Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюЕлена Козлова: «В оценке любого искусства всегда есть такие факторы как субъективность...

Елена Козлова: «В оценке любого искусства всегда есть такие факторы как субъективность и удача»

Елена Козлова, автор книг «Цифры» и «Всё хорошо, мам» о переплетении искусства с реальностью, главных проблемах современных сорокалетних и о том, что нужно, чтобы стать писателем.

– Что вдохновило вас на написание «Цифр»?

– Писательство – это мой способ принимать реальность, анализировать ее, проживать. Так работает мозг. Кто-то в ретрит уезжает, кто-то пироги печет, кто-то музыку пишет, я – тексты. «Цифры» – это сама жизнь, точнее определенный ее этап, когда она круто изменилась, будто распалась на фрагменты, и попытка собрать ее обратно.

– То есть, можно сказать, что личный опыт влияет на ваше творчество?

– Конечно. Даже если это вымышленная история, что-то да проявится. «Цифры» – это почти дневники, но записки обычной сороколетней тетки вряд ли будут интересны аудитории. Поэтому автофик лишь в основе. Есть там и художественный замысел, и описание событий, которые многим могли бы быть понятными, близкими, такой коллективный опыт.

– Как вы подходите к созданию своих текстов? Есть ли у вас особый ритуал или метод?

– Пишу по утрам, перед завтраком, не больше двух часов – на свежей энергии. Пишу в потоке, не придираясь к формулировкам и словам, наблюдаю за героями, даю им свободу. Пусть творят, что хотят. Потом, когда первый драфт готов, редактирую – уже вдумчиво, что-то добавляю, что-то убираю, связываю болтающиеся нити, ориентируясь на ощущения от текста. Но я профессиональный редактор и, когда правлю свои тексты, стараюсь относиться к ним так, будто это чужая рукопись. Порой довольно беспощадно – к тестам других авторов я как-то нежнее.

– Вы пишете по заранее продуманному плану или как пойдет?

– Художественную прозу пишу интуитивно. А вот первую свою книжку, это нон-фикшн о превратностях материнства, писала по четкому плану.

– «Цифры» и предыдущий сборник рассказов «Всё хорошо, мам» – о современных сорокалетних. В чем, на ваш взгляд, заключается главная проблема, с которой сталкиваются люди этого поколения?

– Я бы не стала говорить о проблемах поколения, скорее об особенностях. Я вижу, что это инфантилизм, пестование иллюзий и нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь (отсюда такая популярность псевдопсихологии, эзотерики, всевозможных тренингов роста – гораздо проще сливать энергию в бездну саморазвития, чем начать делать что-то существенное. Или, не дай Бог, обыкновенное.

– В себе эти качества замечали?

– Да, я могу быть довольно инфантильной. Коммуналку только недавно стала сама оплачивать… Но именно это качество помогает мне смотреть на мир свежим, незамутненным взглядом и превращать это восприятие в тексты. Так что я берегу своего внутреннего ребенка, он – хранитель творческой чаши. Иллюзии мне тоже хорошо знакомы, тут важно отслеживать, когда в них проваливаешься, возвращать себя в реальность. Еще у современных сороколетних есть прекрасное качество – авантюризм. Сборник рассказов «Всё хорошо, мам» так и называется – о последнем поколении авантюристов.

елена козлова - цифры

– Какие ключевые темы вы поднимаете в «Цифрах»?

– Кризис возраста, отношений, жизнь маленького человека в контексте мировых событий последних лет, ставших для большинства рубиконом. И, конечно, то, что жизнь все равно продолжается и она прекрасна и интересна, в ней есть место для радости и любви. Героиня в финале «бредет любить дальше».
 
– Откуда такое название?

– Цифры, числа, конкретные величины – это то, что помогает героям сохранить связь с собой. Сборник состоит из небольших эпизодов, зарисовок прошлого и настоящего, в каждом из которых фигурирует цифра – номер автобуса, количество предметов, даты и прочие «якоря». В книге нет ничьего мнения, позиции относительно актуальных вопросом настоящего, скорее – перечисление откровенных фактов, порой неудобных, но чрезвычайно нужных для того, чтобы объективно фиксировать события и открытия времени.

– У ваших героев есть реальные протопиты?

– В «Цифрах» все герои – реальные люди. В сборнике «Всё хорошо, мам» – разве что какие-то черты характера, несколько гиперболизированные, или истории, которые зацепили, но обрели новое воплощение. Например, история из рассказа «Шоколадный урод» произошла с моей знакомой, и когда я ее услышала, то расплакалась… Значит, есть энергия, надо писать.

– Как люди реагируют, когда узнают себя в тексте?

– Мне повезло с окружением, потому что реагируют с юмором, шутят, что опасно иметь друга-писателя. И не задают вопросов из серии: «А это правда или вымысел», потому что умные люди понимают, что, если человек писатель, он все что угодно может написать.

– Есть ли у вас литературные идолы?
 
– Нет, в своей работе я ориентируюсь только на себя, даже когда пишу, не читаю чужие тексты, чтобы не сбиться с ритма. Но есть писатели, которые на меня повлияли, стали открытием. Так в детстве я случайно наткнулась на даче, куда в нашей семье отвозили книги, которые не помещались в квартирах, на сборник рассказов писателя и очеркиста Ильи Зверева. Поразили меня не только смешные, искренние тексты, но и иллюстрации, рисунки, будто нарисованные одной линией. Потом я узнала, что книги Зверева иллюстрировал художник и скульптор Вадим Сидур. Во взрослом возрасте похожее впечатление – когда сталкиваешься с талантом (его ни с чем не спутаешь, будто кто-то нежно дотрагивается до области солнечного сплетения или неожиданно рисует твой забытый детский сон) на меня произвели книги Александра Снегирева. В моем пантеоне литературных богов он занял почетное место рядом с Лимоновым.

– Что нужно, чтобы стать писателем?

– В первую очередь – снять с головы корону, отложить ее подальше и больше никогда не надевать. Наденешь корону – чистый родник иссякнет, а писатель станет брюзгой, рассуждающим о литературном декадансе. Затем стоит понять, стоит ли тебе вообще писать книги. Если автор стяжает деньги и славу, то это сложный путь. Книга – это долго. И для потребителя современного долго, он привык к быстрому дофамину, в этом смысле рилс лучше воспринимаются. Снимайте лучше рилс.
Придется избавиться от иллюзий, что твой шедевр ждут не дождутся издатели – рукописей приходит очень много, и даже если книга выйдет, нет гарантии, что она станет популярной. Нужно уяснить, что даже литературная победа будет радовать лишь мгновение, а потом накроет ощущения, что ничего не происходит и надо писать дальше и больше, а кажется, что ты испит до дна. Нужно знать, что в оценке любого искусства всегда есть такие факторы как субъективность и удача. Знать, что писатели – люди бедные. Одним словом, если есть возможность не писать книги, лучше ее использовать. Если нет – писать и немедленно, просто кайфовать от писательства как от секса. Не ждать вдохновения, нет его.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru