Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойГалереи и музеиБудущее региональных музеев: стали известны результаты форсайт-сессии «Музей. Сила места»

Будущее региональных музеев: стали известны результаты форсайт-сессии «Музей. Сила места»

Благотворительный фонд Владимира Потанина представил возможные пути развития музеев в современном социокультурном контексте. Выводы были сделаны на основе форсайт-сессии, проведенной Московской школой управления СКОЛКОВО, которая состоялась в рамках инициативы «Музей. Сила места» и объединила 96 представителей региональных институций из 21 города страны.

Поводом для организации форсайт-сессии стало масштабное исследование изменений в культурных стратегиях городов Московской высшей школы социальных и экономических наук, которое было проведенное по заказу Фонда Потанина на начальном этапе проекта «Музей. Сила Места». Эксперты задались вопросом о возможностях музеев создавать комфортную среду и усиливать привлекательность регионов. Форсайт-сессия позволила в формате дискуссии найти ответы на поставленный вопрос, проанализировать околомузейную среду, сформулировать ключевые вызовы и предложить траектории оптимального развития современного музея.

Директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «Культура сегодня находятся в фокусе общественного внимания. И это неслучайно, ведь она создает условия для творческого развития, стимулирует обучение, предлагает инновационные решения традиционных проблем, например, связанных с новыми подходами к предъявлению коллекций. Важность социальной функции учреждений культуры не вызывает сомнений. Музей сегодня — это не только институт сохранения наследия для будущих поколений. Это площадка, объединяющая самые разные ресурсы и способная распространять своё воздействие на малый и средний бизнес, давать уникальное знание, формирующее региональную идентичность, развивать сообщества и вносить вклад в решение социальных проблем. Важно давать музеем пространство для развития и возможность брать на себя новые социальные роли».

Сегодня под влиянием урбанизации меняется городское пространство и его культурная среда, меняется образ посетителя, который больше не хочет быть пассивным наблюдателем и ищет новые диалоги с музеем. На фоне этих трансформаций легко выделить главный вызов, стоящий перед музейным сообществом: усиление разрыва между адресованными ему запросами и ресурсами, позволяющими на них ответить. Зачастую музеям не хватает гибкости для быстрой адаптации и работы с разными аудиториями, они, как и ранее, делают акцент исключительно на сохранении культурного наследия, однако сегодня для успешного развития необходимо осваивать качественно новые форматы работы.

Учитывая тенденции, риски и возможности эксперты предложили несколько конкретных вариантов будущего развития музеев:

  • «Городской коворкинг» — музей становится пространством взаимодействия городских сообществ, площадкой для дискуссии, где различные аудитории встречаются, решают актуальные вопросы, проектируют городское развитие.
  • «Центр дискуссий» — музей выполняет функцию форума, где власти или представители бизнеса могут вступить в диалог с обществом, а общество — заявить о своей позиции.
  • «Парк развлечений» — в рамках этого сценария музей выступает в качестве производителя «экономики впечатлений» — новой экономической модели, в которой впечатление считается главной формой предложения.
  • «Верификатор» — при таком подходе музей предоставляет культурную и социальную экспертизу и выступает носителем знания, выполняя помимо функции хранения также функции исследования и трансляции.
  • «Цифровой храм» — музей заниматься изучением и хранением наследия с использованием цифровых форматов и инструментов, что обеспечивает большую доступность и открытость знания.

В реальных условиях музеи могут совмещать эти сценарии в зависимости от особенностей каждого конкретного учреждения. Тем не менее важно задать пространство самоопределения, описать возможные сценарии и присущие ему типы идентичности. Это шаг на пути развития форм, средств и концептов управления музейным делом.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru