«Будущее уже здесь, нам нужно быть частью этого процесса». В Чебоксарах подвели итоги лектория «Культура 2.0»

0
433

Специальный дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума Открытый лекторий «Культура 2.0» впервые провел свои сессии в Чувашии. В Национальной библиотеке студенты творческих факультетов и профессионалы культурных сфер поговорили о новейших технологиях и их влиянии на культуру.

Открытый лекторий «Культура 2.0» ежегодно представляет серию дискуссий во время Санкт-Петербургского международного культурного форума, а также проводит выездные сессии в регионах России. Спикерами Открытого лектория в Чебоксарах стали кураторы музеев, музыканты и художники из Москвы и Санкт-Петербурга. За два дня участники обсудили современное искусство и культуру: послушали музыку, созданную искусственным интеллектом, поспорили о детях в музеях, изучили историю комикса.

Как привить ребенку любовь к искусству с малых лет? Этот вопрос стал заглавным на дискуссии «Дети в музеях». Специалист центра эстетического воспитания Пушкинского музея Наталия Кузнецова, куратор просветительского отдела Музея русского импрессионизма Елена Шарова и куратор детских программ музея-заповедника «Петергоф» Валерия Менг вместе искали решения, которые могут сделать экспозицию музея понятной и интересной для ребенка.

«Современный музей — это место для диалога с детьми, со взрослыми, с людьми с инвалидностью. Нужно стремиться смотреть на свои выставки и программы с точки зрения универсальности. Основная задача для нас в том, чтобы снять барьеры, убрать страхи и у детей, и у взрослых, что в музее нельзя вступить в коммуникацию, высказать свое мнение», – говорит Елена Шарова.

Валерия Менг предложила найти полезное применение любимым игрушкам современных детей: «Нужно, по возможности, использовать интерес детей к техническим устройствам. Смотреть на телефон как средство не только для развлечения, но и для создания чего-то нового. Что может сделать телефон? Можно снять на видео себя и сделать видеоэкскурсию, можно сделать видеообзор музея. Важна деятельность – дети должны принять информацию и сразу сделать что-то свое, чтобы запомнить и вечером обсудить с родителями, передать другим».

В целом эксперты из трех музеев сошлись во мнении, что разнообразные активности и особенный подход к детям поможет удерживать их внимание и одновременно прививать интерес к культуре.

«В музее ребенок, во-первых, учится. Во-вторых, общается. В-третьих, показывает всем себя. В-четвертых, ищет себя. В определенный момент у детей появляются любимые залы, любимые экспонаты, любимые формы деятельности в музее. И если какое-то музейное занятие удовлетворяет все эти потребности, то оказывается, что ребенок доволен происходящим», – подвела итог Наталия Кузнецова.

Открытый лекторий постоянно расширяет свою аудиторию, предлагая новые темы и форматы общения. В этом году появился новый блок – «Культура 2.0 Zoom» – серия паблик-токов о творческих профессиях. «Культура 2.0 Zoom» предназначена для очень молодой аудитории, для подростков, которые только определяются с выбором будущего профессионального пути. В этом им помогают эксперты из разных сфер культуры и искусства. Основатель собственного лейбла Илья Пучеглазов (Symphocat) начал паблик-ток «Кто такой современный музыкант?» с рассказа о своей работе и творческих экспериментах. Он показал фрагменты перформансов, в которых выступал композитором: музыкальный проект на заброшенном заводе в Петербурге, оркестровый концерт в Мурманском музыкальном колледже, танцевально-музыкальный перформанс в купольном кинотеатре. А затем дал начинающим музыкантам советы о том, как создавать электронную музыку, какие программы и сервисы использовать.

«Необходимо ли современному автору иметь музыкальное образование? – рассуждает Илья Symphocat. – У меня есть начальное музыкальное образование, но в первую очередь важен слух и ваше отношение к звуку, музыке. Ваш инструмент – это ваши уши. Вкус или чувство прекрасного выше разных форм образования, потому что образование – это некие правила. Если мы эти правила не нарушаем, как мы можем прийти к чему-то свежему, новому и непознанному? Я до сих пор продолжаю думать, нужно ли по-настоящему образование или стоит оставаться в тени неведения и быть свободным от неких рамок? Это риторический вопрос, на который каждый музыкант, композитор, творческий человек отвечает сам себе в течение жизни».

На следующей дискуссии «Музыка и технологии» к Илье Пучеглазову присоединились композитор, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Антон Танонов и директор сообщества независимых артистов Виталина Стрекалова. Спикеры обсуждали, как современные технологии повлияли на музыкальную индустрию и изменили процесс творчества композитора.

«Сегодня композитор – это одна из самых инновационных профессий. Современные студенты в петербургской консерватории целых 4 года изучают компьютерные музыкальные технологии: от midi-программирования до работы в интерактивных средах. Такие предметы, как основа акустики, звукорежиссура, саунд-дизайн, история киномузыки позволяют нашим выпускникам в самостоятельном плавании представлять профессию композитора очень многогранно», – рассказал Антон Танонов.

Виталина Стрекалова, искусствовед и куратор, воспринимает технологии как новый музыкальный инструмент: «Если сейчас остановить случайного человека на улице и спросить, как делается музыка, то он, наверное, начнет перечислять акустические инструменты – гитара, барабаны. Когда люди станут понимать, что компьютер выполняет большую роль – это будет интересно. Если будущий композитор изучит не только теорию музыки, но и программирование, то у него будет больше шансов на успех».

Второй день дискуссий в Национальной библиотеке Чувашии был посвящен комиксам как новейшему виду искусства. Гости паблик-тока «Кто такой комиксист?» смогли познакомиться с иллюстратором Алексеем Капнинским. В рамках направления «Культура 2.0 Zoom» он рассказал молодым людям о своем профессиональном пути от рисунков для детских журналов до издания своих книг комиксов и преподавания графики в Высшей школе экономики. Алексей говорил о разных жанрах комикса и буквально пошагово объяснил сложный процесс создания графической истории: от режиссуры и поиска персонажей до создания эскизов.

«Комикс, прежде всего, это умение рисовать. Рисование помогает вам выработать общий язык, с которым вы можете в дальнейшем разговаривать со зрителями. Художник разговаривает знаковыми изображениями. Надо выучить азбуку, а потом уже выбрать свой стиль. В комиксах их много: реализм, символизм, примитивизм, все, что хотите».

Спикерами следующей дискуссии «Комиксы – это искусство?» стали основатель комикс-центра Андрей Дроздов и куратор «Центра рисованных историй и изображений» Александр Кунин. Они объяснили гостям, почему комиксы называют «девятым искусством», как графические романы стали, настолько популярны и почему авторам комиксов присуждают литературные премии.

«Первые комиксы в нашей стране появились в 1850-х годах. Да, очень давно. Просто первый комиксист не понимал, что он рисует комиксы. В то время, на фоне послабления цензуры в России стали расцветать различные жанры. Комиксы развивались, но их называли развернутой карикатурой, иллюстрацией, только в 80-е годы двадцатого века наконец признали, что в России есть комиксы. Поэтому комикс в Россию не пришел только сейчас, он всегда был в нашей стране», – Александр Кунин.

Дискуссии Открытого лектория «Культура 2.0» продолжатся 12-14 ноября на IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Подробная информация и регистрация участников доступна на официальном сайте: https://culturalforum.ru/

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.
Предыдущая статьяПремьера спектакля «Сиротливый Запад» пройдёт на сцене театра им. М.А. Булгакова
Следующая статьяIII Международный Большой Детский фестиваль представил свою программу

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя