Будущее региональных музеев: стали известны результаты форсайт-сессии «Музей. Сила места»

299

Благотворительный фонд Владимира Потанина представил возможные пути развития музеев в современном социокультурном контексте. Выводы были сделаны на основе форсайт-сессии, проведенной Московской школой управления СКОЛКОВО, которая состоялась в рамках инициативы «Музей. Сила места» и объединила 96 представителей региональных институций из 21 города страны.

Поводом для организации форсайт-сессии стало масштабное исследование изменений в культурных стратегиях городов Московской высшей школы социальных и экономических наук, которое было проведенное по заказу Фонда Потанина на начальном этапе проекта «Музей. Сила Места». Эксперты задались вопросом о возможностях музеев создавать комфортную среду и усиливать привлекательность регионов. Форсайт-сессия позволила в формате дискуссии найти ответы на поставленный вопрос, проанализировать околомузейную среду, сформулировать ключевые вызовы и предложить траектории оптимального развития современного музея.

Директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «Культура сегодня находятся в фокусе общественного внимания. И это неслучайно, ведь она создает условия для творческого развития, стимулирует обучение, предлагает инновационные решения традиционных проблем, например, связанных с новыми подходами к предъявлению коллекций. Важность социальной функции учреждений культуры не вызывает сомнений. Музей сегодня — это не только институт сохранения наследия для будущих поколений. Это площадка, объединяющая самые разные ресурсы и способная распространять своё воздействие на малый и средний бизнес, давать уникальное знание, формирующее региональную идентичность, развивать сообщества и вносить вклад в решение социальных проблем. Важно давать музеем пространство для развития и возможность брать на себя новые социальные роли».

Сегодня под влиянием урбанизации меняется городское пространство и его культурная среда, меняется образ посетителя, который больше не хочет быть пассивным наблюдателем и ищет новые диалоги с музеем. На фоне этих трансформаций легко выделить главный вызов, стоящий перед музейным сообществом: усиление разрыва между адресованными ему запросами и ресурсами, позволяющими на них ответить. Зачастую музеям не хватает гибкости для быстрой адаптации и работы с разными аудиториями, они, как и ранее, делают акцент исключительно на сохранении культурного наследия, однако сегодня для успешного развития необходимо осваивать качественно новые форматы работы.

Учитывая тенденции, риски и возможности эксперты предложили несколько конкретных вариантов будущего развития музеев:

  • «Городской коворкинг» — музей становится пространством взаимодействия городских сообществ, площадкой для дискуссии, где различные аудитории встречаются, решают актуальные вопросы, проектируют городское развитие.
  • «Центр дискуссий» — музей выполняет функцию форума, где власти или представители бизнеса могут вступить в диалог с обществом, а общество — заявить о своей позиции.
  • «Парк развлечений» — в рамках этого сценария музей выступает в качестве производителя «экономики впечатлений» — новой экономической модели, в которой впечатление считается главной формой предложения.
  • «Верификатор» — при таком подходе музей предоставляет культурную и социальную экспертизу и выступает носителем знания, выполняя помимо функции хранения также функции исследования и трансляции.
  • «Цифровой храм» — музей заниматься изучением и хранением наследия с использованием цифровых форматов и инструментов, что обеспечивает большую доступность и открытость знания.

В реальных условиях музеи могут совмещать эти сценарии в зависимости от особенностей каждого конкретного учреждения. Тем не менее важно задать пространство самоопределения, описать возможные сценарии и присущие ему типы идентичности. Это шаг на пути развития форм, средств и концептов управления музейным делом.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.