Команда Центра современного искусства «Заря» объявляет о начале работы нового проекта – Фонда искусства «Голубицкое», расположенного на территории действующего винодельческого хозяйства «Поместье Голубицкое».
Проект создан для поддержки российских художников и развития международного сотрудничества в сфере современного искусства. В Фонде работает международная круглогодичная резиденция для художников, кураторов, писателей, историков, археологов и междисциплинарных исследователей, а также организованы выставки и просветительская программа. В 2023 году на территории Фонда «Голубицкое» откроется арт-парк.
Проекты Фонда доступны для широкой публики и интересны для местного гуманитарного сообщества: сотрудников местных археологических площадок, музеев, галерей – всех, кто интересуется искусством, культурой, историей.
Алиса Йоффе. Таманский дневник
Первый выставочный проект Фонда – «Таманский дневник» концептуальной художницы Алисы Йоффе. Алиса представила масштабные работы, созданные во время резиденции и в путешествии по Таманскому полуострову и передающие образы таманской повседневности. Выставка открыта до 30 ноября 2020 года.
Важно понимать, что Центр современного искусства «Заря» не закрывается – сокращаются площади выставочных залов и количество образовательных программ, но сохраняются общественное и городское пространства. Международная программа «Контактные зоны. Дальний восток» завершится после выполнения взятых на себя в рамках партнерства обязательств, а в следующем году начнет работу новый её эпизод – «Контактные зоны. Азовское и чёрное моря».
Алиса Багдонайте, главный куратор фонда: «В Центре «Заря» мы научились делать проекты in-situ, создавать международные партнерства, преодолевать инертность среды и пересобирать культурные связи, давать поддержку и голос местному сообществу, выяснили методом проб и ошибок, как работать с художником в полевых условиях, как дать более широкую перспективу для художественного высказывания там, где публика была большей частью оторвана от происходящего в современном искусстве. Фонд искусства «Голубицкое» сохраняет базовые методологические разработки «Зари» и едет с ними на новую территорию, чтобы создать удобную платформу для художников, кураторов, исследователей. Некоторые рудиментарные формы, без которых «Заря» не могла обойтись, будут отброшены: обязательная презентация «проекта», пополнение коллекции, короткий срок резиденции. Мы хотим перенять лучшее, но стать более гибкими, ресурсными для участников и расширить круг дисциплин, с которыми работаем».
А в субботу, 14 ноября, в Центре современного искусства «Заря» откроется ретроспективная выставка «Сон Зари», охватывающая семилетнюю историю Центра. Задача экспозиции – рассказать об институции, сохранив ностальгическую тональность: зрители узнают обо всех знаковых проектах, которые были осуществлены в этот период в ЦСИ, а также увидят архивные материалы и интервью с художниками, кураторами и исследователями.
«Как и многие художественные институции, Центр современного искусства “Заря” стал местом, где были показаны различные проекты, отличающиеся предельной актуальностью и ярко выраженной авторской интонацией. Каждый проект был реализован не просто в режиме завершенного предъявления набора артефактов или практик, но в форме дискуссионного пространства, где экспертное знание сталкивалось с разнородными реакциями аудитории, формируя полифонию смыслов и мнений», – прокомментировала главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.
Выставка «IN RESIDENCE. Из коллекции Центра современного искусства «Заря». 2019
Участниками масштабной выставки станут известные российские и зарубежные авторы (Георгий Острецов, Саша Курмаз, Лейф Холмстранд и др.), а также местные художники (Ильяс Зинатулин, Кирилл Крючков, Андрей Дмитренко и др.).
В экспозиции уделят внимание крупным выставкам и программам кинопоказов, лекционным циклам и перформансам, которые проходили в стенах ЦСИ «Заря» и знакомили гостей Центра с многогранным миром современной культуры и гуманитарной мысли.
Еще один аспект, который затронут на выставке, – взаимодействие ЦСИ «Заря» и Владивостока, в котором он расположен. Часть экспозиции посвящена опыту художников, чьи проекты были глубоко интегрированы в городскую среду: «крылья» Паши 183, размещенные на автобусных остановках; граффити Славы ПТРК на уличных ступенях; миниатюрные многоквартирные дома немецкого художника Evol и их дальнейшая судьба.
Vladivostok Block, EVOL (Германия). 2017
Напомним, что единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций, открытая при Центре в 2014 году, приняла художников из 21 страны и реализовала более 90 проектов, посвященных осмыслению местного геополитического, социального и культурного ландшафта. В своей работе художники неизменно делали фокус на локальном контексте – мифологии данной территории, особенностях социальной и культурной жизни и разностороннем сотрудничестве с местными сообществами.