РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфиша«Ближний круг». 
Выставка произведений Дмитрия Иконникова открывается в МВК РАХ

«Ближний круг». 
Выставка произведений Дмитрия Иконникова открывается в МВК РАХ

9 июня 2021 года Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента РАХ Дмитрия Иконникова (1952-2019) «Ближний круг». В масштабной экспозиции представлено более 70 графических произведений и несколько живописных холстов из коллекции Московского музея современного искусства, собраний семьи автора и частных коллекционеров. Выставка организована к 70-летию со дня рождения художника, которое будет отмечаться в начале следующего года.

Дмитрий Иконников. Полет в восходящем потоке. 2015. Бумага, смешанная техника, 130х160 см

Дмитрий Иконников. Прерванный полет. 2015. Бумага, соус, 130х120 см

Дмитрий Иконников. Изнание из рая. 2016. Оргалит, смешанная техника, 130х160 см

Дмитрий Иконников. Мост Риалто. 2015. Бумага, смешанная техника, 130х163 см

Дмитрий Иконников. Петр и Андрей рыбу ловят. Фома помогает. 2016. Холст, акрил, 130х170 см

Дмитрий Иконников давно заявил о себе как сильный и самостоятельный мастер, чей авторский почерк и собственный взгляд на мир не спутаешь ни с каким другим. Тему, объединяющую работы Иконникова, представленные в на выставке в МВК РАХ, можно определить как «ближний круг». Мастер пишет в основном собственную «окружающую среду», свой мир: дом и членов своей семьи, включая любимого кота. И пространство в его вещах — чаще только «ближнее»: интерьеры квартиры и домика на черноморском побережье, где художник отдыхает с семьей. Есть среди работ Иконникова несколько пейзажей, но и они — из ближайшего окружения: вид на внешний мир с собственного балкона и вполне обыкновенный, но, что важно, опять-таки свой «ближний» двор.

Особняком стоят пейзажи, воплощения своего рода «воображаемых путешествий» художника — виды неких городов, отдаленно напоминающих то Венецию с ее каналами и горбатыми мостами, то Францию с ее готическими соборами, возвышающимися над городскими крышами, то Испанию с громадами замков и храмов, нависающими над мостами и водными потоками. Словом, речь идет о произведениях, на первый взгляд камерных и по теме, и по жанрам — натюрморты, интерьеры, интимные пейзажи и «ландшафты воображений». Да и по технике — художник, верный своему образованию графика, работает исключительно на бумаге. Однако назвать его композиции камерной графикой язык как-то не поворачивается. Во-первых, Иконников пишет на бумажных листах большого формата, натянутых на планшеты. Во-вторых, любимая им гуашь на больших цветовых плоскостях, которым отдает он предпочтение, как будто теряет свою специфичность: вместо кроющих слоев — просвечивающие, почти лессировочные поверхности, да еще и с разнообразной «дышащей» фактурой, напоминающей естественные неровности оштукатуренной стены. В результате перед нами — как будто бы фрагменты росписей. Здесь мы подошли к важнейшему качеству работ Иконникова, которое и не позволяет подходить к его последним работам, как произведениям камерного искусства, а именно — к его умению подчинить решение единой композиционной задаче, что гарантирует целостность, а значит — монументальность композиции. Весьма вероятно, что это свойство возникло в результате того, что художник начинал профессионально работать в монументальном цехе художественного комбината. Очень существенным для Иконникова был и опыт печатной графики, в частности, работа в плакате и в книжной иллюстрации. Почти все произведения художника, самодостаточно монументальные с точки зрения композиции, чрезвычайно выверены в деталях. Можно даже сказать, что он мастер детали — благодаря обостренному вниманию и особому «вкусному» отношению к каждой из них. Эта сторона таланта сближает Дмитрия со старыми мастерами, которым было свойственно придавать любому, самому обыденному и прозаическому предмету функцию знака, превращать его в скрытый символ, и при этом не разрушать его особую ауру — так, как это умели в своих полных поэзии натюрмортах и интерьерах «малые голландцы» или Шарден. Автор наделяет простые предметы глубоко личностной символикой, круг посвященных в которую сжимается опять-таки до «ближнего» — своего — круга. Перед нами — не стилизация, а работы художника, впитавшего поиски и интересы сегодняшнего дня, в искусстве которого соединились разновременные творческие традиции, как и подобает в кризисные творческие эпохи, чреватые новыми открытиями. Как раз таковым и является рубеж ХХ и ХХI веков.

Дмитрий Евгеньевич Иконников-Ципулин родился 31 января 1952 года в Мурманске. В своем стремлении посвятить себя художественному творчеству Иконников определился достаточно рано. Уже с 1969 года, после окончания средней школы, работал мастером-исполнителем в монументальном цехе Московского областного комбината художественных работ. Одновременно посещал вечерние рисовальные классы при МГХИ им. В.И. Сурикова. Затем последовали годы учебы — в Московском государственном педагогическом Институте им. В.И. Ленина на художественно-графическом факультете, затем — в МГХИ им. В.И. Сурикова, куда был принят сразу на II курс графического факультета при поддержке известного советского художника Е.А. Кибрика. В 1981 г. окончил МГХАИ им. В.И. Сурикова.

В 80-х годах художник работал в области уникального и печатного плаката. Им были созданы произведения, получившие признание публики и коллег. После чего он занимался книжной графикой, проиллюстрировал ряд книг.
Член Союза художников России (1998), Творческого союза художников России (1995), Московского Союза художников (2003), член-корреспондент Международной Академии культуры и искусств (2008), Член-корреспондент Российской академии художеств (2011).

Персональные выставки мастера проходили в России, Швеции, Норвегии, Южной Корее. Работы мастера находятся в российских музеях и частных собраниях в США, Германии, Норвегии, Японии, Швеции, южной Корее.

Выставка работает до 11 июля.

Материал подготовлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика РАХ Андрея ТОЛСТОГО

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru