Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюАртем ОВЧАРЕНКО: «В балете есть каноны и академизм. Ублажать зрителя - это...

Артем ОВЧАРЕНКО: «В балете есть каноны и академизм. Ублажать зрителя — это неправильный путь»

Артем Овчаренко – артист балета, премьер Большого театра, приглашенный солист Гамбургского театра, победитель конкурса «Танцевальный Олимп» в Берлине и «Арабеск» в Перми, обладатель молодежного гранта премии «Триумф», а так же других различных наград и премий.

С Артемом мы поговорили о детстве и учебе в Днепропетровске, важных людях в профессии и жизни, о педагогах в Большом театре, классических и современных спектаклях, и о том, какие новые возможности появились вместе с режимом самоизоляции.

— Вы учились в Днепропетровске до 17 лет. Потом перешли в МГАХ в Москве. Какое это было время для вас? Счастливое время, было легко учиться или приходилось себя преодолевать?

– Были трудности, конечно же. Но оборачиваясь назад, думаю, что было больше позитивного и счастливого во время учебы. Искусство наше сложное и трудное. Но сложность преодолевается только трудом, были бы воля и желание. Как велосипед: вначале сложно, не отработана координация, падаешь, но, проявив должное упорство, через какое-то время едешь уже на автомате.

– На ваш взгляд, отличается ли уровень обучения и подготовки в Днепропетровске от того, как учат в Москве?

– Отличается очень сильно. Совсем другая система работы и обучения. В Днепропетровске у училища нет отдельного здания, как у МГАХ. Школа находится в самом театре.

Мне приходилось вставать рано утром, выезжать из дома в 7 утра, чтобы в 8 уже разогреваться у станка перед классом. Мы, ученики, работали рано утром, потому что в 11 часов после нас уже приходили в этот же зал заниматься артисты театра. Но большой плюс этой системы был в том, что с самого детства я общался с артистами и выходил во всех спектаклях. Я сразу окунулся в творческую театральную атмосферу. Представьте, ты уже сразу с детства ощущаешь себя артистом, а не учеником. Ты сразу подстраиваешься под этот ритм, под их разговоры и культуру, под то, как артисты думают и о чем они думают.

А в Москве все раздельно: отдельно здание академии и отдельно Большой театр. Обучение в МГАХ более структурированное. Очень удобно учиться, так как в программе есть и общеобразовательные предметы, не связанные с балетными. Классы находятся на третьем этаже, а балетные классы на втором. И все ты изучаешь в одном здании.

В Днепропетровске мне приходилось ездить в другую школу, где преподавали общеобразовательные дисциплины. Это было очень неудобно, утомительно. Нам с одноклассниками было очень тяжело совмещать балет и учебу в средней школе.

– Вы общаетесь с одноклассниками и педагогами? Бываете там?

– Один мой педагог — Вячеслав Константинович Волков уже умер. Самый первый педагог жив. Мы с ним общаемся. Это Виктор Иванович Рогачев. С артистами мы тоже поддерживаем связь. В Днепре живет моя бабушка, и она сейчас сидит в самоизоляции. Я за нее беспокоюсь, как у нее дела, так как сам не могу приехать. Я попросил своего школьного друга помочь. Он с радостью согласился, сказал, что обязательно поможет и привезет продукты. Школьная дружба для меня очень крепкая и проверенная. Мы очень давно с друзьями не виделись вживую, но общаемся.

– Ваши родители творческие люди?

– Нет, мама и папа не занимались ни балетом, ни музыкой. Моя бабушка пела и сейчас поет. Из родственников нет никого творческого, на кого можно было ориентироваться. Я в детстве был очень спортивный и энергичный, но не находил тот спорт или другую дисциплину, где было бы так много творчества, которое есть в балетном искусстве. А в балет совмещает всё, к чему я тянулся с детства: и атлетизм, и музыку, и творчество.

– Как вы пришли к такому решению – учиться балету профессионально?

– Я увидел балет «Дон Кихот», когда мама впервые привела меня в театр. Это было очень сильное впечатление, потому что я впервые увидел, что такое искусство существует. Что есть такой танец. Увидел оркестр, который играет вживую, зрительный зал, который c восторгом принимает артистов. Я увидел масштаб сцены, декорации, костюмы. Мне это все понравилось. В то же время была музыка, которую я очень люблю. Я сейчас об этом так рассуждаю, а тогда я интуитивно почувствовал, что это мое. И я сказал, что хочу попробовать этим заниматься. На следующий день мы с мамой пошли в театр, где меня посмотрел педагог. Он не нашел у меня никаких сверхспособностей, более того, я пришел достаточно поздно – в 12 лет. Но у меня было большое желание танцевать, которое мне в итоге позволило стать артистом Большого театра.

– Родители, ваш выбор балета как своей профессии, поддержали?

– Мама всегда поощряла меня во всех начинаниях, куда бы я ни шел. Я в детстве занимался плаванием, единоборствами, цирковыми прыжками. Она меня всегда и везде поддерживала. Поэтому я никогда не чувствовал, что я занимаюсь не тем, чем надо.

– Раньше было очень жесткое воспитание в балетных училищах. Как вы считаете, должна ли оставаться такая система сейчас, она оправдана? Или от нее надо уходить? Как вы думаете, что нельзя делать по отношению к ребенку ни в коем случае?

– Я всегда против любого насилия, физического или морального. Но я бы заменил слово «жесткость» на слово «строгость» или «дисциплина». Потому что для нашей профессии очень важна дисциплина. Она должна быть у ребенка с самого раннего детства. Мы приходим каждый день к станку и мы должны заниматься. Если мы этого делать не будем, то мы быстро утратим форму и не сможем танцевать. Если ты выходишь на спектакль без класса и репетиции, то легко можешь травмировать неразогретые мышцы и связки. Все, что касается дисциплины и строгости, это обязательно.

Но я не вижу смысла в жестокости. Думаю, можно обойтись и без нее. И надо обязательно учитывать, что все люди разные. Есть дети из благополучных семей, которые пришли заниматься балетом, но у них нет большого желания, или они разбалованы. И они не хотят стараться, потому что есть родители, которые все их проблемы решат. К таким детям, на мой взгляд, подход должен быть более строгий, им нужно давать определенные трудности, заставлять проявлять силу воли. Чтобы они научились себя преодолевать. Ведь наша профессия подразумевает постоянное самопреодоление: ты преодолеваешь свою усталость, свои страхи, свое нежелание, свои эмоции.

И есть дети, например, из детских домов, или дети, которые уже натерпелись жизненных трудностей. К ним должен быть другой подход. Таких детей нужно поддерживать и заставить их поверить в себя. Если их еще начать упрекать, критиковать, осуждать, то ребенок замкнется, у него могут опуститься руки или проявятся агрессия и нелюбовь к профессии. Все индивидуально, и нет единого решения в воспитании. К каждому ребенку должен быть свой подход.

– Свою дочь вы видите балериной? Есть у нее данные?

– Я вижу у нее способности и задатки. Она взяла от нас с супругой (Анна Тихомирова – балерина Большого театра, прим.) самое лучшее. Я вижу, что она очень музыкальная и энергичная, у нее гибкое тело и хорошая стопа. Но я не стану силой тащить её в балет. Не стану и отговаривать. Я просто дам ей право выбора. Если ей это понравится, если у нее есть потенциал, то я ее поддержу и буду дальше всегда поддерживать.

– Иногда говорят, что сейчас уровень балета, самих постановок упал, и подготовка исполнителей иногда не соответствует роли. Вы согласны с этим мнением?

– Я думаю, что нельзя говорить о падении уровня. Артист может по-разному станцевать спектакль. У всех бывают удачные или неудачные выступления. Сейчас такая тенденция, что спектаклей выходит очень много. Не так, как было в театре несколько лет назад. Когда я пришел, то не шло такого количества спектаклей, ни в Большом театре, ни в Мариинском. Сейчас эта система как конвейер: спектакль за спектаклем. И артисты не всегда успевают переключиться с одной постановки на другую, не всегда успевают даже вжиться в новый образ. А ведь в каждом спектакле присутствует своя стилистика и хореография. В «Лебедином озере» работает одна группа мышц, а в «Сильфиде» присутствует датская школа, и нужно танцевать совсем по-другому. Нужно уметь перестроиться за два-три дня. Иногда и за один день. Перестроиться и физически для иной хореографии, и психологически для нового образа.

Кроме того, артисту нужно танцевать и классические, и современные балеты. Бывают ситуации, когда все зависит не от руководства театра, а от случая. Когда артист вынужден выручать. Так как идет очень большой поток спектаклей, а артистов на самом деле не так и много, как кажется. Возможно, из-за всего этого уровень каких-то спектаклей страдает и не соответствует ожиданиям насмотренного зрителя. Но я бы не стал делать таких обобщающих негативных выводов о всех спектаклях, это далеко не так.

– Вы сказали, что много спектаклей выходит, как конвейер. Это хорошо или нет? Для артиста. Успевают ли артисты восстановиться?

– Есть две крайности, две проблемы у артиста. Первая – нереализованность, когда никуда не ставят, дают играть мало спектаклей. Вторая — когда дают слишком много спектаклей. Мне кажется, для артиста лучше натанцеваться за время своей карьеры, чем недотанцевать. Когда есть возможность танцевать большое количество ролей, разной хореографии, бывают сложности. Но с опытом ты учишься распределять силы на репетициях: регулируешь, где можно не полностью выложиться, чтобы потом хорошо выступить на спектакле.

Сейчас очень интенсивный ритм работы. Артист может приехать из другого города или страны и с самолета сразу поехать танцевать спектакль, и той же ночью лететь обратно. Это не очень правильно, но бывают ситуации безвыходные. Когда нужна замена, а ее нет, и вызывают артиста из другого города.

Я бы не мерил такие ситуации по критерию «хорошо» или «плохо». Никто не мешает артисту сказать «нет». Если ты чувствуешь, что ты сейчас выйдешь на сцену и не сможешь танцевать по каким-то причинам (например, ты выложился на предыдущем спектакле, который был вчера), то можешь сказать, что я не могу, у меня травма или плохое самочувствие. Насильно выходить на сцену никто никого никогда не заставляет. Это твоя личная ответственность, ты отвечаешь за то, что будет на твоем спектакле.

– Вы сами ходите в театры как зритель? Можете ли вы кого-то выделить из современных постановщиков и исполнителей? Какие произведения, постановки произвели впечатление? Что-то посоветуете посмотреть неискушенному зрителю, гостю Москвы?

– Последнее время, когда у меня появился ребенок, и я стал танцевать очень большое количество спектаклей, у меня почти не оставалось времени, чтобы смотреть что-то еще.

Сейчас, во время карантина, у меня как раз появилось свободное время, когда я могу взглянуть на мир и с других сторон. Позаниматься тем, чем я хочу. Почитать что-то или посмотреть. Что-то сделать, что я очень давно хотел, но откладывал.

Мы все, конечно же, следим за коллегами. У нас сейчас в Большом театре должна была быть премьера балета «Времена года» в постановке молодых хореографов — Артемия Белякова и Антона Пимонова. Это молодые и интересные хореографы со своей новой работой, которую они не успели показать, так как начался карантин.

– Кроме балета вы интересуетесь другими видами искусства, оперой, драматическим театром, кино, живописью?

– Мне очень интересно кино. У меня уже был опыт съемок. Я сыграл Рудольфа Нуреева в фильме «Dance to freedom» (режиссер Ричард Керсон Смит, 2015 г. – прим.) Мне понравилась атмосфера съемок, актерская внутренняя жизнь, их переживания. Я попал в другое измерение. Это затягивает. После этого опыта я даже стал относиться иначе к тому, что я делаю на сцене в балете. Я так же увлекаюсь философией и психологией. Собираю и систематизирую информацию по воспитанию детей.

– Почему вы приняли решение сыграть Р. Нуреева в фильме «Танец к свободе»? Как вы попали в этот проект? Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот опыт. Не боялись, что кто-то эту роль может воспринять негативно?

– Я никогда не отталкиваюсь от того, получится или нет. Я свое внимание направляю на созидание. Потому что, если подходить к чему-либо с сомнением, получится или нет, то наверняка не получится. Можно даже не пробовать. Когда в Россию приехал режиссер Ричард Смит, через пресс-службу театра мне передали, что он хотел бы со мной встретиться после урока. Он приехал в театр, посмотрел, как я занимаюсь. Потом мы сели поговорить и Ричард показал мне фотографию в журнале, заявив, что я профилем очень похож на Нуриева. Рассказал, что хочет снять фильм и приглашает меня принять участие в этом проекте. Потом он еще посмотрел «Жизель», где я исполнял партию графа Альберта, и тогда все очень быстро закрутилось….

У даже не раздумывал, соглашаться или нет. Сразу сказал «да», не зная до конца, на что согласился. Я знал только, что это документально-художественный фильм. Для меня это был вызов самому себе. В итоге я приобрёл неоценимый опыт из смежной профессии. К тому же так совпало, что я сыграл именно артиста балета, что сильно облегчало задачу. Когда я смотрю фильм, связанный с балетом, где играют актеры, которые никогда не занимались балетом, я сразу это замечаю. По походке, по движениям. Cразу видно, что актер пытается играть балетного артиста. И ты сразу ему не веришь.

Потом мне прислали контракт, и летом стали снимать фильм. Это был удивительный опыт.

– Искусство, на ваш взгляд, должно подстраиваться под зрителя или должно нести изначальную идею, заложенную постановщиком?

– Думаю, что подстраиваться всегда, — это не совсем правильно. Если тебе есть что сказать публике, то ты должен высказаться, не подстраиваясь под ожидания отдельных критиков или балетоманов. Когда танцуешь на сцене, нужно думать об образе и лучше вообще позабыть о публике. Мне так кажется, хотя я могу и ошибаться. Я могу привести пример, подкрепив свои рассуждения.

Как артист я пробовал танцевать по-разному. Я пробовал танцевать для зрителя. Например, мне руководитель говорит, что сегодня ответственный спектакль, приедут из министерства, нужно собраться и впечатлить. Или педагог, или семья говорит тебе «соберись». Когда с такими установками я пробовал собраться, спектакль не получался. Я понимал, что танцую не для себя, а для кого-то. У меня было странное ощущение, что я сам себя обманываю, я чувствовал себя расколотым, не цельным. А танец не про это. И когда я стал танцевать для себя, не ублажая публику, не пытаясь сорвать овации особо высоким прыжком или другим зрелищным па, то получалось хорошо. Это вообще неправильно — подстраиваться под кого-то. Это не про танец, не про искусство. Это не про то, что ты должен сказать с помощью своего героя. У спектакля есть сюжет. Есть режиссерская задумка, есть замысел хореографа, есть вложенная в образ твоя индивидуальность, а кроме того, на сцене есть и другие персонажи, с которыми надо взаимодействовать. Есть определенные каноны и академизм, которые мы стараемся всегда учитывать и вытанцовывать правильно. Но когда я играю спектакль, я проживаю своего героя. Честно. Я не думаю, понравится это моё проживание публике или нет. Я на это не ориентируюсь. Ублажать зрителя это совсем неправильный путь.

– Вам лично что ближе: современные постановки или классика? Имею в виду оригинальные постановки. Если классика, то нужно ли как-то менять, интерпретировать хореографию со временем?

– Хореограф имеет право поставить так, как считает нужным. Даже поменять что-то в сложившемся спектакле. Он может посчитать, что время изменилось, и нужно что-то другое сделать. Даже Ю.Н. Григорович многие свои балеты и отредактировал, и сократил. Когда к нам приезжал Джон Нормайер, и мы с ним работали над балетами «Дама с камелиями», «Чайка», «Анна Каренина», то так же многое меняли, адаптировали, сокращали, придумывали. Это нормальный творческий процесс.

– Какие партии вы мечтаете исполнить, есть ли еще то, что не станцовано, но очень хотелось бы?

– Я на самом деле всегда хотел, чтобы на моем творческом пути были роли и партии, которые будут ставиться вместе со мной или даже на меня. Станцевать не то, что уже давно поставлено, уже готовое. А то, что будет создаваться с нуля. Например, как балет «Герой нашего времени» или «Нуриев». Когда вместе с хореографом ты создаешь спектакль и хореографию. Когда приезжал Жан-Кристоф Майо, мы с ним создавали совершенно новый балет «Щелкунчик», адажио с Ольгой Смирновой.

Когда балет создается именно на артиста, на твою индивидуальность, на твою психофизику, на твое внутреннее состояние, ты понимаешь: это и есть искусство, которое рождается в данный момент. Такие партии для меня всегда очень яркие. Когда балетмейстер тебя чувствует, знает, обыгрывает всё лучшее в тебе, это очень приятно и очень ценно. Таких проектов я бы хотел танцевать побольше.

— Есть ли уже какие-либо мысли о том, чем заниматься после окончания карьеры? Преподавать, или ставить балеты, или заниматься шоу-бизнесом и телевидением?

– Я для себя решил, что попробую себя везде, а там будет понятно. Ничто не мешает разрабатывать разные направления. Я точно знаю, что это будет что-то, что рядом с балетом. Я могу что-то поставить, у меня уже был такой опыт. В качестве постановщика. Но, как я сам говорю, это было несерьезно и быстро. И всегда остается вопрос: а насколько ты честен с собой? Я могу легко и быстро поставить балет, одноактный вообще без проблем. Скомпилировать канву от разных балетмейстеров, с которыми я когда-либо работал. Создать подобное на базе накопленного опыта и знаний легко. Я чувствую, что здесь будет, например, от Пьера Лакотта, здесь Жана-Кристофа, здесь от Григоровича…. Я могу это быстро поставить. Но буду ли в этом я? Это спорный вопрос.

Можно преподавать. Можно попробовать себя на руководящей должности. Поработать в кино. Я разрабатывал дизайн балетной одежды совместно с «Grishko» — был и такой опыт. И это было интересно и увлекательно.

Как-то раз состоялся мой творческий вечер для общества любителей балета в Бахрушинском музее, после чего меня попросили повторить рассказ в Московском институте психоанализа. Я рассказывал о том, как я проходил свой путь, о своих трудностях, о страхах, о преодолении себя. Обычно артисты балета изъясняются языком тела, но по отзывам слушателей оказалось, что меня было интересно и слушать. Не скажу, что я открыл в себе выдающегося оратора, но для себя я сделал вывод, что могу поддерживать взаимоинтересный контакт с аудиторией.

Так что я уже пробовал разное. Но в первую очередь это должно быть интересно для самого себя, иначе не увлечься. Если человек что-то делает без желания, то это нехороший индикатор.

— А вы уже преподаете, пробовали?

– Я преподавал, но немного. Так как я все же артист и больше занимаюсь своим собственным танцем, у меня просто не было времени серьезно преподавать. Я давал мастер-классы, и не только в Москве и Роcсии.

— Если бы вы сами ставили балет, то чему он был бы посвящен, о чем бы он был?

– Недавно у меня состоялся творческий вечер во французском Довиле. На этот раз в форме гала-концерта. Мне не хотелось танцевать о себе и про себя. Я хотел рассказать зрителям, которые пришли в театр, о каких-то непреходящих ценностях языком танца. Хотел напомнить о дружбе, о семье, о любви, о красоте. Я понял, что человек из-за современного ритма жизни может потерять фокус на этих важных вещах. Это был не новый балет, а подборка из классических и современных номеров, а также стихотворений, которые, чередуясь, раскрывали важнейшие вехи на пути становления меня как артиста и вообще, как человека. Таким образом, я попробовал себя скорее, как режиссёр, хотя и сам исполнил добрую половину номеров.

— В Большом театре вы работаете с 2007 года и за это время работали с тремя педагогами-репетиторами. С Н. Цискаридзе, Н. Фадеечевым и В. Барыкиным. Можете выделить, что конкретно каждый из этих педагогов вам дал, чему вы у них научились? Каким профессиональным и личным качествам?

– На самом деле, педагогов было намного больше. Я поработал много и с другими педагогами: Акимов, Петухов, Ветров, Годовский и женские педагоги Большого Театра… Я могу и дальше перечислять. С некоторыми, может, раз или два, но они все большие профессионалы, я от них многое взял. Все они являются такими личностями в балете, у которых я учился и учусь по сей день. А В.Н. Барыкин для меня сейчас не только педагог и наставник, но и друг.

У меня есть такое мнение, что абсолютно успешных учителей нет. Вас никто не может научить, если вы этого не захотите сами. В первую очередь вы сами для себя являетесь учителем. Но для артиста важно, чтобы рядом был человек с большими знаниями и опытом, который делится и направляет. И, работая с таким человеком, ты начинаешь как-то иначе смотреть на свою профессию, ты прогрессируешь физически и душой, вы вместе начинаете творить и создавать чудо. Будет неправильно, если я скажу что-то одно про каждого. Все, с кем я когда-либо работал и работаю, наполняют моё сердце благодарностью. Во многом благодаря им я стал тем, кем являюсь сейчас.

Все, что мне говорят педагоги, я пропускаю через себя. Ошибаюсь или не ошибаюсь, экспериментирую. Ты пробуешь работать с разными педагогами и делаешь выводы. У каждого педагога есть свое понимание по положениям, по стилю танца, по жестам и поведению на сцене. Балет — это большое и объемное искусство, это целый мир. Иногда бывает так, что одно и то же, сказанное разными людьми, ты начинаешь оценивать с разных сторон и только тогда понимаешь, как это должно быть. Ни разу не пожалел, что с кем-либо работал.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный артист, чтоб быть 100 % востребованным в театре? Особенно молодой артист, после окончания хореографического училища. Как молодому артисту успешно устроиться на работу при такой большой конкуренции?

– Нет волшебного рецепта, чтобы точно попасть в Большой театр. Но есть вещи, которые даже посильнее врождённых данных. Красивые ноги, стопа, прыжок, линии, выворотность — всё это важно. Но, придя в театр, ты сразу понимаешь, что нужно очень быстро учить порядок тех спектаклей, которые ты танцуешь. Нужно быстро запоминать движения. Ты должен быть выносливым. Ты должен танцевать долго и разные балеты. У тебя должна быть уравновешенная нервная система. Ты будешь сталкиваться с большими трудностями, как физическими, так и эмоциональными. К этому всему нужно быть готовым.

В соцсетях я смотрю на студентов, которые показывают пируэты, элементы и трюки, которые тянут на мировые рекорды. А артисты Большого театра так не делают. Во-первых, у спектакля есть хореография, и такой элемент часто некуда вставить. Если ты выходишь на спектакль, ты должен понимать, что этот пируэт вообще проходящий, и все эти элементы проходящие. Зато есть другое, про что и зачем.

Артисту нужно быть готовым к тому, что такое сцена, что такое ритм. Мы на сцене всегда импровизируем, в том смысле, что даже если к тебе на репетицию придет дирижер и вы сверите темпы, то тот же дирижер и оркестр на спектакле могут сыграть не так, как на репетиции. Та же репетиция может быть гораздо быстрее или медленнее, нам приходится подстраиваться под ту музыку, что мы слышим в данный момент. Нужно чувствовать музыку и быть готовым танцевать этот ритм.

Если в какой-то момент спектакля ты чувствуешь, что больше не можешь, но знаешь, что у тебя есть еще акт, то ты все равно должен собраться и станцевать. Несмотря на усталость и внутреннее состояние, несмотря на то, что у тебя может что-то болеть, ты должен собраться, выйти и получить удовольствие.

– Чувствуете ли вы падение интереса современной публики к классическому искусству, репертуару? Что сейчас воспитывает людей?

– Я вижу некую цикличность, когда люди долго смотрят классические балеты, то они устают, и им хочется чего-то новенького. Потом они смотрят что-то новое, авангардное, чересчур современное, и хотят снова вернуться к классике. Я думаю, здесь важен баланс, чтобы был выбор. Угодить всем или даже большинству зрителей очень трудно. Но в то же время хореографу, как и артисту, не совсем правильно идти на поводу у зрителей или отталкиваться только от желания быть успешным и востребованным. Потому что балет это не про то, чтобы угождать.

– Какие ценности вы стараетесь донести до зрителей как артист, как готовитесь к роли? Как настраиваетесь на спектакль? Есть профессиональные секреты?

– Смотря, какой спектакль. Есть спектакль, где я играю определенный персонаж, и надо прожить роль. Здесь работа где-то психологическая, где-то эмоциональная. Я являюсь рассказчиком той истории, которая сейчас происходит на сцене. Где-то я играю и отрицательного персонажа, когда вытащить что-то из своего нутра не так просто. Например, ревнивца Леонта в «Зимней сказке» (За партию Леонта я был номинирован на «Золотую маску»). В «Спартаке» я играю Красса — личность очень непростую, психологически неуравновешенную. Но чаще мне достаются более близкие моей натуре романтические герои, такие как шекспировский Ромео или Арман в «Даме с камелиями».

Где-то есть абстрактные персонажи, в балетах, где показана красота и чистота танца, полет, вдохновение, эмоции в прыжке. Там все внимание на танце. На его технике, чистоте. Для подготовки важно все: и техника, и вдохновение, и эмоции. Балет — такое синтетическое искусство, где показаны разные ценности. Причем, в разных спектаклях свои. Это такое искусство, где мы отталкиваемся от посыла: для чего я вышел на сцену, что я хочу сказать зрителю. Даже в бессюжетных балетах и этюдах есть идея, которую нужно донести до зрителя. Возможно, это просто некая положительная энергия.

– А как выступать, если не твой день, и что-то не получается?

– Я скажу просто. Все мы люди и не всегда чувствуем себя хорошо. Но если ты в состоянии, несмотря ни на что, несмотря на усталость, — сделай всё, что ты можешь сделать, и тогда ты будешь в ладах с самим собой. Потому что сегодня ты сделал свой максимум. Получится оно или нет, но ты стараешься, чтоб это было как нужно, и выкладываешься по полной.

– Что вас вдохновляет и мотивирует в жизни и в работе? Что позволяет поддерживать свежесть восприятия работы, чтобы работа не стала рутиной? У вас есть хобби, увлечение, не связанное с театром?

– Мои главные мотиваторы — это моя семья. Моя жена и дочь. И то невероятное количество энергии, которое я от них получаю. Мне этой энергии всегда хватает. Мне даже не надо чем-то специально вдохновляться, я и так всегда окрылен ими. Когда моя двухлетняя дочь меня будит утром, целует и говорит: «Папа, вставай», и этот маленький человечек берет тебя за палец и ведет на кухню делать кофе, ты такие чувства испытываешь. Это такое счастье. И ты просыпаешься с улыбкой каждый день. Это очень настоящие вещи. Ты ощущаешь богатство жизни в ее простоте. Проявление счастья, любви, доброты. Cемья — это самое большое вдохновение. А дети – это чудо.

Я иногда так же черпаю вдохновение в книгах, музыке, фильмах. Я очень люблю смотреть кино. Музыка, которая попадает под твое состояние, тоже вдохновляет. Не важно, классическая или современная. Я все время ищу и нахожу вдохновение. Иногда в других людях, с которыми общаюсь.

– Есть ли человек, на которого вы ориентируетесь и профессионально, и нравственно?

– У меня есть знакомая семья. Я не могу называть их имен. Когда я их увидел, то понял, что такое вообще возможно. Когда ты видишь двух красивых людей, которые умеют любить, умеют дружить, воспитывать четверых замечательных детей и при этом управлять огромным бизнесом, — понимаешь, как можно быть вовлеченным в эту жизнь полностью и без остатка. И они являются для меня примером. И когда я увидел, что на этой планете есть такие люди, мы сами с Аней посмотрели друг на друга, и появилась наша дочка. Мы поняли, что важно соблюдать баланс творческой реализации и личной жизни, и мы стремимся прожить наши жизни в этой гармонии. Так что есть достойные примеры, не один человек даже.

Беседовала Анна ВОРОБЬЕВА,
Фото – Дамир ЮСУПОВ, Давид МАХАТЕЛИ, NYCDANCEPROJECT и из личного архива Антона ОВЧАРЕНКО

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru