Анастасия Данилочкина — режиссер, которая создала свой первый фильм, сразу тронув сердца искренностью. Не имея профильного образования, Анастасия – философ и художник, – создала свой авторский фильм. Работа на телевидении научным консультантом и ведущей помогла решиться на этот шаг. Желание рассказать о врачах, о чуде, о спасении и о любви стало решающим… Об этом и многом другом в интервью с Анастасией!
– Анастасия, вы стали режиссером успешной кинокартины о врачах хирургах, притом, что у вас нет профильного образования. Как так сложилось?
– Да, это правда. И этому способствовало несколько факторов. Я действительно создала свой первый самостоятельный документальный фильм, причем став сценаристом, режиссером и продюсером данного проекта. У фильма был успех начиная с премьерного показа в Доме Кино и, сразу завоевал сердца зрителей своей чистотой и искренностью.
По образованию я философ (к.ф.н – кандидат философских наук — прим. ред.) и художник. Поэтому это прекрасные составляющие для чутья, ментальности и понимания образности — картинки. А кино — это идеальный интеллектуальный образ.
Не имея профильного образования, я создала свой авторский фильм. Работа на телевидении научным консультантом и ведущей, помогла решиться на этот шаг. Но ни это стало решающим. Главное — рассказать о врачах, о чуде, о спасении и о любви. Без этого нет успеха, нет веры и, нет победы. Документальный рассказ, я уверена, поможет и тем, кто еще борется или ищет.
А также чудо спасения моего отца как сюжет и желание рассказать об этой истории, которое творят руки простых врачей. И, конечно, те, кто был рядом и помог осуществить замысел.
– Вы рассказываете о чуде спасения или о трудностях профессии врача?
– Без чуда не было бы спасения. И главное чудо в том, что оно творится конкретными руками. Мне захотелось рассказать о личных историях врачей, поэтому моё кино насквозь пропитано эмоциями, искренними воспоминаниями и рассказами. Этот диалог был возможен на основании открытости самих врачей мне. О трудностях, да. И как с этими трудностями они справляются, работая в команде.
– Название фильма «Хирургия высокого риска». Как оно возникло?
– Это очень хороший вопрос т я рада ответить на него, поскольку оно придумано главным нашим героем — профессором А.Г. Кригером. Моей задачей было этот принцип выразить, а потому и уровень ответственности был велик, — мне следовало оправдать доверие. И а соавторстве мы смогли построить линию сюжета. Все складывалось само собой — естественно и органично. И, несмотря на пандемию и прочие ограничения, мы смогли не просто снять, смонтировать, но и публично показать наш фильм.
– Какие главное вопросы вы сами для себя ставили? Получили ли вы на них ответы?
– Да, это был поиск и личное проникновение в медицинскую среду. Это было испытанием, поскольку съемки шли не только в кабинетах, но и в операционной в процессе проведения сложнейших операций. Я стала очевидцем этого чуда, труда и исцеления. Фильм посвящен врачам хирургом абдоминального отделения, которые спасли жизнь моему отцу, — Николаю Сергеевичу Данилочкину.
Я пыталась найти ответ на вопрос: «Кто они — хирурги?» Особая каста врачей или обычные работники здравоохранения? Почему врач избирает стезю хирурга? А также «Что такое хирургия?».
Показать и доказать, что это непросто романтическая работа, заканчивающаяся выздоровлением пациента или тяжкий труд, требующий полной самоотдачи и отказа от многих привилегий жизни. И другой важный философский вопрос: «На что же способны руки человека?», «Какова их сила и возможности, которые были вложены Творцом?». И, да, получила ответы и восхитилась всем этим вживую.
– Если кратко, то о чем ваш фильм?
– В фильме я рассказала о даре таланта рук хирурга.
Я попыталась ответить на вопрос что предшествует становлению хирурга высокого уровня. Какими качествами он должен обладать, чтобы появилась уверенность в себе и гарантия выздоровления для пациента. Я поняла, что хирург — это не просто ремесленник, одаренный Богом специфическими навыками рукоделия, но и талант, закрепленными упорным трудом и поддерживаемые обширными знаниями. В фильме мне хотелось рассказать об абдоминальном отделении Центра хирургии им. А.В. Вишневского, о его основателях, и о его лучших врачах сегодня, соединив его историю и настоящее.
Слово «живот» символизирует жизнь. Исходное значение этого общеславянского слова индоевропейской природы — «жизнь» (устойчивое сочетание «не щадя живота своего» использует слово живот в этом первичном его значении). Образовано оно от основы «givo», — что и жить, живой. Поэтому этимологически — «живот есть жизнь». Так, абдоминальная хирургия – область медицинских знаний, целью которой является хирургическое лечение заболеваний и травм органов брюшной полости и стенки живота.
– Какой главный вывод вы сделали?
– Всегда были и есть болезни, боль и смерть. Но есть и те, кто могут всё исправить, изменить, повернуть реки вспять… В этом суть работы врачей хирургов. Их деятельность, к сожалению, сопряжена с риском возникновения осложнений как во время операции, так и после нее. Поэтому мне, как философу и художнику, было интересно погрузиться в эту неведанную и полную тайн стихию. Стихию, где правят человеческий ум, руки, творчество и необычайный талант. Хирург — это такой же художник и творец.
– В сюжете не только медицина и личные истории врачей?
– С точки зрения культуры мне было важно рассказать и об истории Центра хирургии им. А.В. Вишневского, которая красива и очень необычна. Она началась еще в XIX веке и с тех пор и, несмотря на все перипетии судьбы, этот маленький уголок столицы не потерял своей самобытности и сохранил предназначение, определенное ему нашими предками — помогать попавшим в беду людям, быть источником добра, милосердия, бескорыстия и передовой медицинской мысли.
С тех пор и, несмотря на все перипетии судьбы, этот маленький уголок столицы не потерял своей самобытности и сохранил предназначение, определенное ему нашими предками — помогать попавшим в беду людям, быть источником добра, милосердия, бескорыстия и передовой медицинской мысли.
– Когда вы проводили интервью, вы кого-то выделили для себя лично?
– Да, я отмечаю врачей — великих людей и хирургов современности — А.Г. Кригера и его учеников — С. Берелавичуса, Д. Горина, Е. Ахтанина. Мой режиссерский дебют только и стал возможен в диалоге с ними, на основе хорошего отношения и нашего взаимопонимания.
– По вашему, медицина это искусство?
– Да, медицина — это Искусство и, как говорили древние, это самая благородная наука из всех и благороднейшее искусство из всех. Об этом и мой фильм.
Соб.кор.
Фото – Георгий УГАРОВ,
Постер — дизайн Алисы АНТОНОВОЙ