РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюАнастасия СМИРНОВА: «Хочется, чтобы искусство балета всегда оставалось актуальным»

Анастасия СМИРНОВА: «Хочется, чтобы искусство балета всегда оставалось актуальным»

Анастасия Смирнова — солистка балета Михайловского театра (2020-2021 годы — прим. ред.). Лауреат международных конкурсов. В 2020 году окончила Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой c отличием, выпускница легендарной Людмилы Ковалевой. Корреспонденту АртМосковии Анастасия рассказала, почему выбрала именно этот театр, о своем педагоге, о важности саморазвития и дальнейших планах.

Фотограф Лейсана

– Как вы попали в труппу Михайловского театра? Просматривались ли в другие театры, в частности, в Большой и Мариинский? Хотели бы вы работать в зарубежном театре, или рассматривали только российские театры для себя как основные после окончания учебы? Почему выбрали в итоге Михайловский в Санкт-Петербурге?

В Михайловский театр меня пригласили работать за месяц до начала пандемии – в феврале. После того, как у меня прошли «Щелкунчики», и я станцевала Фею Кукол в Мариинском театре (новогодние спектакли учащихся Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – прим.). Предложили исполнять сольный репертуар и в качестве педагога-репетитора Людмилу Валентиновну Ковалеву, которая может со мной работать в течение сезона. Мне понравились такие условия, я начала думать.

В конце марта 2020 года началась пандемия, и возможности просмотреться в театры не было до того момента, как они все снова начали работать. Поэтому я подумала, что такие условия, как мне предложили в Михайловском театре, в других театрах, возможно, и не предложат. И я согласилась в апреле на предложение, уже понимая, что буду работать именно в этом театре.

Балет «Щелкунчик», партнер – Леонид Сарафанов

Меня так же приглашали и в Мариинский театр на просмотр после окончания карантина, была возможность просмотреться в Большой театр… Но, учитывая, что пять месяцев мы не занимались в Академии, а поддерживали физическую форму дома, у меня был страх, что я могу показаться не достаточно хорошо. Что руководитель может не увидеть мои возможности. Поэтому я решила пойти в Михайловский театр.

— Вы рассматривали отъезд за границу? Или исключительно российские театры?

Заграницу именно в данный момент нет. Во время обучения было желание уехать работать в европейские театры, но к выпускному классу таких мыслей уже не было. Тем более, что в России в театрах очень разнообразный репертуар, много классических балетов, а также каждый год себя проявляют современные хореографы в своих постановках. Пока молодой, нужно танцевать как можно больше. А в будущем можно попробовать работать и в зарубежных труппах. Меня на данный момент все устраивает.

– Какая обстановка в Михайловском театре? Более старшие коллеги вас поддерживают, помогают, или с их стороны ощущается отношение как к конкурентке?

– В Михайловском театре очень позитивная и доброжелательная обстановка. Меня постоянно поддерживают. Здесь работает мой школьный учитель по дуэтному танцу — Михаил Сиваков. Он мне постоянно помогает на репетициях и ходит на мои спектакли. Но даже если женская половина коллектива и почувствовала конкуренцию, то она здоровая. Эта конкуренция поднимает профессиональный уровень труппы. Все это понимают, поэтому конфликтов нет.

– Что больше всего запомнилось за первый год работы в театре? Были яркие события?

– Столько всего было, даже сложно что-то выделить. У нас до того, как открылся театр, был концерт, посвященный Айседоре Дункан. Он проходил на сцене Эрмитажного театра, на нем не было зрителей, шла прямая трансляция. Это был очень интересный опыт, я танцевала в дуэте с артистом Михайловского театра Павлом Савиным. Мы с Людмилой Валентиновной Ковалевой буквально за неделю подготовили па-де-де «Диана и Актеон». Недавно в НОВАТе был гала-концерт, месяц назад. Для меня это новая сцена, я ездила с Большим классическим па–де-де на музыку Обера, танцевала с Леонидом Сарафановым. Также моим партнёром в некоторых спектаклях был Иван Васильев. До сих пор в шоке, что выступала на одной сцене с мировыми звездами балета.

Балет «Дон Кихот», партнер – Иван Зайцев. Фотограф Анна Пеплова

Сейчас буду участвовать в вечере-посвящении Людмиле Ковалевой от Дианы Вишневой (вечер прошел 8 июля в Мариинском театре – прим.ред.) Для меня это большое событие. Хожу в Мариинский театр на репетиции и уроки, вижу, как работают здешние артисты. Это все очень интересно. Присутствую на всех репетициях с Людмилой Валентиновной. Па-де-катр репетируют Диана Вишнева, Кристина Шапран и Анастасия Лукина. Cлушаю все замечания, наблюдаю за Дианой Вишневой, как она танцует. Пытаюсь что-то перенять. Это огромный опыт…

– Людмила Ковалева, – какая она? Какие качества у нее присутствуют, что ее отличает от других педагогов? Насколько она требовательная и жесткая к ученицам своего класса?

– Самое главное отличие Людмилы Валентиновны от других педагогов – это большая любовь к нашей профессии. Она живет балетом, и поэтому такой выдающийся результат ее работы с ученицами. Я заметила, что в классе она относится ко всем одинаково, у нее нет любимчиков. Она всем готова помочь.

С педагогом Людмилой Ковалевой. Фотограф Стас Левшин

Если ребенок желает научиться балету, реализовать свои возможности, то она всегда может дать совет, порепетировать, поддержать ученика. Она радуется успехам всех девочек из нашего класса, даже тех, кто уехал в другие города.

Как педагог она требовательная, даже не строгая, а именно требовательная. Она прорабатывает каждое движение, позиции ног, каждую мелочь. Даже положение головы. Поэтому образ у исполнителя получается более полным.

Я даже сравниваю, как мы работали с ней во время учебы в Академии, и как сейчас в театре. Если в академии она больше давала балетную базу, ее волновало, как мы владели нашим телом для работы в театрах, то есть она готовила нас к театральному репертуару технически и физически. Сейчас, когда я уже работаю в театре, мы занимаемся с Людмилой Валентиновной творчеством. Она прорабатывает со мной каждую роль, переживает за спектакли, несет ответственность. Сейчас ты можешь совместно с педагогом добавить в роль что-то свое, можешь отыграть по-другому. Она может дать тебе совет по спектаклю, проанализировать персонажа, помочь понять эмоциональное состояние героя. В школе, конечно же, дают общие вещи из-за учебной программы. Такой возможности вникнуть в роль как сейчас не было.

Фотограф Сергей Мисенко

Безусловно, Людмила Валентиновна потрясающий педагог. Она движется вместе со временем, не оставаясь в старой советской школе. Все время добавляет в свою методику что-то новое, постоянно смотрит на возможности класса. Если у кого-то прыжок маленький, то она пытается давать больше прыжков, чтобы дети «распрыгивались». Если есть проблемы с подходами или с правильностью постановки бедер, то она тоже дает определенные упражнения, чтобы дети могли быть профессиональными артистами балета на выпуске.

– Из вашего класса в Академии Вагановой все в итоге устроились в театры, или кто-то оставил карьеру балерины? Где учатся и работают сейчас ваши одноклассники? Вы следите за карьерой друг друга?

– На самом деле, есть выпускники, которые оставили балет из-за того, что не сложилось с просмотрами в театры. Кто-то не захотел уезжать, из большого города, поэтому поменял профессию. Но большинство выпускников трудоустроились по профессии, процентов 70 нашего курса. В Мариинский театр попали, в Театр балета имени Л. Якобсона, в театр имени Б. Эйфмана, некоторые уехали в театр в Cамаре.

– Пандемия 2020 года (в год, когда был ваш выпуск) сильно повлияла на все сферы. Как в Академии проходили выпускные экзамены? Как учащиеся поддерживали форму в карантин? В театре, как я понимаю, лишь после лета начались полноценные репетиции и классы… Были ли у Вас сложности в плане нагрузок после перерыва? Или наоборот, перерыв повлиял положительно?

– Пандемия на наш выпуск очень повлияла. У нас не было никаких экзаменов, никаких выпускных спектаклей, где бы нас могли увидеть руководители театров и, может быть, заинтересоваться как потенциальными артистами своих трупп.

В этом плане было обидно, что наш выпуск остался незамеченным. Меня до сих пор постоянно спрашивают: какого ты года выпуска? Никто о нашем выпуске в балетной среде не знает.

Сам выпускной у нас был очень скромный – просто вручили дипломы в школьном музее. Николай Максимович Цискаридзе сказал, что вы невезучий выпуск, проявил сочувствие к нам. Для него и для нас было неизвестно, как пандемия скажется на мире в целом.

– Торжественного выпускного так и не было? Николай Максимович обещал что-то сделать в Екатерининском дворце…

– Так ничего и не сделали. Сперва перенесли на осень, затем на зиму. Потом дали обещание провести выпускной через 10 лет. К 10-летию выпуска. Но это уже будут не те эмоции, которые появляются при завершении обучения в академии довольно праздничные. Именно с нашим выпуском так вышло, что мы попали в то время, в которое началась пандемия, и все связанные с ней ограничения. Поэтому нам и приходилось выбирать театры, где тебя возьмут и дадут возможность танцевать. Так как директора и педагоги не видели выпусников на государственных экзаменах, не знают о талантах.

Для выпускников этого, 2021 года, сделали всё по традиции — и торжественный выпускной, и экзамены. Все, как и было до карантина.

Вы участвовали в конкурсах и получили премию фонда Дианы Вишневой и выиграли Vaganova-PRIX. Что дает участие в конкурсах, какие преимущества и перспективы открываются после победы? Планируете ли вы участвовать в балетных конкурсах в дальнейшем?

– В школьное время конкурсы были необходимы, чтобы выделиться, для развития своих возможностей. Во время учебы, в Академии, мы на занятиях больше делаем балетный урок, характерный танец, урок дуэтного танца или упражнения по гимнастике. Во время учебы нет большой возможности потанцевать что-то из театрального репертуара, вариации. Были спектакли на новый год – «Щелкунчики», и на выпускной. Но в 5-9 классе я не принимала участие в новогодних спектаклях, потому что я была в промежуточном классе, который не принимал участие. Тогда и появилась возможность попробовать себя в чем-то новом, выучить новые вариации, попробовать сложные технические элементы. Так же для конкурса предусмотрен более усложненный урок — по программе выпускного класса.

Когда ты получаешь премию от Дианы Вишневой, тебе это, конечно же, дает эмоции и уверенность в себе. Когда с тобой общаются судьи – известные в прошлом артисты и ныне руководители, хвалят тебя, радуются, что растут такие способные дети и достойная смена поколению.

После конкурса даже Николай Максимович стал давать мне роли в спектаклях АРБ. На 2 курсе я исполнила партию Маши, хотя обычно эту роль танцуют на выпускном. Он мне дал возможность станцевать в «Сюите в белом», па-де-труа. Когда директор заходил на класс, то многое было не видно. А на конкурсе в танце все уже воспринимается по-другому: можно увидеть более полно и технику исполнителя, и артистизм, и подачу на сцене.

На втором конкурсе у меня уже была конкретная цель — выиграть для себя, «для галочки». И так сложилось, что мы с Сашей Хитеевой поделили первое место. Она сильная выпускница, я сильная ученица. Я даже была рада, что мы поделили с ней первую премию.

Для себя, для статуса, для званий конкурсы необходимы. В школьное время просто нужно, чтобы тебя увидели и запомнили.

Я так же ездила и на конкурс «Русский балет» в Москву, в жюри сидели руководители Большого театра, Махар Хасанович Вазиев, Михаил Леонидович Лавровский, Марина Константиновна Леонова, Николай Максимович Цискаридзе. Я была счастлива выступать перед ними.

Но в данное время я не планирую нигде участвовать. И вот еще почему. Раньше на конкурсах постоянно присутствовали руководители из других театров, которые могли позвать тебя в труппу или приглашали выступать на их сцене. Сейчас этого нет. Балетные конкурсы, к сожалению, потеряли свой статус и значимость. Сейчас больше развиты социальные сети, в которых нужно себя постоянно продвигать. Люди все больше сидят в интернете, и я понимаю, что мне необходимо развивать свои страницы. Если ты хочешь, чтобы тебя знали и в профессиональном круге, и заметили. Кроме того, на нас ходят зрители в театр, они нас так же узнают из соцсетей, а для театра важно, чтобы постоянно был полный зал. Поэтому, мне кажется, сейчас конкурсы отошли на второстепенный план. Возможно, я ошибаюсь… Хорошо, когда в программке под твоим именем написано «лауреат международного конкурса». Но это сейчас не так важно, чтобы быть любимым зрителями.

– Есть ли у вас роль-мечта? И есть ли любимая постановка, в которой уже сыграли или планируете?

– Невозможно выбрать любимую роль среди всех. Все роли для меня интересные. Возможно, в будущем, когда уже будет большой опыт и репертуар за плечами, то тогда появится любимая роль или любимая постановка. Безусловно, есть партии, которые легко даются и больше подходят под твое амплуа. Но я считаю, что балерина должна постоянно развиваться и пробовать себя в чем-то новом.

Балет «Баядерка», в роли Гамзатти (Михайловский театр)

Если говорить про этот сезон, то у меня была роль-мечта, я не думала, что так быстро все сбудется. Две роли — Лауренсии и Китри. Так cложилось, что я получила возможность станцевать их обе сразу же в первом сезоне. Это было счастье! Я очень благодарна за это руководству. Но я бы не сказала, что мне было неинтересно исполнять другие роли. Например, Гамзати, Машеньку или Сванильду. Я была очень рада, что смогла себя попробовать не только в тех ролях, в которых чувствовала себя уверенно, но и в других.

– У вас плотный график репетиций и выступлений. Есть ли время на хобби, на саморазвитие? На что-то еще хватает времени кроме балета? Как проводите свободное время, когда оно появляется?

– Да, конечно, хватает. Я занимаюсь английским языком, потому что знание языка необходимо в нашей профессии. Ведь мы работаем с зарубежными постановщиками. В Михайловском театре художественный руководитель и постановщик Начо Дуато, и он общается с труппой на английском языке. И его помощник Гентиан Дода, мы с ним иногда репетируем, и он так же считается ответственным за репертуар театра.

Я нахожу время и на посещение выставок, и на чтение книг. Развиваться всегда возможно.

После выпуска из школы я не пошла сразу получать высшее образование, так как понимала, первый сезон в театре будет очень насыщенный и непростой. Придется постоянно учить новые роли и смотреть видеозаписи. Было бы тяжело совмещать это все с получением высшего образования. На следующий сезон уже понимаю, должно быть проще, будет возможность дополнить свое образование, так как мой репертуар расширился. Появится больше времени на себя.

Мне повезло, что у меня не настолько плотный график, и есть время на отдых. Когда появляется свободный день, в первую очередь я иду в спа. Тело артиста балета очень устает за неделю нагрузок. А вода и сауна в этом очень помогают.

– Есть ли у вас кумиры и люди, на которых вы ориентируетесь в жизни и профессии?

– Конечно, их очень много. Мой самый главный кумир — это Диана Вишнева. Мне постоянно о ней рассказывает Людмила Валентиновна Ковалева, так как она работала с ней 30 лет. Рассказывает о ее творческом пути, о развитие ее карьеры, как она работает над ролью, с кем она работала из педагогов и артистов. Тем самым я не просто узнаю что-то интересное для себя, но и продумываю свой профессиональный путь развития.

Если говорить о других исполнителях, это Наталья Осипова, и балерины Мариинского театра — Виктория Терешкина, Олеся Новикова. Мне нравится Евгения Образцова из Большого театра. Сильви Гиллем, Марианела Нуньес, Ульяна Лопаткина, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая. Я до сих смотрю старые записи с Плисецкой, что-то подчеркиваю для себя.

Фотограф Антонина Евдокимова

Когда готовилась к балету «Дон Кихот», то пересматривала все записи с предыдущими исполнителями роли Китри: Осипову, Плисецкую, Максимову, Павлову… У меня был огромный список балерин, кого я хотела увидеть в этой роли. Обязательно смотрела записи с Дианой Вишневой, так как Людмила Валентиновна с ней репетировала Китри.

– Ваши пожелания поклонникам и любителям балета?

– Cамое главное пожелание — быть здоровыми. Ведь здоровье всем необходимо. Еще получать удовольствие от наших спектаклей, потому что мы всегда стараемся, мы всегда хотим, чтобы зрителям понравилось, чтобы они получили от нас энергию и положительные эмоции. Чтобы люди оставались преданными театру, любили искусство. Чтобы наше искусство балета всегда оставалось актуальным, развивалось дальше.

– Спасибо большое за интервью!

Беседовала Анна (УШТАН) ВОРОБЬЕВА,
Фото – инстаграм Анастасии СМИРНОВОЙ @anastasiia_smirnova_

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru