для больного и «родной дом» хирурга, внешний вид отделения, ординаторская, зависят опять от роли медсестры. Именно от её качества работы складывается облик того или иного отделения. В указанном фильме как раз присутствует Интервью старшей сестры Абдоминального отделения, а также и работа операционной сестры.

Но, вернемся к истории термина «сестра». Как известно, саи термин «медицинская сестра», произошедшая в конце XIX в. Установлено, что этим словом первоначально употреблялось в монашеском обиходе для именования каждой монахини. Это началось в России когда была в середине XIX веке была учреждена Свято-Троицкая община сестер милосердия. История профессионального сестринского движения насчитывает почти два века. Во время Крымской войны служба медицинских сестер была организована англичанкой Флоренс Найтингейл. В день её рождения – 12 мая, отмечается Международный день медицинской сестры.

Первое зафиксированное изменение в сочетаемости слова «сестра милосердия» в значении «медицинская сестра» отмечено в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В дальнейшем, термин «сестра» употреблялся в текстах самих врачей и самих сестер милосердия в составе различных словосочетаний для обозначения лица, добровольно посвятившего себя уходу за тяжело больными или ранеными. Затем звание «сестра милосердия» было приравнено к званию «медицинская сестра».

В настоящее время термин «сестра милосердия» наиболее часто используется для обозначения лиц, добровольно взявших на себя уход за больными и ранеными в рамках так называемого «сестричества», осуществляемого Русской православной церковью.

Итак, в словосочетании «медицинская сестра» заложено так много добра, теплоты и участия. Великий русский хирург Н.И. Пирогов сказал — «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам». А его учитель, терапевт М.Я. Мудров неоднократно говорил, что умный врач, то есть чувствующий малость своих познаний и опыта, «никогда замечаний сиделок не презрит, но паче воспользуется ими».

Деятельность медицинских сестер широка и многогранна. Сложно перечислить все задачи, выполняемые операционными сестрами. В постоянной «боевой» готовности находятся сестры анестезиологического и реанимационного отделений. Блестяще знают сложную медицинскую аппаратуру медицинские сёстры лаборатории, аптеки и физиотерапевтических отделений. Поддерживают пациентов, замечают изменения в течении болезни и помогают лечащим врачам палатные медсестры. Обеспечивает правильное заполнение документации средний медицинский персонал приемного и вспомогательного отделений.

Медицина, как известно, это командная работа. Важен каждый ее участник, а на операции ее качество и исход задает медицинская сестра, её руки.

Итак, одна из героиню фильма — Светлана Патрикеева — старшая медицинская сестра Отделения Абдоминальной хирургии. Если бы не ее вклад, то особенный механизм работы хирургов не был бы обеспечен. Сегодня там выполняются самые сложные операции безнадежно больных пациентов. Но под девизом «Если не мы, то кто? », команда врачей успешно внедрять этот «завет» каждый день. Этот принцип был заложен в своё время хирургом, доктором медицинских наук, профессором, академиком АМС СССР В.Д. Федоровым (1933 -2010) во время его должности директора Института хирургии им. А. В. Вишневского РАМН (1988-2010). А также операционная сестра — Ольга Казакова, без которой не обходится ни одна операция.

Отметим их отдельно. Патрикеева Светлана Евгеньевна — это старшая медицинская сестра отделения абдоминальной хирургии. Патрикеева Светлана Евгеньевна окончила в 1986 году Медицинское училище Академии Медицинских наук СССР. Со второго курса училища проходила производственную практику в Институте хирургии имени А. В. Вишневского, в отделении абдоминальной хирургии. По окончании училища, в 1986 году пришла работать в отделении абдоминальной хирургии №1. С 1986 г. по 1996 г. работала постовой медсестрой в этом отделении. С 1996 г. по 1999 г. работала в городской поликлинике № 127 г. Москвы участковой медсестрой. С 1999 г. по 2004 г. работала в отделении абдоминальной хирургии института хирургии им. А.В. Вишневского постовой медсестрой, с 2004 г. по 2007г. работала перевязочной медсестрой в том же отделении. С 2007 г. по настоящее время является старшей медсестрой отделения абдоминальной хирургии. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Сестринское дело».

Патрикеевой С.Е. неоднократно объявлялись благодарности за добросовестный труд, в 2006 г. награждена медалью международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» — «За милосердие»; в 2007 г. почетной грамотой министерства здравоохранения и социального развития РФ « За заслуги в области здравоохранения и многолетний труд».

Есть и ещё одна очень важная, хотя и малозаметная позиция — это операционная сестра.

По общим данным, операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.

Но это далеко не всё. Именно с её участия складывается сам порядок операции, определяется её слаженность и четкость в действиях, не говоря уже об гармоничной атмосфере. С 2004 года в ИХВ трудится в роли операционной сестры и Ольга Вячеславовна Казакова. Её работу можно видеть в каждом сюжете фильма, посвященном оперативному действию.

Ольга Казакова, операционная медицинская сестра

Во всех сюжетных линиях фильма показана и рассказала роль медицинской сестры наиболее полно. Центром фильма неслучайно становится то самое понятие «добро». В нем присутствует пример, который мог бы помочь многим людям и обществу в целом обрести смысловую нишу, без нее, пожалуй, невозможно единство общества. Представляется, что фильм особенно важен для молодых людей, определяющихся в жизненном пути, поскольку дает ориентиры на только на конкретные знания и овладение профильными технологиями, но и задает маяки значимых личных качеств для высокого профессионала в медицине – трудолюбие, честность, внутренний стержень, желание помогать. Эти качества наиболее полно применимы к медицинской сестре. Это рассказ об этой профессии на основании реальной жизненной истории. Наверное, невозможен иной вариант рассказа о профессии. Только через людей, через судьбы и ситуации.

И еще важный аспект. Именно медсестры говорят о принятии решений, но фактически они подразумевали личный выбор. Потому что их работа, что и показал фильм, является не применением алгоритмизированных правил, не сводится к владению технологиями, а представляет собой выбор в условиях высокой неопределенности и риска, когда неверное движение, случайное слово в разговоре с пациентом, ослабление напряжения в постоянно меняющихся условиях оборачиваются тяжелыми последствиями. Диагностические возможности медицины, представленные в фильме, казалось бы, позволяют врачу идти в операцию с ясным видением полной картины заболевания, однако неустранимая индивидуальность человека всегда сохраняет принципиальную неполноту, в которой возрастает значимость личной позиции специалиста.

Повествование в фильме подкупает честностью и деликатностью. Крупные планы лиц и рук врачей, простые слова врачей и медсестер – о рутине и стрессах, об общении с учителями, о факторах выбора профессионального пути и места работы — создают эффекты присутствия, неотчужденной включенности зрителя в диалог. Фильм передает талант режиссера в создании такой атмосферы на съемках, которая позволяет врачам обращаться к зрителю без напряжения, предельно честно.

Любая профессия, заточенная на человека, тем более профессия врача, как кстати и педагога, требует дистанцированного – по факту результата — осмысления ее как миссии. И с этим осмыслением приходит необычайное удовлетворение.
У врача оно связано с успехом в спасении жизней, что невозможно без участия медицинской сестры.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru