РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюДмитрий ОСТАПЧУК: «Сотрудникам медицинских учреждений нужна радостная и позитивная атмосфера»

Дмитрий ОСТАПЧУК: «Сотрудникам медицинских учреждений нужна радостная и позитивная атмосфера»

Пленэр в Испании

Дмитрий Остапчук — руководитель производственной Арт-студии АРТЭРА — художник, общественный деятель, лауреат и призер международных форумов и конкурсов искусств, ведет выставочную деятельность и популяризирует традиционное искусство. Творческую карьеру он начал в качестве художника-мультипликатора, работал в иллюстрации и дизайне. В начале своего творческого пути Дмитрий сосредоточился на графике, позже освоил технику акварели. В настоящее время художник также пишет маслом на холсте.

Основная идея, которая проходит через творчество художника: Искусство – это путь от сердца к сердцу. Искусство — это всегда то, что поднимает над суетой и исцеляет.

Данную идею Дмитрий Остапчук раскрыл в уникальном проекте «Навстречу здоровью – без боли и жара». Экспозиция иллюстраций, вдохновленных сюжетами литературных произведений для детей, расположена в ДГКБ имени З.А. Башляевой. Выставка призвана наполнить пространство внутри больничных стен яркими, светлыми и красочными оттенками из мира сказок, где нет места страданиям, боли и жару, где «добрые» врачи обязательно побеждают «злую» болезнь.

– Как родилась идея выставки? Почему за основу были приняты именно сюжеты известных литературных произведений для детей?

– Не секрет, что больницы и поликлиники называют домиками боли и страха. Действительно, дети, попадая в больницы оказываются вырваны из привычной среды, нередко оторваны от родителей, они не понимают, что с ними происходит, испытывают боль и страх от медицинских манипуляций. Но мы все знаем, что именно хорошее настроение, смех, позитивный настрой способствуют выздоровлению. Поэтому нам очень захотелось создать детям такую среду, в которой им проще было бы выздоравливать, в которой было бы меньше страха, которая отвлекла бы их, хотя бы на время, и помогла уменьшить боль.

Мы все помним, пусть и отдаленно, каково это быть маленьким и беззащитным, особенно, в момент болезни. И именно в такие минуты, когда организм отдает все силы на борьбу с недугом, ребенку необходима помощь, забота и защита тех, кто старше и сильнее.  Именно в такие минуты дети все чаще льнут к родителям, просятся на руки, просят, чтобы их обняли и пожалели. Именно в такие моменты дети острее, чем обычно нуждаются в заботе, любви и радости. И как известно мир глазами ребенка выглядит не таким, каким видим его мы с вами, и запахи другие и интересы. И это относится не только к детям младшего возраста, даже взрослые порой начинают вести себя как дети в моменты болезни.

Мы приняли решение сделать то, что умеем лучше всего – создать детские иллюстрации – красочные, веселые, добрые, понятные, увлекающие в мир детских фантазий и мечтаний.

здоровое детство

Выставка «Здоровое детство»

– Были ли в вашей практике аналогичные проекты на стыке медицины и искусства? Как бы вы оценили их эффективность?

– Это не первый выставочный проект, который мы организовали в лечебных учреждениях. Сначала мы размещали на территории лечебных учреждений изображения шедевров российских музеев – живопись, графику, сокровища древнерусского зодчества, фрески и другие. Изображения своих коллекций предоставили музеи Костромы, Великого Новгорода, Твери, Смоленска и других российских городов.

Необходимо отметить понимание и энтузиазм сотрудников музеев, когда они узнавали, что экспозиции будут размещены на территории лечебных учреждений. Они с радостью откликнулись на предложение украсить пребывание пациентов во время лечения в стационарах. Особенно радостно организовывать выставки для больных детей.

Очень хорошо выставки приняли пациенты и сотрудники лечебных учреждений. На наш взгляд лучшим признанием был букетик желтых одуванчиков, который кто-то положил рядом со стендом, на котором было изображение Николая Чудотворца с фрески одного из храмов Великого Новгорода. Это говорит о том, что великое искусство вызывает ощущение взаимодействия с ним даже если это только фотография, а не оригинал. Стенды с фотографиями стали своего рода порталами в музеи и храмы.

И нельзя забывать о том, что сотрудникам медицинских учреждений тоже нужна радостная и позитивная атмосфера, в которой можно восстановить силы.

– Какую задачу вы ставили перед художниками, которые работали над иллюстрациями? Что должно и чего не должно быть на картинах, которые попадут в детские медицинские учреждения?

– Перед командой художников-иллюстраторов производственной студии АРТЭРА всегда стоит задача рисовать исключительно позитивные по содержанию и исполнению, а также однозначные по смыслу изображения. Все изображения и тексты подвергаются жесткой многоступенчатой цензуре. Они должны строго соответствовать детскому возрасту. Мы убеждены, что визуальные образы и литература – это то, что формирует внутренний мир ребенка и его мировосприятие. Контроль иллюстраций идет по многим параметрам — цвет, форма, эмоция, сюжеты, посыл, настроение и простота восприятия.

Цвета должны быть жизнерадостными и позитивными. Мы придерживаемся точки зрения, что в визуальном ряде необходимо минимизировать или полностью исключить черный цвет в изображении предметов, одежды, архитектуры и фонов. И также исключить черные карандаши, фломастеры, краску из доступной для ребенка палитры при рисовании. Ведь первой причиной, почему ребенок рисует черным является то, что этот цвет ему доступен и с его помощью можно очень просто создать контрасты в рисунке. Попробуйте оставить ребенка без черного цвета и его рисунки наверняка станут более цветными, а он сам более позитивным. Потому что цвет не только является показателем настроения, но и создает его.

Форма — форма предметов должна максимально соответствовать реальности и не должна вызывать ассоциации, связанные с болью и прочие негативные реакции.

Эмоции – Большое внимание уделяется контролю эмоционального фона всей иллюстрации, отдельных персонажей, сюжета. Мы уверены, что все это определяет эмоции маленького зрителя. Герои наших иллюстраций улыбаются задорно и по-доброму. Известно, что дети учатся, глядя на других, поэтому мы хотим, чтобы они научились радостно улыбаться, беря пример с наших персонажей.

Сюжеты – мы стараемся выбирать сюжеты, которые могут помочь ребенку развить или привить какие-то навыки, например, навык общения, игры с другими детьми, научить чему-то, заинтересовать чтением или рисованием. Мы выбираем только позитивные и безопасные для ребенка сюжеты.

Настроение — иллюстрация должна создавать веселое и радостное настроение. Потому рисунок прорабатывается так, чтобы вызывать позитивный внутренний отклик у ребенка и родителей.

Простота восприятия – мы стремимся создать иллюстрации, которые будут понятны детям любых возрастов, поэтому наши иллюстрации упрощенные и стилизованные, что способствует простоте восприятия образов.

– Почему для стилизации экспозиции использован прием с книжным разворотом? И по какому принципу отбирались литературные источники для иллюстраций?

– Не случайно был выбран формат книжной страницы. Мы создаем иллюстрации к литературным произведениям для детей и поэтому книжная страница показалась нам наиболее подходящей. Дети смогут сами читать то, что написано на стенде и для этого мы выбрали достаточно большой размер шрифта, чтобы его можно было прочитать. Их можно назвать настенными книжками, которые родители могут читать ребенку у кабинета врача или во время прогулки. Мы надеемся, что это поможет создать теплые отношения между родителями и детьми в непростых условиях пребывания в больнице.

Детские авторы прошлого с их популярными произведениями позволяют родителям рассказать детям, как они познакомились с этим произведением в своем детстве и поделиться своими детскими впечатлениями. А это часто необходимый опыт для того, чтобы дети почувствовали себя понятыми. Это создает связь и преемственность поколений.

Создавая иллюстрации в формате книжного разворота, мы хотели напомнить, что книга, несмотря на широкую популярность цифровых источников информации, остаётся незаменимым атрибутом обучения и развития.

Мы стараемся дать детям возможность взаимодействовать с визуальными образами и текстами, которые строго соответствуют детскому возрасту, которые не имеют двойного дна, просты для восприятия, учат тому, что нужно детям – доброте, общечеловеческим и семейным ценностям, вызывают интерес к тем вещам, которые должны постигаться детьми.

Выставка «Здоровое детство»

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru