Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфиша«Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

«Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

Новый главный режиссер Владимир Скворцов и актеры Анатолий Кот и Евгения Крюкова — о том, как работали над постановкой по пьесе швейцарского драматурга.

Последней премьерой 2018 года в театре «Человек» стал спектакль «Биография» по одноименной полуфантастической пьесе швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша. У «Биографии» русские корни — на идею создания пьесы о человеке, получившем возможность прожить жизнь заново, Фриша натолкнул монолог Вершинина, героя чеховских «Трех сестер», — несчастливого в браке военного, встретившего любовь в лице одной из сестер Прозоровых.

О чем спектакль

Профессор этологии Ханнес Кюрман получает уникальную возможность — отмотать назад свою жизнь, посмотреть на некоторые события со стороны и решить, что бы он хотел в ней поменять. Действительно ли он хочет быть профессором? Прав ли был, когда делал предложение своей возлюбленной Антуннете? Где кроется ошибка, из-за которой жизнь прошла не так?

В переписывании биографии Кюрману помогают потусторонние силы — безликие фантомы в черных костюмах. Они меняют реальность, предоставляя профессору полную свободу действий. Все его идеи они регистрируют в специальной книге, не сдерживая колких замечаний по поводу изменений, которые он хочет внести в свое прошлое.

«Эту пьесу я впервые услышал в студенчестве от своего педагога Дмитрия Брусникина, который, кстати, тоже работал в этом театре, — говорит режиссер Владимир Скворцов. — Я сразу влюбился в “Биографию”. Она написана очень простым языком, в то же время в ней есть мистическая составляющая — идеальное сочетание, которое всегда мне нравилось».

Владимир Скворцов, театральный режиссер, заслуженный артист России

За простым языком пьесы скрывается одна из самых тяжелых историй в биографии самого Макса Фриша. Подобно главному герою, ему самому пришлось переписывать свою «Биографию», едва не стоившую ему карьеры.

Первый вариант Фриш написал в 1967 году. Его уже знали как автора романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964), он был лауреатом премии памяти Шиллера и считался одним из ведущих швейцарских драматургов.

Премьера «Биографии» в Шаушпильхаусе, самом известном немецком драматическом театре Цюриха, была назначена на октябрь 1967 года. Но за 10 дней до нее случился скандал. Фриш поссорился с режиссером Рудольфом Ноэльте, нещадно вносившим правки в его текст. Он даже пытался судиться с режиссером, но проиграл, и в феврале 1968 «Биография» была представлена публике. Там, где у Фриша была надежда, у Ноэльте получилась безысходность.

Фриш чувствовал себя раздавленным. За 11 следующих лет он не написал ни одной пьесы. В 1984 он создал второй вариант «Биографии» — с меньшим числом персонажей и немного другим сюжетом — в надежде, что режиссеры не смогут ее слишком вольно интерпретировать. Первую же версию он и вовсе запретил показывать на сцене. Постановка театра «Человек» основана на варианте 1984 года.

Минимализм и проверенная команда

Профессор этологии мечется между реальностью и альтернативной биографией практически на пустой сцене.

«Пространство у нас камерное, и оно не позволяет городить какие-то вавилоны на сцене. Все достаточно лаконично, я очень люблю минимализм», — говорит режиссер.

Над оформлением сцены работала народный художник России Маша Рыбасова, которую сам Скворцов называет художником-легендой. За плечами у нее — спектакли Reception и «Мораль пани Дульской» в Театре имени Моссовета, «Любовный напиток» в Театре имени Маяковского, работа со многими величайшими режиссерами. «Биография» — не первая постановка, которую она делает вместе со Скворцовым. До этого, например, была «Старшая сестра» в театре Et Cetera в 2014 году, а в 2018-м творческий тандем создал еще три спектакля, если не считать«Биографию» — это «Трамвай Желание» для Нижнего Тагила, «Пиковая дама» для Норильска и «Кроткие» для частного проекта режиссера «СкворцовТеатр».

За световую партитуру отвечает Сергей Скорнецкий, который в 2015 году получил «Золотую маску» как лучший художник по свету — за работу в постановке «Мера за меру» Театра имени А.С. Пушкина. Режиссер по пластике — Константин Мишин, имеющий внушительный опыт работы в зарубежных проектах. Он помогал делать спектакли в Германии, Японии, Франции, США. Вместе со Скворцовым работал над спектаклем «Орфей» (Et Cetera), а также над «Пиковой дамой» и «Кроткими».

Художником по костюмам стала Любовь Скорнецкая — пожалуй, единственный новичок в команде.

Как работали над постановкой

Автор задумывал свое произведение как спектакль в спектакле. Точнее, репетицию: главный герой пытается смоделировать свою жизнь, просматривая детство, юность, взрослая жизнь напоминают сцены будущего спектакля или фильма.

«У Макса Фриша действие происходит на некой репетиционной площадке. Но у нас все сложнее: мы перенесли все в загадочное, мистическое пространство, может быть, чистилище. Это где-то между жизнью и смертью», — говорит Владимир Скворцов.

Для приглашенного исполнителя главной роли Анатолия Кота («Битва за Севастополь», «Домашний арест») участие в спектакле стало не только новым опытом, но и возможностью вновь поработать со Скворцовым.

«Мы с ним познакомились во время работы над спектаклем “Мы, нижеподписавшиеся”, который репетировали и показывали в Нижнем Тагиле, — вспоминает Кот. — Общий язык мы нашли еще тогда. И я решил, что в дальнейшем любое предложение Володи буду рассматривать со знаком “плюс”. И когда я прочел “Биографию”, сильно загорелся, а когда узнал, кто мои партнеры, вообще никаких вопросов больше не возникало — я точно понял, что хочу принять участие в этой постановке».

Актер театра и кино Анатолий Кот

Евгения Крюкова («Ключ от спальни», «О любви», «Анна Каренина») сыграла роль жены главного героя. Как и ее партнер по сцене, она впервые прочитала пьесу Фриша после приглашения режиссера.

«Когда начинаешь читать произведение, ты вроде бы понимаешь, о чем оно. Но потом, во время разбора, открываются такие вещи, которые сразу и не замечаешь. Чем глубже погружаешься в историю, тем больше она для тебя открывается. Чем больше сил ты на нее тратишь, тем больше она тебе отдает», — рассказывает актриса.

Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Евгения Крюкова

Репетиции Крюкова вспоминает с удовольствием — говорит, что атмосфера была почти семейной. Режиссер давал артистам возможность предложить что-то свое, он рассматривал множественность трактовок той или иной фразы. За репетиционный период специально приглашенные для постановки Крюкова и Кот успели подружиться с Дмитрием Филипповым, Мурадином Хурановым и Антоном Шурцовым, которые входят в состав труппы театра «Человек».

Ближайшие показы «Биографии» пройдут 22 января, а также 8, 9 и 16 февраля 2019 года. Режиссер предупреждает: поначалу каждый показ будет немного отличаться от предыдущего.

«Премьера — это только начало нашего длинного интересного пути. Что-то обязательно будет меняться и уточняться, возможно, какие-то моменты в пьесе будут обыгрываться нами по-новому», — говорит он.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru