Омские кинематографисты за небольшие деньги, полученные от Фонда президентских грантов, сняли полнометражный художественный фильм «Покоривший космос», призванный заполнить белые страницы в биографии знаменитого советского учёного, конструктора Сергея Павловича Королёва. Из него зритель может узнать, что наш выдающийся ракетостроитель был репрессирован и, как оказалось, в начале войны отбывал свой срок в омской научно-конструкторской «шарашке» под началом легендарного изобретателя Андрея Николаевича Туполева.
Режиссёром ленты выступил Андрей Кириллов, который ещё совсем недавно был известным работником омского телевидения, но стал за относительно небольшой срок крепким постановщиком художественного кино. Он рассказал о плюсах и минусах съёмок фильмов в Сибири, об отличиях провинциального кинопроизводства от столичного и о том, как важно напоминать современникам о героизме людей тылового фронта Великой Отечественной войны.
– На вашей аватарке в интернете красуется награда «ТЭФИ». За что вы её получили?
– Это за фильм «Несломленный» о генерале Карбышеве, который мы сняли два года назад. Я телевизионщик с 1995 года, проработал на омских телекомпаниях всю жизнь, но как только появилась система президентских грантов, мы получили деньги на художественный фильм, и я переквалифицировался в режиссёра игрового кино.
– Как вы попали в проект «Покоривший космос»?
– Мы стараемся каждый год писать грантовые заявки, в которых мы всегда исследуем неизвестные страницы истории Омска. Мало кто в России знает, что знаменитый герой, генерал Дмитрий Карбышев – омич, и мы сняли «Несломленного». А в биографии Сергея Королёва была незаполненная брешь, когда с 1941 по 1942 годы он находился в Омске. Так что идея фильма лежала на поверхности.
– Я всю «Википедию» перетряс. Там о жизни Королёва в Омске – полстрочки.
– Вот! Поэтому омичам и обидно! В нашей истории есть много неизвестных моментов, о которых надо рассказывать.
– Расскажите про кастинг. Насколько для вас важно при съёмке исторического фильма внешнее сходство актёров и их прототипов?
– Нам было важно не внешнее сходство, внутреннее состояние важнее. Ведь это очень интересно показать отношения между Туполевым и Королёвым, учителем и учеником.
– По-моему, Термен впервые в художественном кино впервые появляется именно у вас. И он получился очень ярким персонажем. Также Туполев выделяется среди других.
– Да, мы решили изобразить Льва Термена ярким человеком, даже немного эпатажным, но он таким и был, судя по фотографиям. Но вот как выглядел Туполев на самом деле, известно немного, за него говорило его имя. Про Туполева и Королёва сохранилось крайне мало сведений, очень мало фотографий, это были засекреченные личности.
– У вас в актёрском составе занято много прекрасных «стариков». Для Москвы это большая проблема – найти возрастного характерного актёра. Как правило, большинство из них живут на базах отдыха для артистов старшего возраста, и с ними очень трудно работать. Как вы искали ваших героев?
– Это всё действующие актёры. Мы работаем только в омской структуре, снимаем на своей земле. А так как у нас очень много театров в городе, то у нас есть своя большая актёрская база, благодаря которой мы можем работать исключительно с омскими артистами.
– Но ведь очень трудно переделать театрального актёра, особенно с большим опытом работы на сцене, в киношного. Это другая пластика, другое отношение к камере, к крупным планам.
– Мы ведь достаточно давно уже в Омске работаем с кино. «Покоривший космос» – это уже четвёртый наш проект. На каждой картине мы так или иначе работаем с актёрами, и они уже потихоньку начинают привыкать к кинопроизводству. На первых фильмах было сложно, конечно, театральным актёрам, а сейчас мы с ними «наработали» (смеётся). Так что, в принципе, нам уже проще дальше.
– В Омске они, разумеется, известные актёры, но вот я, не зная их, испытывал определенные сложности.
– Какие?
– Ну, например, на средних и общих планах трудно идентифицировать каждого из них.
– Я вас понял. Это издержки производства в провинции. У нас нет костюмированной базы, как в крупных городах. Мы привлекаем театральных мастеров, но, понимаете, тут другая проблема. Выдернуть людей, постоянно работающих в театре, на киноплощадку – это не так, как в крупных городах, где с ними заключаются договоры, и они выходят на съёмки согласно подписанным соглашениям. Мы приглашаем артистов, исходя из их театральной занятости, по два-три часа, у кого как есть. Получается, что мы выстраиваем график под актёров, а не они под нас. Это специфика такая у нас региональная (смеётся). А у нас по-другому не получится, потому что мы не можем себе позволить ни финансово, ни организационно забрать человека из театра на весь цикл производства.
– Много людей работают бесплатно?
– Конечно! Иначе за эти деньги мы бы ни одного проекта бы не сделали. Мы же берём минимальный грант. За эти 2-3 миллиона рублей в Москве ни одна студия не взялась бы снимать игровой проект.
– В массовых сценах (например, на заводе) занято много непрофессиональных актёров?
– Все. В массовке у нас заняты только непрофессионалы.
– И как вы их набирали? Как вы с ними работали?
– В силу того, что это очень-очень малобюджетный проект, у нас нет той организационной структуры, которая должна присутствовать на съёмочной площадке и вообще в технологической цепочке. Поэтому всё сами делаем.
– Но вы зря так обречённо говорите. У вас очень здорово на выходе получилось: и по картинке, и по актёрам. И особенно интересно то, что в драматургии вы пошли на очень смелый эксперимент: использовали не классическую схему байопика, а взяли какой-то один неизвестный период из жизни известного человека.
– У нас очень сложная задача (не знаю, насколько мы с ней справляемся). Мы же работаем с историческими фактами, и нам нужно закамуфлировать эти факты в игровую форму, отставить реалии, но чтобы они были ненавязчивы для зрителя. Если вы знаете биографию Королёва, но не можете понять, где вымысел, а где правда, значит, здорово получилось.
Мы со сценаристом Светланой Лазаревой перед началом работы над фильмом искали не те мемуары, которые лежали на поверхности, а цеплялись за глубинную, не раскрученную информацию, из которой выкачивали максимально полезные для нас факты.
– Тема репрессий – это чтобы зрителю было удобнее воспринимать происходящее? Мы же привыкли к тому, что раз сталинские годы, значит, без репрессий никуда.
– Мы хотели отойти от производственной драмы. Это невыигрышная фишка. А что ещё может происходить на заводе? Вот мы и ввели антигероев.
– У вас были какие-то референсы, когда вы снимали «Покорившего космос»?
– Если говорить про Королёва, то про него очень мало было снято фильмов. Его показывали или в период, когда он уже стал известен, или до войны. Поэтому в этом случае не было ничего, на что бы мы опирались.
Есть ещё вот какой момент. Мы мечтали и мечтаем снять фильм о тыловых военных производствах. Омск – это же «Город трудовой доблести». Все заводы, которые были эвакуированы сюда, сделали его промышленным городом. Про это у нас пока у нас нет возможности рассказать. Когда появилась тема фильма о Королёве, мы решили совместить: как это происходило на заводах, но сделать это на фоне фигуры Сергея Павловича.
– То есть можно ожидать от вас фильма, раскрывающего более масштабно историю тылового фронта?
– Хотелось бы, но это не от нас зависит. Мы писали заявку, начали работать над сценарием. Есть же «города-герои», а у нас рабочее название «Город Омск: в числе героев не значится». Оттуда мы перенесли детективную линию с диверсантами в фильм «Покоривший космос». Сейчас же нельзя снять игровой фильм только про производство, нужно какую-то щепотку остроты добавить, чтобы было интереснее.
Родион ЧЕМОНИН.
Материал предоставлен Евразийской медиагруппой (сайт «Евразия сегодня») для АртМосковии