«Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

487

Новый глав­ный режис­сер Вла­ди­мир Сквор­цов и акте­ры Ана­то­лий Кот и Евге­ния Крю­ко­ва — о том, как рабо­та­ли над поста­нов­кой по пье­се швей­цар­ско­го драматурга.

Послед­ней пре­мье­рой 2018 года в теат­ре «Чело­век» стал спек­такль «Био­гра­фия» по одно­имен­ной полу­фан­та­сти­че­ской пье­се швей­цар­ско­го писа­те­ля и дра­ма­тур­га Мак­са Фри­ша. У «Био­гра­фии» рус­ские кор­ни — на идею созда­ния пье­сы о чело­ве­ке, полу­чив­шем воз­мож­ность про­жить жизнь зано­во, Фри­ша натолк­нул моно­лог Вер­ши­ни­на, героя чехов­ских «Трех сестер», — несчаст­ли­во­го в бра­ке воен­но­го, встре­тив­ше­го любовь в лице одной из сестер Прозоровых.

О чем спектакль

Про­фес­сор это­ло­гии Хан­нес Кюр­ман полу­ча­ет уни­каль­ную воз­мож­ность — отмо­тать назад свою жизнь, посмот­реть на неко­то­рые собы­тия со сто­ро­ны и решить, что бы он хотел в ней поме­нять. Дей­стви­тель­но ли он хочет быть про­фес­со­ром? Прав ли был, когда делал пред­ло­же­ние сво­ей воз­люб­лен­ной Антун­не­те? Где кро­ет­ся ошиб­ка, из-за кото­рой жизнь про­шла не так?

В пере­пи­сы­ва­нии био­гра­фии Кюр­ма­ну помо­га­ют поту­сто­рон­ние силы — без­ли­кие фан­то­мы в чер­ных костю­мах. Они меня­ют реаль­ность, предо­став­ляя про­фес­со­ру пол­ную сво­бо­ду дей­ствий. Все его идеи они реги­стри­ру­ют в спе­ци­аль­ной кни­ге, не сдер­жи­вая кол­ких заме­ча­ний по пово­ду изме­не­ний, кото­рые он хочет вне­сти в свое прошлое.

«Эту пье­су я впер­вые услы­шал в сту­ден­че­стве от сво­е­го педа­го­га Дмит­рия Брус­ни­ки­на, кото­рый, кста­ти, тоже рабо­тал в этом теат­ре, — гово­рит режис­сер Вла­ди­мир Сквор­цов. — Я сра­зу влю­бил­ся в “Био­гра­фию”. Она напи­са­на очень про­стым язы­ком, в то же вре­мя в ней есть мисти­че­ская состав­ля­ю­щая — иде­аль­ное соче­та­ние, кото­рое все­гда мне нравилось».

Вла­ди­мир Сквор­цов, теат­раль­ный режис­сер, заслу­жен­ный артист России

За про­стым язы­ком пье­сы скры­ва­ет­ся одна из самых тяже­лых исто­рий в био­гра­фии само­го Мак­са Фри­ша. Подоб­но глав­но­му герою, ему само­му при­шлось пере­пи­сы­вать свою «Био­гра­фию», едва не сто­ив­шую ему карьеры.

Пер­вый вари­ант Фриш напи­сал в 1967 году. Его уже зна­ли как авто­ра рома­нов «Штил­лер» (1954), «Homo Фаб­ер» (1957) и «Назо­ву себя Ган­тен­байн» (1964), он был лау­ре­а­том пре­мии памя­ти Шил­ле­ра и счи­тал­ся одним из веду­щих швей­цар­ских драматургов.

Пре­мье­ра «Био­гра­фии» в Шаушпиль­ха­у­се, самом извест­ном немец­ком дра­ма­ти­че­ском теат­ре Цюри­ха, была назна­че­на на октябрь 1967 года. Но за 10 дней до нее слу­чил­ся скан­дал. Фриш поссо­рил­ся с режис­се­ром Рудоль­фом Ноэль­те, нещад­но вно­сив­шим прав­ки в его текст. Он даже пытал­ся судить­ся с режис­се­ром, но про­иг­рал, и в фев­ра­ле 1968 «Био­гра­фия» была пред­став­ле­на пуб­ли­ке. Там, где у Фри­ша была надеж­да, у Ноэль­те полу­чи­лась безысходность.

Фриш чув­ство­вал себя раз­дав­лен­ным. За 11 сле­ду­ю­щих лет он не напи­сал ни одной пье­сы. В 1984 он создал вто­рой вари­ант «Био­гра­фии» — с мень­шим чис­лом пер­со­на­жей и немно­го дру­гим сюже­том — в надеж­де, что режис­се­ры не смо­гут ее слиш­ком воль­но интер­пре­ти­ро­вать. Первую же вер­сию он и вовсе запре­тил пока­зы­вать на сцене. Поста­нов­ка теат­ра «Чело­век» осно­ва­на на вари­ан­те 1984 года.

Мини­ма­лизм и про­ве­рен­ная команда

Про­фес­сор это­ло­гии мечет­ся меж­ду реаль­но­стью и аль­тер­на­тив­ной био­гра­фи­ей прак­ти­че­ски на пустой сцене.

«Про­стран­ство у нас камер­ное, и оно не поз­во­ля­ет горо­дить какие-то вави­ло­ны на сцене. Все доста­точ­но лако­нич­но, я очень люб­лю мини­ма­лизм», — гово­рит режиссер.

Над оформ­ле­ни­ем сце­ны рабо­та­ла народ­ный худож­ник Рос­сии Маша Рыба­со­ва, кото­рую сам Сквор­цов назы­ва­ет худож­ни­ком-леген­дой. За пле­ча­ми у нее — спек­так­ли Reception и «Мораль пани Дуль­ской» в Теат­ре име­ни Мос­со­ве­та, «Любов­ный напи­ток» в Теат­ре име­ни Мая­ков­ско­го, рабо­та со мно­ги­ми вели­чай­ши­ми режис­се­ра­ми. «Био­гра­фия» — не пер­вая поста­нов­ка, кото­рую она дела­ет вме­сте со Сквор­цо­вым. До это­го, напри­мер, была «Стар­шая сест­ра» в теат­ре Et Cetera в 2014 году, а в 2018‑м твор­че­ский тан­дем создал еще три спек­так­ля, если не считать«Биографию» — это «Трам­вай Жела­ние» для Ниж­не­го Таги­ла, «Пико­вая дама» для Нориль­ска и «Крот­кие» для част­но­го про­ек­та режис­се­ра «Сквор­цо­вТе­атр».

За све­то­вую пар­ти­ту­ру отве­ча­ет Сер­гей Скор­нец­кий, кото­рый в 2015 году полу­чил «Золо­тую мас­ку» как луч­ший худож­ник по све­ту — за рабо­ту в поста­нов­ке «Мера за меру» Теат­ра име­ни А.С. Пуш­ки­на. Режис­сер по пла­сти­ке — Кон­стан­тин Мишин, име­ю­щий вну­ши­тель­ный опыт рабо­ты в зару­беж­ных про­ек­тах. Он помо­гал делать спек­так­ли в Гер­ма­нии, Япо­нии, Фран­ции, США. Вме­сте со Сквор­цо­вым рабо­тал над спек­так­лем «Орфей» (Et Cetera), а так­же над «Пико­вой дамой» и «Крот­ки­ми».

Худож­ни­ком по костю­мам ста­ла Любовь Скор­нец­кая — пожа­луй, един­ствен­ный нови­чок в команде.

Как рабо­та­ли над постановкой

Автор заду­мы­вал свое про­из­ве­де­ние как спек­такль в спек­так­ле. Точ­нее, репе­ти­цию: глав­ный герой пыта­ет­ся смо­де­ли­ро­вать свою жизнь, про­смат­ри­вая дет­ство, юность, взрос­лая жизнь напо­ми­на­ют сце­ны буду­ще­го спек­так­ля или фильма.

«У Мак­са Фри­ша дей­ствие про­ис­хо­дит на некой репе­ти­ци­он­ной пло­щад­ке. Но у нас все слож­нее: мы пере­нес­ли все в зага­доч­ное, мисти­че­ское про­стран­ство, может быть, чисти­ли­ще. Это где-то меж­ду жиз­нью и смер­тью», — гово­рит Вла­ди­мир Скворцов.

Для при­гла­шен­но­го испол­ни­те­ля глав­ной роли Ана­то­лия Кота («Бит­ва за Сева­сто­поль», «Домаш­ний арест») уча­стие в спек­так­ле ста­ло не толь­ко новым опы­том, но и воз­мож­но­стью вновь пора­бо­тать со Скворцовым.

«Мы с ним позна­ко­ми­лись во вре­мя рабо­ты над спек­так­лем “Мы, ниже­под­пи­сав­ши­е­ся”, кото­рый репе­ти­ро­ва­ли и пока­зы­ва­ли в Ниж­нем Таги­ле, — вспо­ми­на­ет Кот. — Общий язык мы нашли еще тогда. И я решил, что в даль­ней­шем любое пред­ло­же­ние Воло­ди буду рас­смат­ри­вать со зна­ком “плюс”. И когда я про­чел “Био­гра­фию”, силь­но заго­рел­ся, а когда узнал, кто мои парт­не­ры, вооб­ще ника­ких вопро­сов боль­ше не воз­ни­ка­ло — я точ­но понял, что хочу при­нять уча­стие в этой постановке».

Актер теат­ра и кино Ана­то­лий Кот

Евге­ния Крю­ко­ва («Ключ от спаль­ни», «О люб­ви», «Анна Каре­ни­на») сыг­ра­ла роль жены глав­но­го героя. Как и ее парт­нер по сцене, она впер­вые про­чи­та­ла пье­су Фри­ша после при­гла­ше­ния режиссера.

«Когда начи­на­ешь читать про­из­ве­де­ние, ты вро­де бы пони­ма­ешь, о чем оно. Но потом, во вре­мя раз­бо­ра, откры­ва­ют­ся такие вещи, кото­рые сра­зу и не заме­ча­ешь. Чем глуб­же погру­жа­ешь­ся в исто­рию, тем боль­ше она для тебя откры­ва­ет­ся. Чем боль­ше сил ты на нее тра­тишь, тем боль­ше она тебе отда­ет», — рас­ска­зы­ва­ет актриса.

Актри­са теат­ра и кино, заслу­жен­ная артист­ка Рос­сии Евге­ния Крюкова

Репе­ти­ции Крю­ко­ва вспо­ми­на­ет с удо­воль­стви­ем — гово­рит, что атмо­сфе­ра была почти семей­ной. Режис­сер давал арти­стам воз­мож­ность пред­ло­жить что-то свое, он рас­смат­ри­вал мно­же­ствен­ность трак­то­вок той или иной фра­зы. За репе­ти­ци­он­ный пери­од спе­ци­аль­но при­гла­шен­ные для поста­нов­ки Крю­ко­ва и Кот успе­ли подру­жить­ся с Дмит­ри­ем Филип­по­вым, Мура­ди­ном Хура­но­вым и Анто­ном Шур­цо­вым, кото­рые вхо­дят в состав труп­пы теат­ра «Чело­век».

Бли­жай­шие пока­зы «Био­гра­фии» прой­дут 22 янва­ря, а так­же 8, 9 и 16 фев­ра­ля 2019 года. Режис­сер пре­ду­пре­жда­ет: пона­ча­лу каж­дый показ будет немно­го отли­чать­ся от предыдущего.

«Пре­мье­ра — это толь­ко нача­ло наше­го длин­но­го инте­рес­но­го пути. Что-то обя­за­тель­но будет менять­ся и уточ­нять­ся, воз­мож­но, какие-то момен­ты в пье­се будут обыг­ры­вать­ся нами по-ново­му», — гово­рит он.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.