Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

Домой366INFO.RUДизайн: от услуги к управлению правами

Дизайн: от услуги к управлению правами

Дизайн состоится как индустрия, когда все участники рынка будут в полной мере использовать свои интеллектуальные права, зарабатывать за счет роялти, формировать нематериальные активы и привлекать под них финансирование. К таким выводам пришли участники сессии «Интеллектуальное право и экономика индустрии дизайна» на Российском форуме дизайна и моды.

Интеллектуальная собственность — «под капотом» любой креативной индустрии. В развитых индустриях, таких как музыкальная, интеллектуальное право выступает не только для защиты коммерческих интересов. Оно является мощным инструментом защиты автора как слабой стороны сделки: именно на это ориентированы институты справедливого вознаграждения, расширенной лицензии и т. д. В дизайне же роль автора и возможности монетизации этой роли не так очевидны: большинство дизайнеров не продают права на результаты творческой деятельности, а просто оказывают бизнесу услуги, в лучшем случае сразу отчуждают исключительные права в пользу заказчика.

Насколько такое положение дел удовлетворяет интересам отрасли и можно ли ожидать, что ситуация переменится? Такой вопрос поставил перед участниками беседы модератор — президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС), член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации РФ Сергей Матвеев. Он привел в пример практику, распространенную в ряде стран с успешной киноиндустрией: «У гильдии продюсеров есть договоренность с гильдиями сценаристов, композиторов, актеров и так далее, которая устанавливает, что после того, как сборы фильма превысили затраты на его создание, авторы начинают получать дополнительное вознаграждение. Это вознаграждение втягивает людей в профессию и позволяет жить свободнее. Есть ли шанс нечто подобное увидеть в сфере дизайна?»

Главный конструктор и основатель Karfidov Lab Алексей Карфидов рассказал, что раньше в его компании права на дизайн в самом деле всегда по умолчанию переходили заказчику. Однако все изменилось, когда Karfidov Lab начала работать с клиентами из Европы, в частности из Германии. «Они неожиданно стали выступать как бы на нашей стороне. Мол, неужели вам неинтересно побороться за ваши права и хотя бы часть интеллектуальной собственности оставить себе?» — рассказал он.

Оказалось, что в Европе распространена практика, при которой часть права на получение вознаграждения за дизайн, технологии, конструктивные элементы остается за подрядчиком, а бывает, когда исключительное право не отчуждается, а передается заказчику на основании лицензии на определенный срок. В итоге дизайнеры могут в дальнейшем сами использовать элементы своих разработок или извлекать дополнительную выгоду от продажи лицензий.

Далеко не всегда стоимость дизайна и других объектов интеллектуальных прав поддается точной оценке, особенно на стадии их создания, отметила директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ

Татьяна Абанкина: «В креативной экономике помимо собственно результатов интеллектуального труда и креативных продуктов постоянно создается еще и некая сверхценность, которую обычно обозначают словом “бренд”. В дизайне и моде значение этого символического компонента особенно велико».

По словам ученого, именно поэтому так важно охранять не только имущественные права, но и личные неимущественные (моральные), такие как право на имя, право на авторство. Так, из личного неимущественного права на неприкосновенность произведения вытекает право на авторский надзор в архитектуре. К сожалению, на практике архитекторы крайне редко располагают реальной возможностью такого контроля, а соответствующие нормы российского законодательства просто игнорируются застройщиками и промышленностью.

Не менее остро в дизайне стоит проблема безопасности правоотношений, отметил руководитель магистерской программы «Правовое обеспечение безопасности личности, общества, государства» РГУ им. А.Н. Косыгина Семен Лебедев: «Ради интеллектуальной собственности люди идут не только на нарушение интеллектуальных прав, но даже на вымогательство, грабеж и убийство. При этом следователи не любят дела по 146-й статье УК РФ, потому что санкция по ней слишком мала».

Статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав» и в самом деле сегодня применяется не так часто, а в тех случаях, когда дела по ней все же заводят, обоснованность уголовного преследования часто вызывает у юристов и общества серьезные вопросы. Так, на слуху дело Rambler против разработчика веб-сервера Nginx Игоря Сысоева. Компания сочла, что бывший сотрудник неправомерно распорядился служебным произведением, однако никаких доказательств того, что программный продукт был создан в рабочее время в рамках должностных инструкций, предоставить не смогла. В итоге компания предпочла сама обратиться к правоохранителям с просьбой закрыть дело.

Возможность заработка на роялти и, соответственно, существенного повышения стоимости продукта за счет дизайна во многом определяется известностью дизайнера, отметил руководитель направления промышленного проектирования «Трансмашхолдинга» Владимир Шипилов: «Подобное происходит, когда не бренд производственной компании работает на дизайнера, а личный бренд дизайнера — на его индустриального партнера. Если дизайн для вашей продукции сделает Филипп Старк или кто-то из итальянцев, ее стоимость увеличится явно, и заработок на роялти для дизайнера будет вполне логичен. Пока же дизайн воспринимается как сервис, производитель воспользуется услугами там, где это будет сделать проще».

По его словам, легко представима досадная и несправедливая ситуация, в которой разработчик дизайна зубной щетки получает за свои услуги 100 000 рублей, а щетка в дальнейшем выпускается миллионными партиями. Однако не менее печальным будет случай с поездом, который никак не может тронуться из-за того, что дизайнер, к примеру, фары «выкручивает заказчику руки» и пытается извлечь из исключительного права максимальную ренту.

Так или иначе, интеллектуальная собственность остается приводным ремнем всех креативных индустрий. Именно она позволяет формировать нематериальные активы, наращивать капитализацию бренда, привлекать инвестиции и поощрять творцов выкладываться на все сто в расчете на пропорциональное вознаграждение. Отсюда так важно образование представителей творческих отраслей в сфере интеллектуального права, рассказал заместитель генерального директора АКИ по развитию креативных индустрий Константин Бучнев: «Мы подступились к этой теме в конце позапрошлого года и выделили для себя несколько основных пунктов. Во-первых, креативный предприниматель должен владеть навыками работы с интеллектуальными правами, во-вторых, понимать, как использование интеллектуального права помогает больше зарабатывать, в-третьих, грамотно защищать свои права и не нарушать чужие».

Не менее важно для креативного предпринимателя ориентироваться в профильном законодательстве и умело использовать цифровые сервисы управления интеллектуальными правами, которые сегодня развиваются на базе общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры РЦИС.РФ. Все эти умения можно совершенно бесплатно приобрести на образовательных проектах АКИ, таких как Школа интеллектуального права «Креатус», онлайн-курс «Креатус Онлайн» и своего рода мини-MBA для руководителей творческих бизнесов «ПРО.Креатус».

Фото из открытых источников

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru